Древняя Индия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:22, реферат

Описание работы

В Индии в настоящее время возникли
Упанишады, жил Будда, в Китае получили развитие мощные философские школы, в
Иране учил Заратустра, в Палестине выступали пророки, в Греции - это время
Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Архимеда.
Именно тогда перед человеком открылись и собственная беспомощность и величие
окружающего мира; для жизни понадобились новые способы и инструменты ее
организации. Человек ищет новые ответы на вопросы, ранее принятые на веру,
пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Новый человек способен слушать и
понимать то, о чем ранее он не задумывался, и благодаря этому открывать в
себе все новые возможности.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 50.82 Кб (Скачать)

спасению, которое  считается достижимым только через  уход от мира -

монашество. Махаяна  исходит из возможности спасения не только для

отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную

проповедническую  деятельность, на вмешательство в  общественную и

государственную жизнь. Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче приспосабливалась

к распространению  за пределы Индии, породив множество  толков и течений,

Будда постепенно становится высшим божеством, в честь  него сооружаются храмы,

совершаются культовые  действия.

Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается  в том, что Хинаяна

полностью отвергает  путь к спасению для не монахов, которые  добровольно

отвергли мирскую  жизнь. В Махаяне важную роль культ  бодхисатв - индивидов,

уже способных  войти в нирвану, но скрадывающих достижение конечной цели из-за

того, чтобы помочь в ее достижении и другим, необязательно  монахам, заменив

тем самым требование ухода от мира призывом к воздействию  на него.

Ранний Буддизм  отличается простотой обрядности. Её главным элементом

является: культ  Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с

рождением, просветлением  и смертью Гуатамы, поклонение ступам - культовым

сооружениям, где  хранятся реликвии Буддизма. Махаяна  к культу Будды добавила

почитание бодхисатв, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и

разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный

ритуал.

Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении - в буддизме

она именуется  «нирваной». Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным

заповедям. Жизнь - страдание, которое возникает в  связи с желанием,

стремлением к  земному существованию и его  радостям. Поэтому следует

отказаться от желаний и следовать «восьмеричному пути» - праведным взглядам,

праведному поведению, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу

мысли, праведной  памяти, праведному образу жизни и  самоуглублению. В буддизме

огромную роль играла этическая сторона. Следуя «восьмеричному пути» человек

должен полагаться на самого себя, а не искать помощи извне. Буддизм не

признавал существование  бога творца, от которого зависит все  в мире, в том

числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий  человека

заключается в  его личном ослеплении; неспособность  отказаться от мирских

желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного «я»

можно достичь  нирваны. 

Философия 

В Древней Индии  очень высокого развития достигла философия. Индийская

философия - это  истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками

мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила  полную

преемственность. И ни одна философия не оказала  такого сильного воздействия

на Запад, как  индийская. Поиск "света, который  идет с Востока", "истины о

происхождении рода человеческого", которым были заняты многие философы,

теософы, и, наконец, хиппи в 60-70 годах уже нашего века - очевидное

свидетельство той живой связи, которая соединяет  западную культуру с Индией.

Индийская философия - это не только экзотика, а именно та притягательность

целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Человек может не

знать тонкостей  теории, но заниматься дыхательной  гимнастикой йога в целях

чисто медико-физиологических. Главная ценность древнеиндийской  философии

состоит в ее обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир

возможностей  нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна ее

притягательности  и живучести.

Для древнеиндийской  философии характерно развитие в  рамках определенных

систем, или школ, и деление их на две большие  группы: первая группа - это

ортодоксальные  философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед

(Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI в. до  н.э.), Санкхья (VI в. до

н.э.), Ньяя (III в. до н.э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшешика (VI-V в. до

н.э.)). Вторая группа - неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед

(Джайнизм (IV в.  до н.э.), Буддизм (VII-VI в. до н.э.), Чарвака-Локаята).

Наиболее известная  школа древнеиндийских материалистов  была Локаята.

Локаятники выступали  против основных положений религиозно-философских  школ,

против религиозного «освобождения» и всесилия богов. Основным источником

познания они  считали чувственное восприятие. Большим достижением

древнеиндийской философии было атомистическое учение школы Вайнишика. Школа

Санкхья отразила многие достижения в науке. Одним  из крупнейших

древнеиндийских философов был Начартжуна, выступивший  с концепцией всеобщей

относительности или «всеобщей пустоты», а также  заложивший основы школы

логики в Индии. К концу древности наибольшим влиянием пользовалась

идеалистическая школа веданта, но не малую роль играли рационалистические

концепции. 

Джайнизм 

Джайнистская  школа возникла в VI веке до нашей  эры на основе развития учений

(мудрецов). Она  является одной из неортодоксальных  философских школ Древней

Индии. Джайнизм возник в одно время с буддизмом  и также в Северной Индии. Он

вобрал в себя учение индуизма о перерождении душ  и воздаяния за поступки.

Наряду с этим он проповедует еще более строгие  правила не причинения вреда

любым живым  существам. Поскольку же вспашка  земли может повлечь за собой

уничтожение живых  существ - червей, насекомых, среди джайнов  всегда

преобладали не земледельцы, а торговцы, ремесленники, ростов­щики.

Этические предписания  джайнизма включают обеты правдивости, сдержанности,

бесстрастности, строгий запрет воровства. Философия  джайнизма получила свое

название по имени одного из основателей - Вардхамана, по прозвищу победитель

("Джина"). Цель  учения джайнизма - достижение  такого образа жизни, при

котором возможно освобождение человека от страстей. Главным  признаком души у

человека джайнизм считает развитие сознания. Степень  сознательности людей

различна. Это  оттого, что душа склонна отождествлять  себя с телом. И,

несмотря на то, что по природе душа совершенна и возможности ее безграничны,

в том числе  безграничны возможности познания; душа (скованная телом) несет в

себе также  и бремя прошлых жизней, прошлых  действий, чувств и мыслей. Причина

ограниченности  души - в ее привязанностях и страстях. И здесь огромна роль

знания, только оно способно освободить душу от привязанностей, от материи.

Это знание передается учителями, которые победили (отсюда Джина - Победитель)

собственные страсти  и способны научить этому других. Знание - это не только

послушание учителю, но и правильное поведение, образ  действий. Освобождение

от страстей достигается с помощью аскетизма. 

Йога 

Йога опирается  на Веды и является одной из ведических философских школ. Йога

означает "сосредоточение", ее основателем считается мудрец Патанджали (II в.

до н.э.). Йога - это философия и практика. Йога - есть индивидуальный путь

спасения и  предназначена для достижения контроля над чувствами и мыслями, в

первую очередь, при помощи медитации. В системе  йоги вера в бога

рассматривается как элемент теоретического мировоззрения  и как условие

практической  деятельности, направленной на освобождение от страданий.

Соединение с  Единым необходимо для осознания  собственного единства. При

успешном овладении  медитацией, человек приходит к состоянию  самадхи (т.е.

состоянию полной интраверсии, достигаемой после  целого ряда физических и

психических упражнений и сосредоточенности). Кроме этого, йога включает в

себя и правила  приема пищи. Пища делится на три  категории соответственно трем

гунам материальной природы, к которой она относится. Например, пища в гунах

невежества и  страсти способна умножить страдания, несчастья, болезни (прежде

всего, это мясо). Учителя йоги особое внимание обращают на необходимость

выработки терпимости по отношению к другим учениям. 

Литература, лингвистика  Древней Индии 

Историю древнеиндийской  литературы принято подразделять на несколько этапов:

ведийский, эпический, период классической санскритской литературы. Для первых

двух этапов характерно преобладание устной традиции передачи текста.

Подлинными энциклопедиями индийской жизни являются две  великие эпические

поэмы Древней  Индии "Махабхарата" и "Рамаяна". В них запечатлены все стороны

жизни древних  индийцев. Эпос вобрал в себя материал, который, складываясь из

устной поэтической  традиции, приобретал дидактический  характер, включал в

себя религиозно-философские  произведения и идеи. В последующие  эпохи многие

видные художники  Индии, в числе которых был  и знаменитый Калидас, черпали

свое вдохновение  из этих сокровищ мудрости своего народа.

В эпоху классической санскритской литературы особую популярность приобрел

сборник рассказов  и притч «Панчатантра», основанный на фольклоре. Он был

переведен на многие языки, достаточно рано с ним познакомились  и в России.

Из литературы, относимой к буддийской традиции, ярко выделяется творчество

поэта и драматурга Пшвагхоша (1-2 век н.э.). Написанная им поэма

«Буддхачарита»  была первым искусственным эпосом, появившимся в индийской

литературе. Эпоха  Гуптов была временем развития древнеиндийского театра.

Появились даже специальные трактаты по драматургии. Определялись задачи

театра, техника  игры актеров. Индийская театральная  традиция предшествовала

греческой.

Высокого уровня достигла в Древней Индии теория литературного творчества, в

том числе и  поэзия. Подробно разрабатывались правила  стихосложения, трактаты

Информация о работе Древняя Индия