Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:22, реферат
В Индии в настоящее время возникли
Упанишады, жил Будда, в Китае получили развитие мощные философские школы, в
Иране учил Заратустра, в Палестине выступали пророки, в Греции - это время
Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Архимеда.
Именно тогда перед человеком открылись и собственная беспомощность и величие
окружающего мира; для жизни понадобились новые способы и инструменты ее
организации. Человек ищет новые ответы на вопросы, ранее принятые на веру,
пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Новый человек способен слушать и
понимать то, о чем ранее он не задумывался, и благодаря этому открывать в
себе все новые возможности.
по теории метрики и поэтике. Появляется несколько школ «поэтической науки»,
ведутся споры о жанрах, о цели литературы и о художественном языке.
Концепция божественного характера речи повлияла на развитие науки о языке.
Считалось, что речь лежит в основе наук и искусств. В грамматике Панини
«Восьмикнижие» анализ языкового материала проведен столь глубоко и
основательно, что современные ученые находят сходство между теорией древних
индийцев и
современной лингвистикой.
ВЕДЫ - первый памятник
мысли древних индийцев
Первым памятником мысли древних индийцев были "ВЕДЫ", буквально означающие в
переводе с санскрита "знание, ведение". ВЕДЫ, возникнув между вторым и первым
тысячелетием до нашей эры, сыграли огромную, определяющую роль в развитии
духовной культуры древнеиндийского общества, включая развитие философской
мысли.
ВЕДЫ состоят из гимнов, молитв, заклинаний, песнопений, жертвенных формул, и
так далее. В них впервые делается попытка к философскому толкованию
окружающей человека среды. Хотя в них содержится полусуеверное,
полумифическое, полурелигиозное объяснение окружающего человека мира, тем не
менее, их рассматривают в качестве философских, а точнее предфилософских,
дофилософских источников. Собственно, первые литературные произведения, в
которых делаются попытки философствования, т.е. толкования окружающего
человека мира, по своему содержанию не могли быть другими. В образном языке
ВЕД выражено весьма
древнее религиозное
представление о мире, человеке, нравственной жизни. ВЕДЫ делятся на четыре
группы (или части). Древнейшая из них - Самхиты (гимны). Самхиты, в свою
очередь, состоят из четырех сборников. Самый ранний из них - Ригведа, сборник
религиозных гимнов (около полутора тысяч лет до нашей эры). Вторая часть ВЕД
- Брахманы (сборник ритуальных текстов). На них опиралась религия
брахманизма, господствовавшая до возникновения буддизма. Третья часть ВЕД -
араньяки ("лесные книги", правила поведения для отшельников). Четвертая часть
ВЕД - Упанишады, собственно философская часть, возникшая около тысячи лет до
нашей эры.
Уже в это время возникли первые элементы философского сознания, началось
формирование первых философских учений (и религиозно-идеалистических и
материалистических).
Упанишады
Упанишады ("сидеть около", т.е. у ног учителя, получая наставления; или -
"тайное, сокровенное знание") - философские тексты, появившиеся около одной
тысячи лет до нашей эры и по форме представлявшие, как правило, диалог
мудреца-учителя со своим учеником или же с человеком, ищущим истину и
впоследствии становящимся его учеником. В общей сложности известно около
сотни Упанишад. В них доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с
помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека.
Господствующее место в Упанишадах занимают учения, полагающие в качестве
первопричины и первоосновы бытия духовное начало - Брахман, или Атман.
Брахман и Атман употребляются обычно как синонимы, хотя Брахман чаще
употребляется для обозначения бога, вездесущего духа, а Атман - души. Начиная
с Упанишад, Брахман и Атман становятся центральными понятиями всей индийской
философии (и прежде всего - веданты). В некоторых Упанишадах идет
отождествления Брахмана и Атмана с материальной первопричиной мира - пищей,
дыханием, вещественными первоэлементами (вода, воздух, земля, огонь), или со
всем миром в целом. В большинстве же текстов Упанишад Брахман и Атман
трактуются как духовный абсолют, бестелесная первопричина природы и человека.
Красной нитью через все Упанишады проходит идея о тождестве духовной сущности
субъекта (человека) и объекта (природы), что нашло свое отражение в
знаменитом изречении: "Тат твам аси" ("Ты есть то", или "Ты - одно с тем").
Упанишады и изложенные в них идеи не содержат логически последовательной и
целостной концепции. При общем преобладании объяснении мира как духовного и
бестелесного в них представлены и другие суждения и идеи и, в частности,
делаются попытки натурфилософского объяснения первопричины и первоосновы
явлений мира и сущности человека. Так, в некоторых текстах проявляется
стремление объяснить внешний и внутренний мир, состоящим из четырех или даже
пяти вещественных элементов. Порой мир представляется как
недифференцированное бытие, а его развитие как последовательно прохождение
этим бытием определенных состояний: огонь, вода, земля, или же -
газообразное, жидкое, твердое. Именно этим и объясняется все то многообразие,
которое присуще миру, в том числе человеческому обществу.
Познание и приобретенное знание подразделяются в Упанишадах на два уровня:
низшее и высшее. На низшем уровне можно познавать только окружающую
действительность. Это знание не может быть истинным, так как оно по своему
содержанию является отрывочным, не полным. Высшее - познание истины, т.е.
духовного абсолюта, это восприятие бытия в его целостности, приобрести его
можно только с помощью мистической интуиции, последняя же в свою очередь
формируется в значительной степени благодаря йогическим упражнениям. Именно
высшее знание дает власть над миром.
Одна из важнейших проблем в Упанишадах - исследование сущности человека, его
психики, душевных волнений и форм поведения. Мыслители Древней Индии отмечают
сложность структуры человеческой психики и выделяют в ней такие элементы, как
сознание, воля, память, дыхание, раздражение, успокоение и т.п.
подчеркивается их взаимосвязь и взаимовлияние. Несомненным достижением
следует считать характеристику различных состояний человеческой психики и, в
частности, бодрствующее состояние, легкий сон, глубокий сон, зависимость этих
состояний от внешних стихий и первоэлементов внешнего мира.
В области этики в Упанишадах преобладает проповедь пассивно-созерцательного
отношения к миру: высшим счастьем провозглашается избавление души от всяких
мирских привязанностей и забот. В Упанишадах проводится различие между
материальными и духовными ценностями, между благом, как спокойным состоянием
души, и низменной погоней за чувственными удовольствиями. Кстати, именно в
Упанишадах впервые
высказывается концепция
воздаяния за прошлые действия (карма). Здесь выражено стремление определить
причинно-следственную связь в цепи человеческих поступков. Делается также
попытка с помощью нравственных принципов (дхармы) скорректировать поведение
человека на каждой стадии его существования. Упанишады по существу являются
фундаментом для всех или почти всех последующих философских течений,
появившихся в Индии, так как в них были поставлены или разрабатывались идеи,
которые длительное
время "питали" философскую мысль
в Индии.
Махабхарата
Говоря о философии Древней Индии нельзя не упомянуть и обширную эпическую
поэму Махабхарату, состоящую из восемнадцати книг. Основным источником
философской мысли более позднего - эпического периода является обширная
эпическая поэма "Махабхарата", которая состоит из 18 книг, повествующих о
борьбе за власть между двумя родами - Пандавами и Кауравами. Наряду с
повествованием об этой борьбе в различных книгах "Махабхараты" имеются тексты
и философского содержания. Наибольший интерес с этой точки зрения
представляют "Бхагавад-Гита", "Мокшадхарма", "Анугита" и некоторые другие
(VII в. до н.э. - II в. н.э.).
По своему содержанию и направленности большинство философских идей
"Махабхараты"
представляют собой
Упанишадах взглядов о Брахман-Атмане или Пуруше как духовном абсолюте и о его
постижении как средстве спасения и избавления от оков кармы и сансары. Однако
в отличие от Упанишад, где философия представлена преимущественно в виде
отдельных высказываний и положений с неустоявшейся, подчас аморфной
терминологией, в " Махабхарате" появляются уже развернутые и цельные
философские концепции, дающие более или менее единую трактовку основных
мировоззренческих проблем, начиная от онтологических вплоть до этических и
социологических, и имеющие более строго фиксированный и более однозначный
понятийный аппарат.
Главное значение среди этих концепций в эпосе приобретает учение санкхьи и
тесно связанной с ней йоги, которые эпизодически упоминались уже в
Упанишадах. Правда, эти учения в различных частях "Махабхараты" излагаются
по-разному, но везде их основу составляет положение о пракрити, или прадхане
(материя, природа), как источнике всего наличного бытия (в том числе психики
и сознания) и независимом от нее и незатрагиваемом ее модификациями чистом
духе - Пуруше (именуемом также Брахманом, Атманом).
Наибольший интерес с философской точки зрения представляет одна из книг -
Бхагавад-Гита (божественная песнь). В отличие от Упанишад, где философия
представлена в виде отдельных высказываний и положений, здесь появляются уже
развернутые и цельные философские концепции, дающие трактовку
мировоззренческих проблем. Главное значение среди этих концепций приобретает
учение санкхьи и тесно связанной с ним йоги, которые эпизодически упоминались
в Упанишадах. Основу концепции составляет положение о пракрите (материи,
природе), как источнике всего бытия (в том числе и психики, сознания) и не
зависимом от нее чистом духе - Пуруше (именуемом также Брахманом, Атманом).
Таким образом, мировоззрение дуалистично, основано на признании двух начал.