Древняя Индия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:22, реферат

Описание работы

В Индии в настоящее время возникли
Упанишады, жил Будда, в Китае получили развитие мощные философские школы, в
Иране учил Заратустра, в Палестине выступали пророки, в Греции - это время
Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Архимеда.
Именно тогда перед человеком открылись и собственная беспомощность и величие
окружающего мира; для жизни понадобились новые способы и инструменты ее
организации. Человек ищет новые ответы на вопросы, ранее принятые на веру,
пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Новый человек способен слушать и
понимать то, о чем ранее он не задумывался, и благодаря этому открывать в
себе все новые возможности.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 50.82 Кб (Скачать)

по теории метрики  и поэтике. Появляется несколько  школ «поэтической науки»,

ведутся споры  о жанрах, о цели литературы и  о художественном языке.

Концепция божественного  характера речи повлияла на развитие науки о языке.

Считалось, что  речь лежит в основе наук и искусств. В грамматике Панини

«Восьмикнижие»  анализ языкового материала проведен столь глубоко и

основательно, что  современные ученые находят сходство между теорией древних

индийцев и  современной лингвистикой. 

ВЕДЫ - первый памятник мысли древних индийцев 

Первым памятником мысли древних индийцев были "ВЕДЫ", буквально означающие в

переводе с  санскрита "знание, ведение". ВЕДЫ, возникнув между вторым и первым

тысячелетием  до нашей эры, сыграли огромную, определяющую роль в развитии

духовной культуры древнеиндийского общества, включая  развитие философской

мысли.

ВЕДЫ состоят  из гимнов, молитв, заклинаний, песнопений, жертвенных формул, и

так далее. В  них впервые делается попытка  к философскому толкованию

окружающей человека среды. Хотя в них содержится полусуеверное,

полумифическое, полурелигиозное объяснение окружающего  человека мира, тем не

менее, их рассматривают  в качестве философских, а точнее предфилософских,

дофилософских источников. Собственно, первые литературные произведения, в

которых делаются попытки философствования, т.е. толкования окружающего

человека мира, по своему содержанию не могли быть другими. В образном языке

ВЕД выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, первое философское

представление о мире, человеке, нравственной жизни. ВЕДЫ делятся на четыре

группы (или части). Древнейшая из них - Самхиты (гимны). Самхиты, в свою

очередь, состоят  из четырех сборников. Самый ранний из них - Ригведа, сборник

религиозных гимнов (около полутора тысяч лет до нашей  эры). Вторая часть ВЕД

- Брахманы (сборник  ритуальных текстов). На них опиралась  религия

брахманизма, господствовавшая до возникновения буддизма. Третья часть ВЕД -

араньяки ("лесные книги", правила поведения для  отшельников). Четвертая часть

ВЕД - Упанишады, собственно философская часть, возникшая  около тысячи лет до

нашей эры.

Уже в это  время возникли первые элементы философского сознания, началось

формирование  первых философских учений (и религиозно-идеалистических  и

материалистических). 

Упанишады 

Упанишады ("сидеть около", т.е. у ног учителя, получая  наставления; или -

"тайное, сокровенное  знание") - философские тексты, появившиеся  около одной

тысячи лет  до нашей эры и по форме представлявшие, как правило, диалог

мудреца-учителя  со своим учеником или же с человеком, ищущим истину и

впоследствии  становящимся его учеником. В общей  сложности известно около

сотни Упанишад. В них доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с

помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека.

Господствующее  место в Упанишадах занимают учения, полагающие в качестве

первопричины  и первоосновы бытия духовное начало - Брахман, или Атман.

Брахман и Атман  употребляются обычно как синонимы, хотя Брахман чаще

употребляется для обозначения бога, вездесущего  духа, а Атман - души. Начиная

с Упанишад, Брахман  и Атман становятся центральными понятиями всей индийской

философии (и  прежде всего - веданты). В некоторых  Упанишадах идет

отождествления  Брахмана и Атмана с материальной первопричиной мира - пищей,

дыханием, вещественными  первоэлементами (вода, воздух, земля, огонь), или со

всем миром  в целом. В большинстве же текстов  Упанишад Брахман и Атман

трактуются как  духовный абсолют, бестелесная первопричина природы и человека.

Красной нитью  через все Упанишады проходит идея о тождестве духовной сущности

субъекта (человека) и объекта (природы), что нашло  свое отражение в

знаменитом изречении: "Тат твам аси" ("Ты есть то", или "Ты - одно с тем").

Упанишады и  изложенные в них идеи не содержат логически последовательной и

целостной концепции. При общем преобладании объяснении мира как духовного и

бестелесного  в них представлены и другие суждения и идеи и, в частности,

делаются попытки  натурфилософского объяснения первопричины и первоосновы

явлений мира и  сущности человека. Так, в некоторых  текстах проявляется

стремление объяснить  внешний и внутренний мир, состоящим  из четырех или даже

пяти вещественных элементов. Порой мир представляется как

недифференцированное  бытие, а его развитие как последовательно  прохождение

этим бытием определенных состояний: огонь, вода, земля, или же -

газообразное, жидкое, твердое. Именно этим и объясняется  все то многообразие,

которое присуще  миру, в том числе человеческому  обществу.

Познание и  приобретенное знание подразделяются в Упанишадах на два уровня:

низшее и высшее. На низшем уровне можно познавать  только окружающую

действительность. Это знание не может быть истинным, так как оно по своему

содержанию является отрывочным, не полным. Высшее - познание истины, т.е.

духовного абсолюта, это восприятие бытия в его  целостности, приобрести его

можно только с  помощью мистической интуиции, последняя  же в свою очередь

формируется в  значительной степени благодаря  йогическим упражнениям. Именно

высшее знание дает власть над миром.

Одна из важнейших  проблем в Упанишадах - исследование сущности человека, его

психики, душевных волнений и форм поведения. Мыслители  Древней Индии отмечают

сложность структуры  человеческой психики и выделяют в ней такие элементы, как

сознание, воля, память, дыхание, раздражение, успокоение и т.п.

подчеркивается  их взаимосвязь и взаимовлияние. Несомненным достижением

следует считать  характеристику различных состояний  человеческой психики и, в

частности, бодрствующее состояние, легкий сон, глубокий сон, зависимость  этих

состояний от внешних  стихий и первоэлементов внешнего мира.

В области этики  в Упанишадах преобладает проповедь  пассивно-созерцательного

отношения к  миру: высшим счастьем провозглашается  избавление души от всяких

мирских привязанностей и забот. В Упанишадах проводится различие между

материальными и духовными ценностями, между  благом, как спокойным состоянием

души, и низменной  погоней за чувственными удовольствиями. Кстати, именно в

Упанишадах впервые  высказывается концепция переселения  душ (сансара) и

воздаяния за прошлые  действия (карма). Здесь выражено стремление определить

причинно-следственную связь в цепи человеческих поступков. Делается также

попытка с помощью  нравственных принципов (дхармы) скорректировать  поведение

человека на каждой стадии его существования. Упанишады  по существу являются

фундаментом для  всех или почти всех последующих  философских течений,

появившихся в  Индии, так как в них были поставлены или разрабатывались идеи,

которые длительное время "питали" философскую мысль  в Индии. 

Махабхарата 

Говоря о философии  Древней Индии нельзя не упомянуть  и обширную эпическую

поэму Махабхарату, состоящую из восемнадцати книг. Основным источником

философской мысли  более позднего - эпического периода  является обширная

эпическая поэма "Махабхарата", которая состоит  из 18 книг, повествующих о

борьбе за власть между двумя родами - Пандавами  и Кауравами. Наряду с

повествованием  об этой борьбе в различных книгах "Махабхараты" имеются тексты

и философского содержания. Наибольший интерес с  этой точки зрения

представляют "Бхагавад-Гита", "Мокшадхарма", "Анугита" и  некоторые другие

(VII в. до н.э. - II в. н.э.).

По своему содержанию и направленности большинство философских  идей

"Махабхараты"  представляют собой продолжение  и развитие господствующих в

Упанишадах взглядов о Брахман-Атмане или Пуруше как  духовном абсолюте и о его

постижении как  средстве спасения и избавления от оков кармы и сансары. Однако

в отличие от Упанишад, где философия представлена преимущественно в виде

отдельных высказываний и положений с неустоявшейся, подчас аморфной

терминологией, в " Махабхарате" появляются уже  развернутые и цельные

философские концепции, дающие более или менее единую трактовку основных

мировоззренческих проблем, начиная от онтологических вплоть до этических и

социологических, и имеющие более строго фиксированный  и более однозначный

понятийный аппарат.

Главное значение среди этих концепций в эпосе  приобретает учение санкхьи и

тесно связанной  с ней йоги, которые эпизодически упоминались уже в

Упанишадах. Правда, эти учения в различных частях "Махабхараты" излагаются

по-разному, но везде  их основу составляет положение о  пракрити, или прадхане

(материя, природа), как источнике всего наличного  бытия (в том числе психики

и сознания) и  независимом от нее и незатрагиваемом  ее модификациями чистом

духе - Пуруше (именуемом  также Брахманом, Атманом).

Наибольший интерес  с философской точки зрения представляет одна из книг -

Бхагавад-Гита (божественная песнь). В отличие от Упанишад, где  философия

представлена  в виде отдельных высказываний и  положений, здесь появляются уже

развернутые и  цельные философские концепции, дающие трактовку

мировоззренческих проблем. Главное значение среди  этих концепций приобретает

учение санкхьи  и тесно связанной с ним  йоги, которые эпизодически упоминались

в Упанишадах. Основу концепции составляет положение  о пракрите (материи,

природе), как  источнике всего бытия (в том  числе и психики, сознания) и не

зависимом от нее  чистом духе - Пуруше (именуемом также  Брахманом, Атманом).

Таким образом, мировоззрение дуалистично, основано на признании двух начал.

Информация о работе Древняя Индия