Древнерусская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 21:41, реферат

Описание работы

В контрольной работе речь пойдет о древнерусской культуре.
Задача контрольной работы - пpобyдить интеpес к такой увлекательной и исторически важной теме, как древнерусская культура.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
1. ЯЗЫЧЕСТВО КАК ОСНОВА КУЛЬТУРЫ ДРЕВНИХ СЛАВЯН.
2. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.
3. ДРЕВНЕРУССКОЕ ЛЕТОПИСАНИЕ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

основная часть.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

      Лао-Цзы (6-5 века до н. э.) – философ и религиозный реформатор. Он считается основателем даосизма, авторство основного этого течения – «Дао дэ цзин» - приписывается Лао-Цзы. В этой книге он учит любви к людям и само осмыслению. Святое заключается не в «действиях» человека, а в его «бытие». Предполагалось, что Лао-Цзы был историком при императорском дворе, однако перед лицом всеобщей нужды и всеобщего падения нравов он уединился от мира для медитаций. Вместе с тем существует мнение, что как реальная личность Лао-Цзы никогда не существовал.

      Николай Кузанский (1401-64) (настоящее имя и фамилия Николай Кребс) – философ, богослов, учёный, церковный и политический деятель. Развил учение об абсолюте как совпадении противоположностей (тождество бесконечного «максимума» и бесконечного «минимума»). Автор математических трактатов, один из предшественников космологии Коперника (Земля, как и любое другое тело, не может быть центром Вселенной) и опытного естествознания.

      Лопе  де Вега (Вега Карпьо) (1562-1635) – испанский драматург. Крупный представитель Возрождения, автор свыше 2000 пьес (500 из которых изданы), романов, стихов, в т.ч. – историческая драма «Великий герцог Московский», социальные драмы «Кровь невинных» и «Звезда Севильи», комедии о любви «Собака на сене», «Учитель танцев» и т.д. 
 
 

Заключение.

      В контрольной работе рассмотрены особенности развития древнерусской культуры периода IX - XII вв. Подведем итог. Итак, истоки древнерусской культуры восходят к самобытной культуре восточнославянских племен докиевского периода. Если еще учесть местные особенности развития культуры различных областей, станет понятно многообразие культурных явлений и форм, дошедших до нас от той эпохи. И все же в них есть много общего.

      К числу наиболее общих черт древнерусской  культуры относится сильное влияние  религии на все сферы культуры. Причем в условиях длительной борьбы двух укладов, патриархального и феодального, имела место борьба двух форм религиозного мировоззрения - языческого и христианского. Это налагало печать противоречивости и двойственности на всю русскую культуру.

      Язычество славян являлось составной частью комплекса первобытных воззрений, верований и обрядов первобытного человека на протяжении многих тысячелетий. Основу славянского язычества составляли обожествление сил природы, вера в духов, населявших мир и сопровождающих человека от рождения до смерти. Суть языческих культов – магическое воздействие на природу. Надо заметить, что элементы языческого сознания обладают большой устойчивостью (в виде различных суеверий). Мифологическую поэзию древних славян составляли заговоры и заклинания - охотничьи, пастушеские, земледельческие, пословицы и поговорки, загадки, обрядовые песни, свадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. С языческим прошлым связано и происхождение сказок. Сохранилась вера в домовых, леших и т.д. Церковь включила в число христианских главные языческие праздники, чтобы подчинить влиянию общинные культы (Масленица, Карнавал). Сложившееся таким образом «двоеверие» сохранилось до начала 20 века.

      Приобщение  к тысячелетней христианской истории  ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование становилось основой для сотрудничества, из осваиваемых достижений Византии постепенно вырастали, раннее неведомые славянам, каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житийная литература и летописание, школа и переписка книг. Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточно-славянских и соседствовавших с ними племён, создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.

      После Крещения Русь получила письменность на славянском языке, что дало толчок к развитию летописания и распространению  грамотности. Летописи - это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой  истории - являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. В основу русских летописей легла знаменитая «Повесть временных лет». На мой взгляд, цель создания летописей должна быть достаточно значимой, чтобы на протяжении ряда столетий многие поколения летописцев продолжали труд, начатый в Киеве в XI в.

 
 
 
 
 
 
 

      Список  используемой литературы. 

    1. Большая Советская  Энциклопедия (В 30 томах). Гл. ред. А.М .Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская Энциклопедия», 1974 г.
    2. Введение христианства на Руси. Отв. ред. А.Д. Сухов. – М.: Мысль, 1987.-302 с.
    3. Древнерусская литература: Книга для чтения. М.: Школа-Пресс, 1993. – 320 с.
    4. История России с древнейших времён. Книга II. Соловьёв С.М. Изд. Социально-экономической литературы. М.: 1960. – 782 с.
    5. Малая Энциклопедия персоналий: 2000 великих людей/ Сост. А.К. Золотько, С.А. Конратюк. –М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Торсинг», 2001. – 656 с.
    6. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. – М.: Вече, 2000. – 624 с.
    7. Язычество Древней Руси. Б.А. Рыбаков. М., 1987.

Информация о работе Древнерусская культура