Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:22, реферат
В Индии в настоящее время возникли
Упанишады, жил Будда, в Китае получили развитие мощные философские школы, в
Иране учил Заратустра, в Палестине выступали пророки, в Греции - это время
Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Архимеда.
Именно тогда перед человеком открылись и собственная беспомощность и величие
окружающего мира; для жизни понадобились новые способы и инструменты ее
организации. Человек ищет новые ответы на вопросы, ранее принятые на веру,
пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Новый человек способен слушать и
понимать то, о чем ранее он не задумывался, и благодаря этому открывать в
себе все новые возможности.
спасению, которое считается достижимым только через уход от мира -
монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только для
отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную
проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и
государственную жизнь. Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче приспосабливалась
к распространению за пределы Индии, породив множество толков и течений,
Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы,
совершаются культовые действия.
Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна
полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно
отвергли мирскую жизнь. В Махаяне важную роль культ бодхисатв - индивидов,
уже способных войти в нирвану, но скрадывающих достижение конечной цели из-за
того, чтобы помочь в ее достижении и другим, необязательно монахам, заменив
тем самым требование ухода от мира призывом к воздействию на него.
Ранний Буддизм отличается простотой обрядности. Её главным элементом
является: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с
рождением, просветлением и смертью Гуатамы, поклонение ступам - культовым
сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды добавила
почитание бодхисатв,
тем самым усложнилась
разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный
ритуал.
Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении - в буддизме
она именуется «нирваной». Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным
заповедям. Жизнь - страдание, которое возникает в связи с желанием,
стремлением к земному существованию и его радостям. Поэтому следует
отказаться от
желаний и следовать «
праведному поведению, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу
мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению. В буддизме
огромную роль играла этическая сторона. Следуя «восьмеричному пути» человек
должен полагаться на самого себя, а не искать помощи извне. Буддизм не
признавал существование бога творца, от которого зависит все в мире, в том
числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий человека
заключается в его личном ослеплении; неспособность отказаться от мирских
желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного «я»
можно достичь
нирваны.
Философия
В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Индийская
философия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками
мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила полную
преемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия
на Запад, как индийская. Поиск "света, который идет с Востока", "истины о
происхождении рода человеческого", которым были заняты многие философы,
теософы, и, наконец, хиппи в 60-70 годах уже нашего века - очевидное
свидетельство той живой связи, которая соединяет западную культуру с Индией.
Индийская философия - это не только экзотика, а именно та притягательность
целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Человек может не
знать тонкостей теории, но заниматься дыхательной гимнастикой йога в целях
чисто медико-физиологических. Главная ценность древнеиндийской философии
состоит в ее обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир
возможностей нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна ее
притягательности и живучести.
Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных
систем, или школ, и деление их на две большие группы: первая группа - это
ортодоксальные
философские школы Древней
(Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.), Санкхья (VI в. до
н.э.), Ньяя (III в. до н.э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшешика (VI-V в. до
н.э.)). Вторая группа - неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед
(Джайнизм (IV в. до н.э.), Буддизм (VII-VI в. до н.э.), Чарвака-Локаята).
Наиболее известная
школа древнеиндийских
Локаятники выступали
против основных положений религиозно-
против религиозного «освобождения» и всесилия богов. Основным источником
познания они
считали чувственное
древнеиндийской философии было атомистическое учение школы Вайнишика. Школа
Санкхья отразила многие достижения в науке. Одним из крупнейших
древнеиндийских философов был Начартжуна, выступивший с концепцией всеобщей
относительности или «всеобщей пустоты», а также заложивший основы школы
логики в Индии. К концу древности наибольшим влиянием пользовалась
идеалистическая школа веданта, но не малую роль играли рационалистические
концепции.
Джайнизм
Джайнистская школа возникла в VI веке до нашей эры на основе развития учений
(мудрецов). Она
является одной из
Индии. Джайнизм возник в одно время с буддизмом и также в Северной Индии. Он
вобрал в себя учение индуизма о перерождении душ и воздаяния за поступки.
Наряду с этим он проповедует еще более строгие правила не причинения вреда
любым живым существам. Поскольку же вспашка земли может повлечь за собой
уничтожение живых существ - червей, насекомых, среди джайнов всегда
преобладали не земледельцы, а торговцы, ремесленники, ростовщики.
Этические предписания джайнизма включают обеты правдивости, сдержанности,
бесстрастности, строгий запрет воровства. Философия джайнизма получила свое
название по имени одного из основателей - Вардхамана, по прозвищу победитель
("Джина"). Цель учения джайнизма - достижение такого образа жизни, при
котором возможно освобождение человека от страстей. Главным признаком души у
человека джайнизм считает развитие сознания. Степень сознательности людей
различна. Это оттого, что душа склонна отождествлять себя с телом. И,
несмотря на то, что по природе душа совершенна и возможности ее безграничны,
в том числе
безграничны возможности
себе также и бремя прошлых жизней, прошлых действий, чувств и мыслей. Причина
ограниченности души - в ее привязанностях и страстях. И здесь огромна роль
знания, только оно способно освободить душу от привязанностей, от материи.
Это знание передается учителями, которые победили (отсюда Джина - Победитель)
собственные страсти и способны научить этому других. Знание - это не только
послушание учителю, но и правильное поведение, образ действий. Освобождение
от страстей
достигается с помощью
Йога
Йога опирается на Веды и является одной из ведических философских школ. Йога
означает "сосредоточение", ее основателем считается мудрец Патанджали (II в.
до н.э.). Йога - это философия и практика. Йога - есть индивидуальный путь
спасения и предназначена для достижения контроля над чувствами и мыслями, в
первую очередь, при помощи медитации. В системе йоги вера в бога
рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие
практической деятельности, направленной на освобождение от страданий.
Соединение с Единым необходимо для осознания собственного единства. При
успешном овладении медитацией, человек приходит к состоянию самадхи (т.е.
состоянию полной интраверсии, достигаемой после целого ряда физических и
психических упражнений и сосредоточенности). Кроме этого, йога включает в
себя и правила приема пищи. Пища делится на три категории соответственно трем
гунам материальной природы, к которой она относится. Например, пища в гунах
невежества и страсти способна умножить страдания, несчастья, болезни (прежде
всего, это мясо). Учителя йоги особое внимание обращают на необходимость
выработки терпимости
по отношению к другим учениям.
Литература, лингвистика
Древней Индии
Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на несколько этапов:
ведийский, эпический, период классической санскритской литературы. Для первых
двух этапов характерно преобладание устной традиции передачи текста.
Подлинными энциклопедиями индийской жизни являются две великие эпические
поэмы Древней Индии "Махабхарата" и "Рамаяна". В них запечатлены все стороны
жизни древних индийцев. Эпос вобрал в себя материал, который, складываясь из
устной поэтической традиции, приобретал дидактический характер, включал в
себя религиозно-философские произведения и идеи. В последующие эпохи многие
видные художники Индии, в числе которых был и знаменитый Калидас, черпали
свое вдохновение из этих сокровищ мудрости своего народа.
В эпоху классической санскритской литературы особую популярность приобрел
сборник рассказов и притч «Панчатантра», основанный на фольклоре. Он был
переведен на многие языки, достаточно рано с ним познакомились и в России.
Из литературы, относимой к буддийской традиции, ярко выделяется творчество
поэта и драматурга Пшвагхоша (1-2 век н.э.). Написанная им поэма
«Буддхачарита» была первым искусственным эпосом, появившимся в индийской
литературе. Эпоха Гуптов была временем развития древнеиндийского театра.
Появились даже специальные трактаты по драматургии. Определялись задачи
театра, техника игры актеров. Индийская театральная традиция предшествовала
греческой.
Высокого уровня достигла в Древней Индии теория литературного творчества, в
том числе и поэзия. Подробно разрабатывались правила стихосложения, трактаты