Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 21:41, реферат
В контрольной работе речь пойдет о древнерусской культуре.
Задача контрольной работы - пpобyдить интеpес к такой увлекательной и исторически важной теме, как древнерусская культура.
ВВЕДЕНИЕ.
1. ЯЗЫЧЕСТВО КАК ОСНОВА КУЛЬТУРЫ ДРЕВНИХ СЛАВЯН.
2. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.
3. ДРЕВНЕРУССКОЕ ЛЕТОПИСАНИЕ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
В
1116-1118 гг. летопись снова была переписана.
Княживший тогда в Киеве
В
дальнейшем по мере политического распада
Руси и возвышения отдельных русских
центров летописание стало
Сохранение
общерусской летописной традиции показал
Владимиро-Суздальский
В целости дошло до нас поэтическое сказание о несчастном походе северских князей, Игоря Святославовича с братьею на половцев, Слово о полку Игореве5. Особенные доблести этих князей, их ревность добыть себе
славы в борьбе с погаными, их великодушие, по которому они не захотели покинуть в беде чёрных людей, заслуженная, следовательно, народная любовь к этим князьям, любопытные подробности похода, необыкновенная удача вначале, необыкновенное бедствие в конце, которое, однако, не уменьшило, но ещё увеличило славу князей, наконец удивительное спасение Игоря из плена – все это должно было возбуждать сильный интерес в народе к этому событию, которое потому и стало предметом украшенного, поэтического сказания.
В
настоящее время известно более двухсот
списков летописей. Большинство из них
опубликовано (полностью или в виде разночтений
к другим спискам) в продолжающемся уже
на протяжении более полутора столетий
Полном собрании русских летописей. Некоторые
летописные своды (Новгородская I летопись,
псковские летописи, Устюжская летопись)
публиковались отдельно.
Романский стиль, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в 10-12 вв. (в ряде мест – и в 13 в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Термин «романский стиль» был введён в начале 19 в.
Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а кроме того, искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивший локальный характер, романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей – монахи; лишь в конце 11 в. Появились бродячие артели строителей и скульпторов. Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и размещаясь на холме или возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие «граде божьего» или наглядное выражение могущества сюзерена.
Высокое Возрождение, период в истории искусства в Италии, падающий на 15 в. и 1-ю четверть 16 вв. и знаменующий высшую, классическую фазу в развитии художественной культуры Возрождения. Основные центры искусства Высокого Возрождения – Флоренция, Рим, Венеция. Главные представители – Браманте, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан. Принципы Высокого Возрождения сложно и разнообразно преломились во всём итальянском искусстве 16 в. и оказали мощное влияние на мировую художественную культуру.
Античность, термин, восходящий к лат. antiguitas – древность, старина; в широком смысле слова он вполне равнозначен русскому «древность», чаще имеет особое употребление – в том же значении «древность», но в приложении к Др. Греции (включая эллинизм) и Др. Риму. Со времени Возрождения, когда интерес к Греко-Римским древностям был очень велик (собирались и коллекционировались произведения античного искусства, тексты античных авторов, изучались история и литература Др. Греции и Др. Рима), возникли такие понятия, как «античное искусство», «античная литература», «античная история», «античная философия», «античная культура». В античном обществе были созданы переходящие, общечеловеческие ценности; высокого развития достигли философия; литература, изобразительное искусство, архитектура.
Синкретизм в языкознании, слияние формально различавшихся прежде грамматических категорий (значений) в одной форме, которая в результате этого становится многозначной (полифункциональной). Синкретизм – необратимый системный сдвиг в процессе развития языка, тогда как нейтрализация – живой процесс, сопровождающий употребление языковых единиц в речи.
Ислам – одна из наиболее распространенных религий мира. Её последователи – мусульмане, общая численность которых составляет около 50 млн. человек. Основатель его – Мухаммед, проповедь которого была реакцией на охвативший арабское общество острый кризис, вызванное разложением родоплеменных отношений, подрывом соответствующих им морально-этических и религиозных представлений складыванием раннеклассового общества. Религиозная страна Ислама состоит из двух частей: Иман - вера (в истинность Ислама) и Дин (религиозная практика – совокупность религиозных обрядов, религиозной морали, традиций и т.д.)
Социалистический реализм – художественный метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социального общества. Изображение жизни в свете идеалов социализма обусловливает и содержание, и основные художественно-структурные принципы искусства социалистического реализма. Его возникновение и развитие связано с распространением социалистических идей в разных странах, с развитием революционного рабочего движения.
Архитектура (лат. architektura, от греч. architektor - строитель), зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с законами красоты. Архитектура составляет необходимую часть средств производства (промышленная архитектура – здания заводов, фабрик, электростанций и др.) и материальных средств существования человеческого общества (гражданская архитектура – жилые дома, общественные здания и др.). Её художественные образы играют значительную роль в духовной жизни общества. Функциональные, конструктивные и эстетические качества архитектуры (польза, прочность, красота) взаимосвязаны. Архитектура создаётся в соответствии с потребностями и возможностями общества, которое определяет функциональное назначение и художественный строй архитектурных произведений. Она не только обеспечивает необходимые для жизненных процессов материальные условия, но и является одним из факторов, направляющих эти процессы.
Летописи – произведения 11-17 вв., в которых повествование велось по годам. Летописи – важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси.
Реформация (от лат. reformatio – преобразование, исправление), в 16 в. широкое, сложное по социальному содержанию и составу участников общественно-политическое и идеологическое движение, принявшее религиозную форму борьбы против католического учения и церкви, имевшее в своей основе антифеодальный характер: охватило большинство стран Запада и центральной Европы. В узком, буквальном смысле реформация – проведение религиозных преобразований в духе протестантизма. Реформационное движение в целом было важным этапом в борьбе с феодализмом. В ряде стран реформация стала формой, в которую облекались буржуазные революции мануфактурного периода. В результате реформации католическая церковь утратила монопольное положение в Западной Европе: в странах, где победила (в религиозном отношении) реформация – на части территории Германии, Швейцарии, в скандинавских странах, Англии и Шотландии, Нидерландах, части Венгерского королевства – возникли новые – протестантские церкви. В этих странах церковь оказалась в большой зависимости от государства, пользовалась меньшей властью, что облегчало развитие науки и светской культуры.
Евразийство – идеократическое геополитическое и социально-филосовское учение, морфологический комплекс идей и интеллектуальное движение, конституировавшиеся в 1921 г., в среде российской эмиграции и сохраняющие идейно-политический потенциал до начала 21 в. Возникает как определённое возрождение идей славянофильства, дополненного научно-философскими концептами конца 19 – начала 20 вв. Основателями и ведущими идеологами движения евразийства выступили Фиоровский, Карсавин, И.Н. Алексеев, Вернадский, Вышеславцев, Н.С. Трубецкой, Якобсон, В.Н. Ильин и др.
Гиппократ – древнегреческий врач, реформатор античной медицины. Медицинское образование получил под руководством своего отца Гераклида, мать - Фенарета, была повитухой. Считают, что Гиппократ относился к 17-му поколению врачебной семьи, из которой вышла косская школа врачей. Гиппократ вёл жизнь странствующего врача (периодевта) в Греции, Малой Азии, Ливии; посетил берега Чёрного моря, был у скифов, что позволило ему ознакомиться с медициной народов Передней Азии и Египта. Гиппократ учил, что врач должен лечить не болезнь, а больного, принимая во внимание индивидуальные особенности организма и окружающую среду. Он явился родоначальником географии медицинской. Различал по конституции основные 4 типа людей – сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Гиппократ известен и как выдающийся хирург; он разработал способы применения повязок, лечение переломов и вывихов, ран, фистул, геморроя, эмпием. Гиппократ разрабатывал вопросы этиологии, установил основные стадии развития болезни, разрабатывал вопросы диагностики, выдвинул 4 принципа лечения.
Микеланджело Буанаротти (1475-1564) – итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. С наибольшей силой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а также трагическое ощущения кризиса гуманистического миропонимания в период Позднего Возрождения. Монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение пере человеческой красотой проявилось уже в ранних произведениях («Оплакивание Христа», «Давид», картон «Битва при Кашине»). Роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане, статуя «Моисей» явились утверждением физической и духовной красоты человека, его безграничных творческих возможностей. Кризис ренессансных идеалов трагическими нотами зазвучал в ансамбле Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, во фреске «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы, в поздних вариантах «Оплакивания Христа» и др. В последний римский период написано большинство из дошедших до нас почти 200 стихотворений Микеланджело, отличающихся философской глубиной мысли и напряжённой выразительностью языка. Грандиозным архитектурным проектом Микеланджело стал завершённый только в XVII в. ансамбль Капитолия.
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – немецкий композитор, органист, клавесинист. Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры. Обобщил достижения музыкального искусства переходного периода от барокко к классицизму. Непревзойдённый мастер полифонии. «Хорошо темперированный клавир», Месса си-минор, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», свыше 200 духовных и светских кантат, инструментальные концерты, многочисленные сочинения для органа и др.