Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:10, реферат
Искусство сцены родилось в глубокой древности. В разные времена оно было призвано то развлекать, то воспитывать, то проповедовать. И с этими задачами театр справился – его возможности многообразны, а сила воздействия велика, поэтому, театральное искусство стремились поставить себе на службу короли и князья, императоры и министры, революционеры и консерваторы.
Введение
Возникновение Древнегреческого театра как вида искусства.
Костюмы древнегреческих актеров.
Хор.
Архитектура древнегреческого театра.
5. Театр демократических Афин. V век до нашей эры.
6. Эсхил (525-456 до н. э.).
7. Софокл (496-406 до н.э.).
8. Еврипид (около 485-406 до н.э.).
9. Театр эпохи эллинизма.
Заключение
Список литературы
Приложение
ЛИПЕЦКИЙ ЭКОЛОГО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИСТИТУТ
КАФЕДРА
ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ
ДИСЦИПЛИН
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
НА
темУ: «Древнегреческий
театр»
Липецк
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
5. Театр демократических Афин. V век до
нашей эры.
6. Эсхил (525-456 до н. э.).
7. Софокл (496-406 до н.э.).
8. Еврипид (около 485-406 до н.э.).
9. Театр эпохи эллинизма.
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Искусство сцены родилось в глубокой древности. В разные времена оно было призвано то развлекать, то воспитывать, то проповедовать. И с этими задачами театр справился – его возможности многообразны, а сила воздействия велика, поэтому, театральное искусство стремились поставить себе на службу короли и князья, императоры и министры, революционеры и консерваторы.
Согласно одной из теории происхождения театра искусство сцены (как западное, так и восточное) развилось из обрядов и магических ритуалов. В подобных действиях всегда присутствовала игра, участники часто использовали маски и специальные костюмы. Человек «играл» (изображал, например, божество), чтобы воздействовать на окружающий мир, людей, богов. Со временем некоторые обряды превратились в светские игры и стали служить для развлечения; позже участники таких игр отделились от зрителей.
Зарождение театра как вида искусства можно отнести с возникновением античного театра (VI в до н.э. – IV в. н.э.)
Безусловно, театр – один из самых таинственных видов искусства. Это искусство на грани двух миров нашего и потустороннего. На глазах зрителей оживают давно умершие герои, «мертвые» произведения и всем известные истории. Именно поэтому театр на Руси (да и во всем мире) считали делом бесовским и от дьявола. Но театр – это и средство пропаганды и воздействия на человека, который смотря действие спектакля подсознательно воспринимает то, что ему хотят сказать автор, режиссер или актер. Ведь неслучайно Гиро в своей книге «Частная и общественная жизнь греков» помещает раздел «Драматические представления» в главу «Религия», т.е. действо, тесно связанное со служением Богам (т.е. связанное с потусторонним миром) и воздействием на большое количество людей.
Сейчас театральная жизнь многообразна:
существуют театры одного актера, театры,
где зрители сами принимают
участие в постановка и
являются персонажами пьесы, театры, где
вообще нет актеров, а зритель наблюдает
за движением различных предметов и многие
другие виды театров. Но весь (почти
весь) современный театральный
мир вырос из Античного
театра, существовавшего в Древней Греции
много веков назад.
Древнегреческий театр возник из сельских празднеств в честь бога Диониса. В Пантеоне греческих богов важное место занимал Дионис, или Вакх – бог растительности, плодородия, виноградарства и виноделия. Как рассказывают греческие мифы, Дионис претерпел все превратности судьбы: потерял мать, скитался, побывал в руках у разбойников, а затем вернулся из Азии на Балканы, и вернулся не один, а с неистовой, буйной свитой – вакханками, сатирами, менады – обитатели гор, лесов. Спутники Диониса украшали себя виноградными листьями и плющом, плясали и пели во славу своего бога. Под громкие звуки тимпанов и флейт чествовали свое божество, окруженное жителями лесов и гор, люди, и много чудес приписывали ему. Он мог наслать безумие на нарушавшего обычай, в его присутствии зацветали мачты кораблей, превращаясь в виноградную лозу. Это божество почитали, прежде всего, те, кто трудом своим будил землю, кто сажал и возделывал виноград. Так Дионис со временем стал покровителем сельских тружеников.
Во время Великих Дионисий изображение бога выносили из храма, переодетые почитатели его изображали сатиров, водили хороводы. Хор сатиров исполнял песни козлов – трагедии. Позднее, наряду с хором, появляется декламатор, задачей которого было давать пояснения по ходу представления. Так возникает диалог, а из песнопений – трагедий рождается театр.
Несколько раз в году происходили празднества, посвященные Дионису, на которых пели дифирамбы (хвалебные песни). Торжественная часть праздника дала рождение трагедии, веселая и шутливая – комедии. К рассказу запевал примешивались элементы актерской игры, и миф как бы оживал перед участниками праздника.
Историк Плутарх писал, что
в 534 г. до н.э. человек по
имени Фесип показал спектакль
– диалог актера, исполнявшего
роль Диониса, и хора. С этого
года театральные
Проливают свет на происхождение греческой драмы и сами слова – трагедия и комедия. Слово трагедия происходит от двух греческих слов: «трагос» – козел и «оде» – песнь, т.е. песнь козлов, так как спутниками Диониса были сатиры–козлоногие существа, прославлявшие подвиги и страдания бога. Слово «комедия» тоже происходило от двух греческих слов «комос» и «оде». Слово «комос» обозначало шествие подпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками. Следовательно, слово «комедия» обозначает «песнь комоса».
В основе древнегреческой
Использование мифологии делало трагедию необычайно доходчивой. В каждой пьесе зритель встречал уже знакомые ему лица и события и мог свободнее следить за тем, как эти мифы перерабатывала творческая фантазия драматурга.
По свидетельству самих греков, трагедия уже во второй половине VI в до н. э. достигла значительного развития.
В содержании комедии, так же как и в трагедии, с первых же дней ее существования к религиозным мотивам примешивались житейские, которые в дальнейшем занимали все больше и больше места и, в конце концов, стали преобладающими или даже единственными, хотя в целом комедия по-прежнему считалась посвященной Дионису.
Своего высшего выражения театральное искусство V в. до н.э. достигло в творчестве трех великих трагиков – Эсхила, Софокла, Еврипида и комедиографа Аристофана. Величайшие драматурги древности – Эсхил и Софокл – ввели в действие второе и третье лицо – актера. И действие отделилось от хора. Это было время становления театральных представлений, греческой драмы. Для постановки драмы требовались уже более значительные площадки, и зрелище перенесено в каменное здание театра.
В повседневной жизни греков
большое место занимали
Театр в Греции был государственным учреждением. За организацию представлений отвечал архонт – высшее должностное лицо Афин. Он давал разрешение на постановку пьесы, по его распоряжению набирали хор. Все материальные расходы брал на себя богатый гражданин – хорег (назначался архонтом), который готовил хор для драматических состязаний. В хореги избирали любителей театра, в которых недостатка в ту эпоху не испытывали. В начале драматурги сами писали музыку и сами обучали хор, но уже очень скоро им пришлось прибегнуть к помощи специальных учителей. У каждого поэта был свой хорег. На мраморных памятных досках выбивали не только имя победителя, но и имя хорега.
Исполнение обязанности хорега и участие в трагическом хоре было делом весьма почитаемым. Считалось, что хореги, актеры и члены хора находятся под особым покровительством божества. Все они на время подготовки к драматургическим состязаниям освобождались даже от военной службы.
Судили на состязании особенные выборные лица. Для победивших драматургов были установлены три награды. Драматург, занявший на состязании третье место, считался потерпевшим поражение. Помимо гонорара, драматург получал от государства в качестве награды венок из плюща.
На долю хорега, который подготовил хор для победивших драматургов, выпадала большая честь. Такой хорег имел право воздвигнуть памятник в ознаменование своей победы. Результаты состязаний вносились в дидаскал (протокол), который хранился в государственном архиве Афин.
По преданию, Феспид сам был единственным актером в своих трагедиях. Партия актера чередовалась с песнями хора и составляла всю пьесу. Вскоре после Феспида Эсхил ввел девтерагониста (второй актер в драме), а младший современник Эсхила, Софокл – тритагониста (третий актер в драме). Основные роли исполнял в драме протагонист (первый актер).
Благодаря тесной связи греческого театра с культом Диониса актеры пользовались в Греции большим почетом и занимали высокое общественное положение. Актером мог быть только свободнорожденный.
В греческой драме число актеров не превышало трех человек, но одному и тому же актеру в течение пьесы приходилось играть несколько ролей. Если в пьесах присутствовали немые роли, их играли статисты.
Женские роли всегда исполнялись мужчинами. Трагические и комедийные актеры должны были не только хорошо декламировать стихи, но и владеть вокальным мастерством, так как в наиболее патетических местах драмы актеры исполняли арии. Путем постоянных упражнений греческие актеры вырабатывали у себя силу, звучность и выразительность голоса, безукоризненность дикции и доводили до совершенства искусства пения. Но кроме этого, греческий актер должен был владеть искусством танца и вообще искусством движения в самом широком смысле этого слова.
Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого главенствующее место занимали сначала эпос, а затем лирика. Все мы знаем богатый героический эпос -поэмы "Иллиада" и "Одиссея", дидактический (поучительный) эпос -поэмы Гесиода (VII в. До н.э.); это произведения лирических поэтов VI в. до н.э.
Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми, которые посвящались богам-покровителям земледелия: Деметре, ее дочери Коре, Дионису. Такие обряды иногда превращались в культовую драму. Например, в городе Элевсине во время мистерий (таинств, на которых присутствовали лишь посвященные) устраивались игры, во время которых изображалось бракосочетание Зевса и Деметры, похищение Коры Плутоном, скитания Деметры в поисках дочери и возвращение Коры на землю.