Древнегреческий театр

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:10, реферат

Описание работы

Искусство сцены родилось в глубокой древности. В разные времена оно было призвано то развлекать, то воспитывать, то проповедовать. И с этими задачами театр справился – его возможности многообразны, а сила воздействия велика, поэтому, театральное искусство стремились поставить себе на службу короли и князья, императоры и министры, революционеры и консерваторы.

Содержание

Введение
Возникновение Древнегреческого театра как вида искусства.
Костюмы древнегреческих актеров.
Хор.
Архитектура древнегреческого театра.
5. Театр демократических Афин. V век до нашей эры.
6. Эсхил (525-456 до н. э.).
7. Софокл (496-406 до н.э.).
8. Еврипид (около 485-406 до н.э.).
9. Театр эпохи эллинизма.
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Реф. Дргреч театр (готов).doc

— 243.00 Кб (Скачать)

             В древнегреческом театре использовались простейшие машины: экклеклему (площадка на колесах) и эорему. Последняя представляла собой подъемный механизм (что-то вроде системы блоков), с помощью которого персонажи (например, боги) «взлетали под небеса» или спускались на землю. Именно в греческом театре родилось знаменитое выражение «Бог из машины». Позже этот термин стал означать немотивированную развязку, неподготовленное развитие действия, разрешения конфликта, как в трагедии, так и вомедии.

           Античный  театр  вмещал  огромное  количество  зрителей (Афинский  театр, например, до 17 тыс. чел). Планировка  греческого  театра была рассчитана на хорошую слышимость. Кроме  того,  для  усиления  звука  в некоторых  театрах  применялись  резонирующие  сосуды,  помещавшиеся   среди зрительных мест. Если, стоя  в  центре  орхестры,  бросить  на  камень  пола монетку  или  разорвать  клочок  бумаги,  то  звон упавшей  монеты,  шорох разрываемого   листа   будут   слышны  в самом верхнем ряду.

            Занавеса в греческом театре не было. Первоначально место для представлений устраивалось крайне  просто:  хор со  своими  песнопениями  и  плясками  выступал  на  круглой   утрамбованной площадке-орхестре  (от  глагола  орхеомай  -"танцую"),  вокруг   которой   и собирались зрители. Но по мере  того, как  возрастало значение  театрального искусства в общественной и культурной  жизни Греции и  по  мере  усложнения драмы  возникла  необходимость  в  усовершенствованиях.  Холмистый  ландшафт Греции подсказал  наиболее рациональное устройство сценической  площадки  и зрительских   мест:  орхестра  стала  располагаться  у  подножия  холма,   а

зрители  размещались по склону.

           Все  древнегреческие  театры  были  открытыми   и   вмещали    огромное количество зрителей. Афинский театр Диониса, например, вмещал до   17  тысяч человек, театр в Эпидавре -до 10 тысяч.

           В V в.  до  н.э.  в  Греции  сложился   устойчивый   тип   театрального сооружения, характерный для всей эпохи античности. Театр  имел  три  главные части:  орхестру,  театрон   (места   для   зрителей,  от   глагола  теаомай -"смотрю")  и скену (скенэ-"палатка",  позже деревянное    или   каменное строение).

          Размер театра определялся  диаметром  орхестры  (от   11   до   30  м). Скена располагалась по касательной к окружности  орхестры.  Передняя  стена скены -проскений, имевший обычно вид  колоннады, -изображал фасад храма  или дворца.  К  скене  примыкали  два  боковых  строения,   которые   назывались параскениями. Параскении служили местом для  хранения  декораций  и  другого театрального имущества.

          Между скеной и местами для  зрителей,  занимавшими   несколько   более половины  круга, находились  проходы-пароды,  через   которые   в  театр  до начала спектакля входили  зрители,  а  затем  вступали на  орхестру  хор и актеры.

         Простота сценического оборудования была обусловлена  не  слабым уровнем развития античной техники. В  театре  классической  поры  внимание зрителей сосредотачивалось на развитии  действия, на  судьбе героев, а не на  внешних эффектах.

        Планировка греческого  театра  обеспечивала  хорошую  слышимость. Кроме того, в некоторых  театрах  для  усиления  звука   среди   зрительских  мест размещались резонирующие сосуды. Занавеса в древнегреческом театре не  было, хотя возможно, что в некоторых пьесах   какие-то  части проскения временно закрывались от зрителей. 

5.Театр демократических Афин. V век до нашей эры. 

        Своего  наивысшего  расцвета  древнегреческое   театральное   искусство достигло в творчестве трех великих трагиков V в. до н.э.  -Эсхила,  Софокла, Еврипида и    комедиографа    Аристофана, деятельность которого  захватывает и начало IV в. до  н.э. Одновременно с  ними  писали  и  другие  драматурги. Однако до нас  дошли  только небольшие отрывки  их произведений,  а иногда -лишь имена и скудные сведения. 

    6.Эсхил (525-456 до н. э.). 

        Его творчество связано с эпохой  становления Афинского демократического  государства.  Это  государство  формировалось  в период греко-персидских войн, которые  велись  с   небольшими  перерывами  с 500  до  449  г.  до  н.э.  и носили  для    греческих   государств-полисов освободительный  характер.

        Эсхил происходил из знатного рода. Он  родился  в  Элевсине, близ Афин. Известно, что Эсхил принимал участие в сражениях при  Марафоне  и  Саламине. Битву при Саламине он описал как очевидец в  трагедии "Персы". Незадолго  до своей смерти Эсхил отправился  на  Сицилию, где и  умер  (в  городе  Геле).В надписи на  его  надгробии, сочиненной, по преданию,  им  самим,  ничего  не говорится о  нем  как  о   драматурге,  но  сказано,  что  он  проявил  себя мужественным воином в сражениях с персами.

         Эсхил написал около 80 трагедий  и  сатировских  драм.  До  нас   дошли полностью  только  семь  трагедий;  из   других   произведений   сохранились небольшие отрывки.

         Трагедии Эсхила отражают основные тенденции его времени,  те   огромные сдвиги в социально-экономической и культурной  жизни, которые  были  вызваны крушением  родового  строя   и   становлением   афинской   рабовладельческой демократии.

         Мировоззрение Эсхила в основе своей  было  религиозно  -мифологическим. Он  вери л,  что  существует  извечный   миропорядок,   который   подчиняется действию  закона  мировой   справедливости.  Человек,  вольно  или невольно нарушивший  справедливый  порядок,  будет  наказан   богами,  и  тем   самым

равновесие  восстановится.  Идея  неотвратимости   возмездия   и   торжества

справедливости  проходит  через  все  трагедии Эсхила.

         Эсхил верит в судьбу -Мойру, верит, что  ей   повинуются   даже   боги. Однако  к  этому  традиционному   мировосприятию   примешиваются   и  новые взгляды, порожденные  развивающейся    афинской    демократией.  Так,  герои Эсхила -не безвольные существа, безоговорочно  выполняющих  волю   божества: человек  у  него  наделен  свободным  разумом,  мыслит  и  действует  вполне самостоятельно. Почти  перед  каждым героем  Эсхила  стоит  проблема  выбора линии поведения. Моральная ответственность человека за свои  поступки  -одна из основных тем трагедий драматурга.

        Эсхил ввел в свои трагедии второго актера  и  тем  открыл   возможность более  глубокой  разработки   трагического   конфликта,  усилил  действенную сторону театрального представления. Это был  настоящий переворот в театре: вместо старой трагедии, где партии единственного  актера  и  хора  заполняли всю  пьесу, родилась  новая  трагедия, в которой персонажи  сталкиваются  на сцене друг с другом и сами  непосредственно мотивировали свои действия.

        Внешняя  структура  трагедии  Эсхила  сохраняет   следы   близости    к дифирамбу ,где партии запевалы  перемежались  с  партиями  хора.  Почти  все дошедшие до нас трагедии начинаются с пролога, в котором содержится  завязка действия. Затем  следует парод -песня, которую  исполняет  хор,  вступая  на орхестру.  Далее  идет   чередование   писодиев    (диалогических    частей, исполняемых   актерами,  иногда   при  участии  хора)  и   стасимов   (песен хора).Заключительная часть трагедии называется эксодом;  эксод-  это  песня, исполняя которую  хор  покидает  сцену.  В трагедиях   встречаются также гипорхема    (радостная   песня   хора,   звучащая,   как   правило, кульминационный  момент,  перед  катастрофой),  коммосы  (совместные  песни-плачи героев и хора), монологи героев.

       Обычно трагедия состояла из  3-4  эписодиев  и  3-4  стасимов.  Стасимы разделяются    на    отдельные    части-строфы    и    антистрофы,    строго соответсвующие  по  структуре  одна  другой.  При   исполнении    строф    и антистроф  хор двигался по орхестре то в одну, то в другую сторону.

       Строфа и соответствующая ей антистрофа написаны всегда в одном   и  том же размере, а новые строфа и антистрофа -в другом.  Таких   пар   в  стасиме бывает несколько;их замыкает общий эпод (заключение).                                             Песни хора  обязательно  исполнялись  под  аккомпанемент  флейты. Кроме того, они  нередко  сопровождались  танцами.  Трагический   танец  назывался эммелейя.

      Из дошедших  до  нашего  времени  трагедий  великого  драматурга  особо выделяются следующие: "Персы"(472 г. до н. э.),  где   прославляется  победа греков над персами в морском  сражении  при  острове  Саламине  (480  г.  До н.э.);"Прометей  Прикованный" -возможно, самая известная трагедия   Эсхила, повествующая  о   подвиге   титана   Прометея,  подарившего  огонь  людям  и жестоко за  это  наказанного; трилогия "Орестея" (458 г. до  н.э.),известная тем, что единственный дошедший  до  нас  полностью   образец   трилогии,  в которой  мастерство Эсхила достигло своего расцвета.

      Эсхил известен как лучший выразитель  общественных  устремлений  своего времени. В своих  трагедиях  он  показывает  победу  прогрессивных  начал  в развитии общества,  в  государственном  устройстве,  в   морали.  Творчество Эсхила оказало заметное влияние на развитие  мировой поэзии и драматургии. 
 
 
 

7. Софокл (496-406 до н.э.). 

      Софокл происходил из зажиточной  семьи владельца оружейной мастерской и получил хорошее  образование. Его  художественная  одаренность  проявилась уже  в  раннем   возрасте:  шестнадцати  лет  он  руководил  хором   юношей, прославлявшем  саламинскую победу, а позже  сам  выступал   как   актер   в собственных  трагедиях, пользуясь большим успехом. В 486 г.  Софокл  одержал на конкурсе драматургов свою первую победу над  самим  Эсхилом. Вообще   вся драматургическая деятельность Софокла сопровождалась  неизменными успехами: он ни разу не получал третьей награды -занимал чаще  всего  первые  и  редко вторые места.

       Софокл  принимал  участие  и   в   государственной    жизни,   занимая ответственные должности. Так, он был избран  стратегом   (военачальником)  и вместе  с  Периклом  участвовал  в  экспедиции   против    острова   Самоса, решившего отделится от Афин. После смерти Софокла сограждане  почитали его не только как великого  поэта, но  и  одного  из славных афинских героев.

        До нас дошло только семь трагедий  Софокла,  написал  же  он  их  свыше 120.Трагедии Софокла несут в себе новые черты.  Если   у   Эсхила  главными героями были боги,  то  у   Софокла   действуют   люди,  хотя   и  несколько оторванные от действительности. Поэтому о Софокле  говорят, что он  заставил трагедию спуститься с неба  на   землю.  Основное  внимание  Софокл  уделяет человеку,  его  душевным  переживаниям.  Конечно,  в  судьбах   его   героев ощущается влияние богов, даже если  они  и не появляются по ходу   действия, и эти  боги  также  могущественны, как и у  Эсхила,  -они  могут  сокрушить человека.  Но   Софокл    рисует   прежде   всего   борьбу   человека    за осуществление  своих  целей, его  чувства  и  мысли,  показывает  страдания, выпавшие на его долю.

        У героев Софокла обычно такие же цельные характеры,  как  и  у   героев Эсхила. Сражаясь за свой идеал, они не  знают  душевных   колебаний.  Борьба ввергает  героев  в  величайшие   страдания,  и   иногда   они  гибнут.   Но отказаться  от  борьбы  герои  Софокла  не  могут,  потому   что  их   ведет гражданский и нравственный долг.

         Благородные герои трагедий Софокла тесными узами связаны с коллективом граждан:- это  воплощение   идеала   гармонической   личности, который  был создан в годы расцвета  Афин.  Поэтому Софокла   называют певцом  афинской демократии.

         Однако  творчество  Софокла сложно  и   противоречиво.  Его   трагедии отразили не только расцвет,  но  и  назревающий  кризис  полисной   системы, закончившейся гибелью афинской демократии.

        Греческая трагедия в творчестве Софокла достигает своего  совершенства. Софокл  ввел  третьего  актера,  увеличил   диалогические    части   комедии (эписодии)  и уменьшил  партии   хора.  Действие   стало   более живым   и достоверным, так как на  сцене   могли   одновременно   выступать  и  давать мотивировку  своим   поступкам   три   персонажа.  Однако  хор   у   Софокла продолжает играть важную роль в   трагедии   и   число  хоревтов  было  даже увеличено до 15 человек.

         Интерес к переживаниям отдельной личности побудил Софокла отказаться от трилогий, где прослеживалась обычно  судьба  целого  рода.  По  традиции  он представлял  на  состязания  три  трагедии,   но    каждая   из   них   была самостоятельным произведением.

        С именем Софокла также связано введение декорационной живописи. Наиболее известны трагедии Софокла  из  фиванского  цикла   мифов.  Это "Антигона"(около 442 до н.э.),"Царь Эдип" (около 429  до  н.э.)  и "Эдип  в Колоне" (поставлен в 441  г. до  н. э., уже  после смерти Софокла).

Информация о работе Древнегреческий театр