Автор: m******@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 07:41, реферат
Античной (от латинского слова antiques-древний) назвали итальянские гуманисты эпохи Возрождения греко-римскую культуру, как самую раннюю из известных им. И это название сохранилось за ней и поныне, хотя открыты с тех пор и более древние культуры. Сохранилось как синоним классической древности, то есть того мира, в лоне которого возникла наша европейская цивилизация. Сохранилось как понятие, точно отделяющее греко-римскую культуру от культурных миров Древнего Востока.
Страшно
сказать, эти новые варварские деяния,
усугубившие разрушительную работу
времени, были совершены вовсе не
в глубокой древности и даже не
из религиозного фанатизма, как, например,
изуверский разгром
Олимпии.
В1687 г. во время войны между Венецией и Турцией, владычествовавшей тогда над Грецией, венецианское ядро, залетевшее на Акрополь, взорвало пороховой погреб, устроенный турками в... Парфеноне. Взрыв произвел страшные разрушения.
Хорошо еще, что за тринадцать лет до этой беды некий художник, сопровождавший французского посла, посетившего Афины, успел зарисовать центральную часть западного фронтона Парфенона.
Венецианский снаряд попал именно в Парфенон, возможно, случайно. Зато вполне планомерное нападение на Афинский Акрополь было организовано в самом начале XIX века.
Эту операцию
осуществил «просвещеннейший» ценитель
искусства лорд
Эльджин, генерал и дипломат, занимавший
пост английского посланника в
Константинополе. Он подкупал турецкие
власти и, пользуясь их попустительством
на греческой земле, не останавливался
перед порчей или даже разрушением знаменитых
памятников зодчества, лишь бы завладеть
особенно ценными скульптурными украшениями.
Непоправимый урон причинил он
Акрополю: снял с Парфенона почти все уцелевшие
фронтонные изваяния и выломал из его
стен часть знаменитого фриза. Фронтон
при этом обрушился и разбился. Боясь народного
возмущения, лорд Эльджин вывез ночью
всю свою добычу в Англию. Многие англичане
(в частности, Байрон в своей знаменитой
поэме «Чайльд Гарольд») сурово осудили
его за варварское обращение с великими
памятниками искусства и за неблаговидные
методы приобретения художественных ценностей.
Тем не менее английское правительство
приобрело уникальную коллекцию своего
дипломатического представителя — и скульптуры
Парфенона ныне являются главной гордостью
Британского музея в Лондоне.
Обобрав величайший памятник искусства, лорд Эльджин обогатил искусствоведческий лексикон новым термином: подобный вандализм иногда именуют «эльджинизмом».
Что же так потрясает нас в грандиозной панораме мраморных колоннад с обломанными фризами и фронтонами, возвышающихся над морем и над низкими домами Афин, в изувеченных изваяниях, что все еще красуются на обрывистой скале Акрополя или выставлены в чужом краю как редчайшая музейная ценность?
Греческому
философу Гераклиту, который жил
накануне высшего расцвета
Эллады, принадлежит следующее знаменитое
изречение: «Этот космос, один и тот же
для всего существующего, не создал никакой
бог и никакой человек, но всегда он был,
есть и будет вечно живым огнем, мерами
загорающимся, мерами потухающим». И он
же говорил, что «расходящееся само собой
согласуется», что из противоположностей
рождается прекраснейшая гармония и «все
происходит через борьбу».
Классическое искусство Эллады точно отражает эти идеи.
Разве не
в игре противоборствующих сил возникает
общая гармония дорического ордера
(соотношение колонны и
Дорифора (вертикали ног и бедер в сопоставлении
с горизонталями плеч и мускулов живота
и груди)?
Сознание единства мира во всех его метаморфозах,
сознание его извечной закономерности
воодушевляло строителей Акрополя, пожелавших
утвердить гармонию этого никем не созданного,
всегда юного мира в художественном творчестве,
дающем единое и полное впечатление прекрасного.
Афинский Акрополь — это памятник, провозглашающий веру человека в возможность такой все примиряющей гармонии не в воображаемом, а вполне реальном мире, веру в торжество красоты, в призвание человека создавать ее и служить ей во имя добра. И потому этот памятник вечно юн, как мир, вечно волнует и притягивает нас. В его немеркнущей красоте — и утешение в сомнениях, и светлый призыв: свидетельство, что красота зримо сияет над судьбами человеческого рода.
Акрополь — это лучезарное воплощение творческой человеческой воли и человеческого разума, утверждающих стройный порядок в хаосе природы. И потому образ Акрополя царит в нашем воображении над всей природой, как царит он под небом Эллады, над бесформенной глыбой скалы.
...Богатство
Афин и их главенствующее
Горы белоснежного
мрамора, добываемого совсем близко,
доставлялись в
Афины. Лучшие греческие зодчие, ваятели
и живописцы считали за честь работать
на славу общепризнанной столицы эллинского
искусства.
Мы знаем,
что в строительстве Акрополя
участвовали несколько
Общий замысел этот характерен для всего греческого мироощущения, для основных принципов греческой эстетики.
Холм, на котором воздвигались памятники Акрополя, не ровен по своим очертаниям, и уровень его не одинаков. Строители не вступили в конфликт с природой, но, приняв природу, какая она есть, пожелали облагородить и разукрасить ее своим искусством, чтобы под светлым небом создать столь же светлый художественный ансамбль, четко вырисовывающийся на фоне окрестных гор. Ансамбль, в своей стройности более совершенный, чем природа! На неровной возвышенности целостность этого ансамбля воспринимается постепенно. Каждый памятник живет в нем собственной жизнью, глубоко индивидуален, и красота его опять-таки открывается взору по частям, без нарушения единства впечатления. Подымаясь на Акрополь, вы и сейчас, несмотря на все разрушения, ясно воспринимаете его разделенность на точно разграниченные участки; каждый памятник вы обозреваете, обходя его со всех сторон, с каждым шагом, с каждым поворотом обнаруживая в нем какую-то новую черту, новое воплощение общей его гармонии. Разделенность и общность; ярчайшая индивидуальность частного, плавно включающаяся в единую гармонию целого. И то, что композиция ансамбля, подчиняясь природе, зиждется не на симметрии, еще усиливает его внутреннюю свободу при безупречной уравновешенности составных частей.
Итак, Фидий всем распоряжался в планировании этого ансамбля, равного которому по художественному значению, быть может, не было и нет во всем мире. Что же мы знаем о Фидии?
Коренной
афинянин, Фидий родился, вероятно,
около 500 г. до н.э. и скончался после
430 г. Величайший ваятель, несомненно, величайший
архитектор, поскольку весь Акрополь
может почитаться его созданием,
он подвизался и как живописец.
Создатель огромных изваяний, он, по-видимому,
также преуспел в пластике малых форм,
подобно другим знаменитейшим художникам
Эллады, не гнушаясь проявлять себя в самых
различных видах искусства, даже почитаемых
второстепенными: так, мы знаем, что им
отчеканены фигурки рыб, пчел и цикад.
Великий художник, Фидий был и великим мыслителем, подлинным выразителем в искусстве греческого философского гения, высших порывов греческого духа. Древние авторы свидетельствуют, что в своих образах он сумел передать сверхчеловеческое величие.
Таким сверхчеловеческим
образом была, очевидно, его тринадцатиметровая
статуя Зевса, созданная для храма
в Олимпии. Она погибла там
вместе со многими другими
Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями:
Быстро
власы благовонные вверх
Окрест бессмертной главы, и потрясся
Олимп многохолмный.
...Как
и многие другие гении, Фидий
не избегнул при жизни злобной
зависти и клеветы. Его
...Афины,
названные по имени дочери
Зевса Афины, были главным
Согласно
греческой мифологии, Афина вышла
в полном вооружении из головы отца
богов. Это была любимая дочь Зевса,
которой он ни в чем не мог отказать.
Вечно девственная богиня чистого, лучезарного
неба. Вместе с Зевсом посылает гром и
молнии, но также — тепло и свет. Богиня-воительница,
отражающая удары врагов. Покровительница
земледелия, народных собраний, гражданственности.
Воплощение чистого разума, высшей мудрости;
богиня мысли, наук и искусства. Светлоокая,
с открытым, типично аттическим округло-
овальным лицом.
Поднимаясь на холм Акрополя, древний эллин вступал в царство этой многоликой богини, увековеченной Фидием.
Ученик скульпторов Гегия и Агелада, Фидий овладел полностью техническими достижениями своих предшественников и пошел еще дальше их. Но хотя мастерство Фидия-ваятеля и знаменует преодоление всех трудностей, возникавших до него в реалистическом изображении человека, — оно не исчерпывается техническим совершенством. Умение передавать объемность и раскрепощенность фигур и их гармоническая группировка сами по себе не рождают еще подлинного взмаха крыльев в искусстве.
Тот, кто «без ниспосланного Музами исступления подходит к порогу творчества, в уверенности, что благодаря одной сноровке станет изрядным поэтом, тот немощен», и все им созданное «затмится творениями исступленных». Так вещал один из величайших философов античного мира —Платон.
...Над
крутым склоном священного
Акрополь, сразу же вводила посетителя
в лучезарный мир красоты, утверждаемый
человеческим гением.
По ту
сторону Пропилеи вырастала гигантская
бронзовая статуя Афины
Промахос, что значит Афины-воительницы,
изваянная Фидием. Бесстрашная дочь
Громовержца олицетворяла здесь, на площади
Акрополя, военное могущество и славу
своего города. С этой площади открывались
взору обширные дали, а мореплаватели,
огибавшие южную оконечность Аттики, ясно
видели сверкающие на солнце высокий шлем
и копье богини-воительницы.
Ныне площадь
пуста, ибо от всей статуи, вызывавшей
в древности неописуемые
Парфенон, совершеннейшее творение всей
греческой архитектуры, или, вернее, то,
что сохранилось от великого храма, под
сенью которого некогда возвышалась другая
статуя Афины, тоже изваянная Фидием, но
не воительницы, а Афины-девы: Афины Парфенос.
Как и Олимпийский Зевс, то была статуя
хризо-элефантинная: из золота (по- гречески
— «хризос») и слоновой кости (по-гречески
— «элефас»), облегающих деревянный остов.
Всего на ее изготовление пошло около
тысячи двухсот килограммов драгоценного
металла.
Под жарким
блеском золотых доспехов и одеяний
загоралась слоновая кость на лице,
шее и на руках покойно-величественной
богини с крылатой
Никой (Победой) в человеческий рост на
протянутой ладони.
Свидетельства
древних авторов, уменьшенная копия
(Афина Варвакион,
Афины, Национальный археологический
музей) да монеты и медальоны с изображением
Афины Фидия дают нам какое-то представление
об этом шедевре.
Взгляд богини был покойным и ясным, и внутренним светом озарялись ее черты. Чистый образ ее выражал не угрозу, а радостное сознание победы, принесшей народу благоденствие и мир.
Хризо-элефантинная
техника почиталась вершиной искусства.
Наложение на дерево пластинок золота
и слоновой кости требовало тончайшего
мастерства.
Великое искусство ваятеля сочеталось
с кропотливым искусством ювелира. И в
результате — какой блеск, какое сияние
в полумраке целлы, где царил образ божества
как высшее создание рук человеческих!
Парфенон
был построен (в 447—432 гг. до н.э.) архитекторами
Иктином и
Калликратом под общим руководством Фидия.
В согласии с Периклом он пожелал воплотить
в этом крупнейшем памятнике Акрополя
идею торжествующей демократии. Ибо прославляемую
им богиню, воительницу и деву, почитали
афиняне первой гражданкой их города;
согласно древним сказаниям, эту небожительницу
избрали они сами в покровительницы Афинского
государства.
Вершина
античного зодчества, Парфенон уже
в древности был признан самым
замечательным памятником дорического
стиля. Этот стиль предельно
Колонны его (восемь по фасадам и семнадцать
по бокам), более легкие и тонкие по пропорциям,
чуть наклонены внутрь при небольшом выпуклом
искривлении горизонталей цоколя и перекрытия.
Эти едва уловимые для глаза отступления
от канона имеют решающее значение. Не
изменяя своим основным закономерностям,
дорический ордер здесь как бы впитывает
непринужденное изящество ионического,
что и создает, в целом, могучий, полногласный
архитектурный аккорд такой же безупречной
ясности и чистоты, как и девственный образ
Афины Парфенос. И этот аккорд приобрел
еще большее звучание благодаря яркой
раскраске рельефных украшений метоп,
стройно выделявшихся на красном и синем
фоне.
Четыре ионические колонны (до нас не дошедшие)
возвышались внутри храма, а на наружной
его стене протянулся непрерывный ионический
фриз. Так что за грандиозной колоннадой
храма с ее мощными дорическими метопами
посетителю открывалась затаенная ионическая
сердцевина. Гармоническое сочетание
двух стилей, друг друга дополняющих, достигнутое
совмещением их в одном памятнике и, что
еще замечательнее, их органическим слиянием
в том же архитектурном мотиве.