Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 19:36, дипломная работа
Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет тому назад в долине Инда, с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро. Археологические раскопки дали возможность установить, что еще в III тысячелетии до н.э. здесь существовали крупные города — центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение населения.
Глава 4. Древняя Индия
Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет тому назад в долине Инда, с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро. Археологические раскопки дали возможность установить, что еще в III тысячелетии до н.э. здесь существовали крупные города — центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение населения.
Наука, к сожалению,
располагает скудными историческими
сведениями по этому периоду истории
Древней Индии. Полнее представлены
исторические свидетельства по так
называемому ведическому
Хараппская культура долины Инда, существовавшая несколько веков раньше индо-арийской, не оказала существенного воздействия на исторические судьбы народов долины Ганга, с которыми и связано возникновение одной из самобытных, сохранивших до настоящего времени свои культурные ценности цивилизаций Востока.
Наиболее многочисленные
и разнообразные исторические сведения
(при их общей бедности и ограниченной
научной ценности) относятся к
следующему, так называемому магадхо-
Правовое положение
отдельных групп населения. Правовые
памятники дают яркую картину
сословно-кастового деления
Процесс социального
расслоения древнеиндийского общества
начался в недрах разрозненных племенных
общин. В результате разложения родоплеменных
отношений выдвигались более
сильные и влиятельные роды, которые
сосредоточивали в своих руках
общественные функции управления, военной
охраны, жреческие обязанности. Это
привело к развитию социального
и имущественного неравенства, рабовладения,
к превращению племенной
Социальное расслоение в Древней Индии привело, однако, не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникновению особых сословных групп — варн: брахманов (священнослужителей, жрецов), кшатриев (воинов, правителей), вайшиев (земледельцев, ремесленников) и шудр (слуг). Первое упоминание о брахманах, кшатриях, вайшиях и шудрах содержится в самом раннем произведении ведической литературы — Ригведе. В более поздних ведах указывается на наследственный характер религиозной и военно-управленческой деятельности брахманов и кшатриев.
Формированию
варны жреческой верхушки брахманов
способствовала монополизация ими
на определенном этапе исторического
развития отправления религиозных
церемоний, знание ведических гимнов.
Особая воинская верхушка, военная
аристократия — кшатрии начала складываться
в процессе завоевания ариями речных
долин Северной Индии. В эту категорию
первоначально входили только арии,
но в ходе ассимиляции завоеванных
племен варна кшатриев пополнялась
и местными вождями, главами сильных
родовых групп, на что, в частности,
указывает существование в
Название третьей
варны "вайшии" произошло от слова
"виш" — народ, племя, поселение.
Это основная масса трудового
люда, земледельцев и ремесленников.
Обособлению кшатриев среди своих
соплеменников — вайшиев-
В основе этой первой, трехчленной дифференциации древнеиндийского общества лежало разделение труда, та глубокая социально действенная ступень разделения, когда труд физический отделялся от умственного, материальный от духовного, производительный от управленческого. В таком разделении труда уже были заложены основы социально-экономического неравенства, эксплуатации родовой аристократией простого народа.
По мере консолидации высших варн — брахманов и кшатриев складывался особый порядок регулярных отчислений от сельскохозяйственного продукта доли, получившей название боли (налог). Налог шел на содержание брахманов и кшатриев. Он все время возрастал, став со временем своеобразной формой государственной эксплуатации рядовых общинников-крестьян.
С формированием самой многочисленной и эксплуатируемой варны шудр связаны процессы завоевания аборигенных племен, но не меньшую роль играло и развитие социального неравенства внутри самого арийского общества; разряд шудр пополнялся представителями не только коренного населения, но и беднейшей части арийской общины, тех ее членов, которые отрабатывали долги, находились в услужении, попадали в зависимость, иногда и в рабскую.
В Законах Ману (VIII, 415) указаны семь разрядов рабов (а соответственно и семь источников рабства): захваченный под знаменем (военный плен), раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству, и раб в силу наказания. Право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба было общепризнанным в Древней Индии. Раб был неправоспособен, заключенные им сделки считались недействительными (VIII, 163 и др.). Рабов продавали, уплачивая при этом пошлину, равную 20—25% их цены, как при продаже других товаров, сдавали внаем, закладывали и пр. Потомство рабыни считалось собственностью хозяина (IX, 48, 54—55).
В дхармашастрах в одних случаях проводятся различия между рабами и шудрами, между рабами и лицами, находящимися в услужении, в других — эти различия отсутствуют. Слово "даса" в Законах Ману (X, 32) одновременно обозначает и раба, и лицо, находящееся в услужении. Связано это было с тем, что рабство в Древней Индии было одной из форм зависимости, но далеко не единственной. Здесь широко были представлены многочисленные переходные социальные формы, промежуточные социальные состояния (от свободных, но неполноправных беднейших слоев населения — к рабам).
Дхармашастры
закрепляют четкие религиозно-правовые
границы между брахманами, кшатриями,
вайшиями и шудрами, основанные на многочисленных
религиозно-ритуальных ограничениях,
запретах, предписаниях. Шудры устраняются,
например, от участия в жертвоприношениях,
ритуалах — "самскарах", за исключением
самскары брака. За каждой варной строго
закрепляется наследственный круг занятий.
Изучение священных книг— привилегия
брахманов, кшатриев и вайшиев, которые
получают название дважды рожденных (в
отличие от шудр — единожды рожденных).
Второе рождение и было связано с
ритуалом особого посвящения в связи
с началом изучения священных
книг. Целые главы дхармашастр
посвящены жесткой
Закрепляемые
правом границы варн чаще всего отражали
фактическое положение индивида
в системе общественного
Формированию государственных земель способствовали арийские завоевания, войны. Одна часть земель завоеванных племен по мере укрепления государственной власти и расширения государственной территории непосредственно переходила в царские владения (сита), судя по Артхашастре, здесь применялся труд рабов и зависимых арендаторов; другая — очень рано стала передаваться знати, лицам управленческого аппарата в виде служилых временных пожалований, в "кормление". Они приобретали право сбора налогов с общин, целых областей, деревень одного или нескольких домохозяйств.
С государственной собственностью на землю была связана эксплуатация общинников-крестьян господствующей правящей верхушкой, состоящей из лиц управленческого аппарата, царских чиновников, военачальников и пр., осуществляемая путем взимания ренты-налога. Другая система эксплуатации существовала в рамках самих полуавтономных изолированных общин с присущим им органическим соединением земледелия и ремесла. Общинная верхушка эксплуатировала труд рабов и других неполноправных жителей общины.
Владельческие права общин в Индии отличались исключительной прочностью. Община имела почти неограниченное право распоряжения общинной землей: продавать, сдавать в аренду, дарить ее, особенно храмам. В общинной собственности были пастбища, ирригационные сооружения, дороги. Коллективно ответственная за сбор ренты-налога община в лице своей управляющей верхушки получала часть поборов с общинников-крестьян в свою пользу.
Общинное землевладение сосуществовало с частным крестьянским землевладением или землевладением большой семьи, которое также было связано с широкими правомочиями — продажей, сдачей в аренду, дарением земли. Основное ограничение землевладения свободного общинника-крестьянина выражалось в обязанности платить налог в пользу государства и частных лиц, если государство передавало им свои права.
Полноправный
общинник-землевладелец, чаще всего
вайший, сам мог быть эксплуататором.
В хозяйствах богатых общинников
трудились безземельные наемные
работники, представители "неприкасаемых"
каст, которые в основном и создавали
прибавочный продукт, присваиваемый
различными категориями эксплуататоров,
рабы. Рабский труд, однако, не был
преобладающим в Древней Индии
даже в царском хозяйстве. В наиболее
распространенном мелконатуральном хозяйстве
общинника в использовании
Усиление имущественной
дифференциации во второй половине 1 тысячелетия
до н.э. все чаще стало проявляться
в расхождении варнового
В маурийский период
к кшатриям, сосредоточившим в
своих руках военную, политическую
и экономическую власть, стали
относить в основном тех, кто принадлежал
непосредственно к царскому роду
и к категории
В буддийской и
джайнистской литературе древности
описывается высокое положение
богатых купцов, которые, вопреки
предписаниям дхармашастр, причислялись
к варне кшатриев, пользовались большой
властью, в том числе и в
суде. Затронуло имущественное
Таким образом,
внутри каждой варны развивалось
социальное неравенство, деление на
эксплуатируемых и
Государственный
строй. Примитивные государственные
образования складывались в Древней
Индии в 1 тысячелетии до н.э. на основе
отдельных племен или союза племен
в форме так называемых племенных
государств. Они представляли собой
небольшие государственные