Древнерусская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 21:41, реферат

Описание работы

В контрольной работе речь пойдет о древнерусской культуре.
Задача контрольной работы - пpобyдить интеpес к такой увлекательной и исторически важной теме, как древнерусская культура.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
1. ЯЗЫЧЕСТВО КАК ОСНОВА КУЛЬТУРЫ ДРЕВНИХ СЛАВЯН.
2. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.
3. ДРЕВНЕРУССКОЕ ЛЕТОПИСАНИЕ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

основная часть.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

      Киевляне, среди которых было много христиан, воспринимали обращение в христианство без явного сопротивления. Владимир рассматривал христианство как государственную религию; отказ от крещения в таких условиях был равнозначен проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было серьёзных оснований. Столь же спокойно отнеслись к крещению обитатели южных и западных городов Руси, часто общавшиеся с иноверцами и жившие в многоязычной, многоплеменной среде.

      Куда  большее сопротивление оказали  жители севера и востока Руси. Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима. Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян, возглавленная Добрыней и Путятой. Новгородцы оказали крестителям вооружённое сопротивление. Лишь после короткой стычки удалось покорить язычников. Крещение совершилось насильственным образом.

      Жители  Мурома отказались впускать в город  сына Владимира, князя Глеба, и заявили  о своём желании сохранить  религию предков. Сходные конфликты  возникали и в других городах  Новгородской и Ростовской земель. Так, Ростово-Суздальская и Муромская земли были окончательно обращены в христианство лишь к концу ХI в. Причиной столь враждебного отношения является приверженность населения традиционным обрядам, именно в этих городах сложились элементы религиозной языческой организации (регулярные и устойчивые ритуалы, обособленная группа жрецов – волхвы, кудесники). В южных, западных городах и сельской местности языческие верования существовали, скорее, как суеверия, чем как оформившаяся религия.

      Другой  причиной сопротивления ростовчан и новгородцев было настороженное отношение к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных земель, чьё подчинение князя основывалось на традиции и было безграничным. Владимир, нарушивший эти традиции, хотя и выросший в Новгороде, но поддавшийся чуждым греческим влияниям, считался в глазах насильно обращённых в христианство горожан Севера и Востока отступником, поправшим исконные вольности.

      В сельской местности сопротивление христианству было не столь активным. Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей, огня, чаще всего совмещали веру духов с элементами христианства.

      Двоеверие, существовавшее в сёлах на протяжении десятилетий и даже веков, лишь постепенно преодолевалось усилиями многих и многих поколений священнослужителей. И сейчас всё ещё преодолевается. Надо заметить, что элементы языческого сознания обладают большой устойчивостью (в виде различных суеверий). Так, многие распоряжения Владимира, призванные укрепить новую веру, были проникнуты языческим духом.

      Одной из проблем после формального (насильственного) крещения было просвещение подданных  в христианском духе. Эту задачу выполняли священники-иностранцы, в  основном, выходцы из Болгарии, жители которой ещё в IХ в. приняли христианство. Болгарская церковь обладала независимостью от константинопольского патриарха, в частности, избирать главу церкви. Это обстоятельство сыграло большую роль в развитии церкви на Руси. Не доверяя византийскому императору, Владимир решил подчинить русскую Церковь болгарским, а не греческим иерархам. Такой порядок сохранялся до 1037 года и был удобен тем, что Болгария пользовалась служебниками на славянском языке, близком разговорному русскому.

      Владимир  столь сильно уверовал, что пытался воплотить христианский идеал: на первых порах отказался от применения уголовных наказаний, прощая разбойников; устраивал раздачу питания неимущим.

      Значение  перехода к христианству было действительно  огромно и проявлялось во всех сферах общественно-политической жизни страны – начиная от повседневной жизни населения и заканчивая международным положением страны.

      Так, требование многодневных постов приводило  в большому употреблению овощей и  в повседневном рационе, что, в свою очередь, вызывало дальнейшее развитие огородничества. Многие овощные культуры известны на Руси благодаря византийцам. Строительство монастырей и появление иноков также способствовало этому процессу, так как лучшими огородниками были монахи.

      Принятие  христианства повлияло на развитие ремесла. Греческие мастера передали русским умельцам приёмы кладки стен и возведения куполов. Русские мастера овладели и искусством камнерезного дела и мозаики, которые использовались при возведении и украшении церквей. Каменное зодчество, иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству. Вследствие расширения контактов Руси с Византией Киевская Русь прикоснулась к традициям античного мира.

      Принятие  христианства способствовало обогащению культуры древнерусского общества. Она формировалась в результате синтеза славянской языческой культуры с культурой, доступ к которой открылся Руси с принятием византийского варианта христианства. Важным фактором было восприятие этой культуры через письменность на славянском языке, понятном населению.  В IХ в. на Руси появились рукописные книги церковного содержания. Они создавались в монастырях, которые стали превращаться в культурные центры. Уже в ХI столетии возникает оригинальная литература, ставшая по своим достижениям самой значительной отраслью русской культуры.

      После крещения на Руси начался процесс  активного строительства храмов. Так, на месте крещения киевлян князь  Владимир повелел поставить церковь  Апостола Петра, а на месте низвергнутого  Перуна – храм Св. Василия Великого. Сын Владимира, Ярослав, и его потомки продолжали это дело.

      Большое общественное значение имели сельские храмы. Вокруг них сосредоточивалась  вся общинная жизнь. Около церкви собирались сходы, решались общинные дела, завязывались торговые сделки. Здесь  же стояла приходская школа, в которой обучало местное духовенство.

      Принятие  христианства вело к исправлению  царивших на Руси нравов. Церковь категорически  выступало против рабства, запрещала  человеческие жертвоприношения, осуждала кровную месть. Христианство способствовало укреплению княжеской власти и объединению страны. Помимо утверждения идеи божественного происхождения княжеской власти церковь требовала от князя осознания своей высокой роли и вытекавшей из неё ответственности перед подданными.

      Наконец, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси. Вчерашняя «варварская» страна вошла на равных в семью христианских народов Европы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Древнерусское летописание 

      После крещения Русь получила письменность на славянском языке, что дало толчок к развитию летописания и распространению грамотности.

      Древнерусские летописи по праву считаются одним  из важнейших источников изучения древней  Руси. Именно в них ученые находят  основной фактический материал для исторического построения. Первая летопись, возможно, была составлена в конце X в. Она была призвана отразить историю Руси со времени появления там новой династии Рюриковичей и до правления Владимира с его впечатляющими победами, с введением на Руси христианства.

      Каждая  древнерусская летопись имеет свое условное название. Чаще всего оно  давалось по месту хранения, иногда летописи называются по имени их заказчика, составителя, редактора или переписчика, либо по летописному центру, в котором  они были созданы.

      Летописи - это средоточие истории Древней  Руси, ее идеологии, понимания ее места  в мировой истории - являются одним  из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. За составление летописен, т.е. погодных изложений событий, брались лишь люди самые грамотные, знающие, мудрые, способные не просто изложить разные дела год за годом, но и дать им соответствующее объяснение, оставить потомству видение эпохи так, как ее понимали летописцы. В основном право и обязанность вести летописи были даны деятелям церкви. Именно в церквах и монастырях обретались самые грамотные, хорошо подготовленные и обученные люди - священники, монахи.

      Составлялись  летописи иногда по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе4. Если летопись велась по прямому поручению того или иного князя, то она обычно носила более или менее официозный характер, отражая политическую позицию этого князя в современной ему феодальной борьбе, его политические симпатии и антипатии. В действительности же древнерусские летописцы, даже составляя свою летопись по поручению того или иного князя, отнюдь не всегда слепо шли на поводу у своего «заказчика». Они нередко проявляли независимость мысли, отражая точку зрения широких народных масс на те или иные события, нередко подвергали критике действия и поступки князей, если эти действия и поступки казались им заслуживающими порицания.

      Ученые  считают, что, прежде чем появились  летописи - масштабные исторические сочинения, охватывающие несколько веков русской истории, существовали отдельные записи, в том числе церковные, устные рассказы, которые поначалу и послужили основой для первых обобщающих сочинений. Это были истории о Кие и основании Киева, о походах русских войск против Византии, о путешествии княгини Ольги в Константинополь, о войнах Святослава, сказание об убийстве Бориса и Глеба, а также былины, жития святых, проповеди, предания, песни, разного рода легенды.

      Позднее, уже в пору существования летописей  к ним при- соединялись все  новые рассказы, сказания о впечатляющих событиях на Руси, вроде знаменитой распри 1097 г. и ослеплении молодого князя Василька, или о походе русских князей на половцев в 1111 г. Летопись включила в свой состав и воспоминания Владимира Мономаха о жизни - его «Поучение детям».

      Вторая  летопись была создана при Ярославе Мудром в пору, когда он объединил  Русь, заложил храм Святой Софии. Эта  летопись вобрала в себя предшествующую летопись, другие материалы.

      Уже на первом этапе создания летописей  стало очевидным, что они представляют собой коллективное творчество, являются сводом предшествующих летописных записей, документов, разного рода устных и  письменных исторических свидетельств. Составитель очередного летописного свода выступал не только как автор соответствующих заново написанных частей летописи, но и как составитель и редактор. Вот это и его умение направить идею свода в нужную сторону высоко ценилось киевскими князьями.

      Очередной летописный Свод был создан знаменитым Илларионом, который писал его, видимо, под именем монаха Никона, в 60-70-е годы XI в., после смерти Ярослава Мудрого. А потом появился Свод уже во времена Святополка в 90-е годы XI в.

      В основу русских летописей легла  знаменитая «Повесть временных лет» (1113 г.). Имевшая не одну редакцию, «Повесть» легла в основу различных местных летописей. Как отдельный памятник она не сохранилась, дойдя до нас в составе более поздних летописных сводов – Лаврентьевского (XIV в.) и Ипатьевского (XV в.)

      Начинается  «Повесть временных лет» с рассказа о том, «Откуда есть пошла Русская земля…», и доводит изложение исторических событий до 1113 г. Летопись не стала обычной хроникой, каких немало было в ту пору в мире - сухих, бесстрастно фиксирующих факты, но взволнованным рассказом тогдашнего историка, вносящего в повествование философско-религиозные обобщения, свою образную систему, темперамент, свой стиль.

      Используя предшествующие своды, документальные материалы, в том числе, например, договоры Руси с Византией, летописец развертывает широкую панораму исторических событий, которые охватывают как внутреннюю историю Руси - становление общерусской государственности с центром в Киеве, так и международные отношения Руси с окружающим миром. Целая галерея исторических деятелей проходит на страницах Несторовой летописи - князья, бояре, посадники, тысяцкие, купцы, церковные деятели. Он рассказывает о военных походах, об организации монастырей, закладке новых храмов и об открытии школ, о религиозных спорах и реформах внутри русской жизни. Постоянно касается Нестор и жизни народа в целом, его настроений, выражений недовольства княжеской политикой. На страницах летописи мы читаем о восстаниях, убийствах князей и бояр, жестоких общественных схватках. Все это автор описывает вдумчиво и спокойно, старается быть объективным, насколько вообще может быть объективным глубоко религиозный человек, руководствующийся в своих оценках понятиями христианской добродетели и греха. Но, прямо скажем, его религиозные оценки весьма близки к общечеловеческим оценкам. Убийство, предательство, обман, клятвопреступление Нестор осуждает бескомпромиссно, но превозносит честность, смелость, верность, благородство, другие прекрасные человеческие качества. Вся летопись была проникнута чувством единства Руси, патриотическим настроением. Все основные события в ней оценивались не только с точки зрения религиозных понятий, но и с позиций этих общерусских государственных идеалов. Этот мотив звучал особенно значительно в преддверии начавшегося политического распада.

Информация о работе Древнерусская культура