Досуг и досуговая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:44, реферат

Описание работы

В современной литературе досуг не представлен как целостный объект анализа. Само понятие «досуг» часто толкуется и понимается как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т.д.
В основе идеи социально открытой культурной деятельности заложена весьма простая мысль: современная семья, каждый человек обретают в сфере досуга совершенно новый уровень потребностей.

Работа содержит 1 файл

красильников.docx

— 61.50 Кб (Скачать)

Второй тип отношений  состоит в преобразовании природы  в места массового отдыха в  соответствии с требованиями и нуждами  населения, размещения в зеленых  зонах многочисленного контингента  отдыхающих. По существу, природа превращается в природно-технический комплекс со специально проложенными дорогами, оборудованными пляжами, местами для  катания на лодке и ловли рыбы, павильонами, скамьями и беседками, инженерными коммуникациями. Эти  и другие технические элементы (спортивные, игровые площадки, кемпинги, автостоянки  и т.д.) улучшают комфортность условий  отдыха и намного увеличивают  пропускную способность комплексов. Острейшей проблемой в связи  с этим является предотвращение деградации природы от воздействия технических  систем, борьба с загрязнением воздуха  и воды коммунальными отходами, стоками  с сельхозугодий, выхлопными газами от автомашин и т.д.

В экологических концепциях досуговая деятельность рассматривается  как гарант и средство охраны природы. Всегда считалось, что уже сам  процесс досугового освоения территории, превращения лесных угодий и водоемов в места массового отдыха должен служить надежной гарантией максимального  сохранения живой природы.

Некоторые авторы выдвигали  предложения, чтобы территории курортов и санаториев, зоны массового отдыха, национальные парки, историко-культурные и природные комплексы считались  частью заповедного фонда России. Забота об экологической чистоте  досугово-оздоровительных и культурных центров закономерна и с социальной точки зрения оправданна. Требования к природоохранной и досугово-оздоровительной (рекреационной) деятельности во многом, естественно, совпадают. Но явно заблуждаются те, кто хочет полностью отождествить эти виды деятельности: они не являются стопроцентными аналогами. Любая рекреационная  деятельность, даже в местах кратковременного размещения отдыхающих, например на лесных туристских стоянках, там, где исключено  использование моторных средств  передвижения (автомашины, мотоциклы, лодочные моторы и т.д.), в современном  виде является хозяйственной деятельностью  и не может не оказывать существенного, чаще всего отрицательного, воздействия  на природу. Речь, следовательно, может  идти о жестком ограничении способов использования земельных и водных угодий, ухудшающих условия сохранения основных природных ценностей, ведущих  к утрате ими своих лечебных и  оздоровительных свойств.

Досуг и охрана окружающей среды 

Досуг – это часть внерабочего  времени, остающаяся у человека после  выполнения необходимых обязанностей (приготовление и прием пищи, посещение  магазинов и предприятий обслуживания, сон и др.).

Сферу досуга разделяют на несколько групп, как правило, связанных  между собой: самообразование, культурное общение, физкультура и спорт, туризм, неорганизованный отдых и т.п. В экологическом плане из сферы досуга можно выделить два направления, наиболее «привязанных» к природе: неорганизованный отдых и организованный отдых.

Если неорганизованный отдых – нерегулируемое во времени и пространстве использование свободного (досугового) времени с не определенными однозначно целями («гуляние» во дворе, спонтанная поездка с товарищами в ближайший парк, где появился новый аттракцион, поездка в жаркий день на Москва-реку, встреча с друзьями где-нибудь в летнем кафе в Сокольниках и т.п.), то организованный отдых – планово регулируемое (лично или посредством специализированных организаций) использование времени досуга (или его части). Сюда следует отнести посещение театральных и концертных спектаклей по абонементам, отдых по путевкам в домах отдыха и домах творчества, туристические путешествия, как дальние, так и ближние, пешеходные прогулки, участие в систематических мероприятиях по восстановлению памятников истории, культуры и архитектуры (в Москве каждую субботу и воскресенье формируется около десятка групп – круглосуточно), поездки на садовые и дачные участки и др.

В большинстве из перечисленных  способов использования досугового времени природа является не только фоном, но и предметом непосредственного  воздействия человека. За исключением  единственной активной формы с превалирующим  положительным знаком (садоводство, огородничество), все остальные в  той или иной степени наносят  природе существенный вред. Наиболее ущербным для экологии является летний период: неорганизованный туризм (организованный – в меньшей степени), «отдых на природе» в выходные дни, с ростом автомобилизации населения охватывающий все более дальние пределы  от городов, «вылазки на пикник» в  городские парки и рекреационные  зоны ближнего пригорода – все  они порой просто гибельны для  флоры и фауны, если не сразу, то с  течением времени.

Негативные последствия  использования человеком природной  среды в утилитарных целях («главное – получить удовольствие сегодня, а  там – хоть трава не расти») могут  быть преодолены рациональным сочетанием государственной бюджетной поддержки  перспективных социально-культурных экспериментов и инициатив, а  также усилий, направленных на сохранение и развитие национально-культурного  достояния, с одной стороны, а  с другой – расширением коммерческих начал, отвечающих культурно-досуговым  интересам, моде, предпочтениям различных  слоев общества; отказом от остаточного  принципа выделения ресурсов на культуру, укреплением ее материально-технической  базы, усилением роли муниципальных (местных) органов самоуправления в  области финансирования и льготного  налогообложения объектов социально-культурной деятельности.

На современном этапе  развития рыночных отношений широкое  распространение получила техноэкономическая концепция досуга и досуговой  деятельности.

Суть и назначение этой концепции имеют двоякий смысл. С одной стороны, она ставит своей  целью найти оптимальное взаимодействие производственной сферы и сферы  быта, которая подчинена в конечном счете восстановлению физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека. Современная ситуация в стране такова, что абсолютно нереально рассчитывать на увеличение свободного времени каждой семьи или отдельного человека за счет сокращения затрат времени на непреложные нужды – проезд к  месту работы и обратно, уборку и  содержание жилища, личную гигиену, воспитание детей и уход за ними, сон, питание. Бытовые проблемы были, есть и будут. Поэтому более вероятным является путь рационального, концентрированного использования рекреационных возможностей самой сферы быта, проведение целого комплекса социальных мероприятий, направленных на обеспечение рациональных затрат, восстановление и развитие сил человека.

Проблема актуальна, но вряд ли разрешима в современных условиях хотя бы потому, что затраты времени  на непреложные занятия, например на уборку и содержание жилища, дальше будут расти, а не сокращаться (из-за увеличения жилой площади, приходящейся на человека, расширения мира вещей, окружающих его, и др.) так же, как и затраты  времени на покупки (отсутствие очередей, широкий ассортимент, свобода выбора товара не сокращают, а увеличивает  их).

Техноэкономическая концепция  досуга имеет и другую сторону. Наличие  досуговых потребностей населения, рост спроса на многочисленные виды досуговых  занятий неизбежно требуют создания специальной отрасли досугового, рекреационного обслуживания, развития сферы досуговых услуг, индустрии  отдыха и развлечений. Производитель  досуговых услуг (туризм, шоу –  бизнес, артбизнес, видеопрокат и  др.) в процессе маркетингового исследования выявляет потребителя, изучает или  формирует (с помощью рекламы) рынок  спроса на те или иные формы детского, подросткового, молодежного или  взрослого досуга. Возникает необходимость  в формировании и эксплуатации наиболее рентабельной досуговой системы (досугового предприятия, центра, досуговой технологии или программы). Эта система удовлетворяет  спрос на досуговые услуги. Имея цель изъять у потребителя (клиента, заказчика) максимальное количество денег, владелец досуговой системы действует  по формуле «потребитель получил  досуговую услугу, а моя фирма  – соответствующую прибыль». Поэтому  в сфере досуга стремятся к  созданию высокотехнологических систем, позволяющих оказывать высококачественные и высокооплачиваемые услуги.

В определенном смысле техноэкономическая концепция досуга, ставящая в центр  внимания рентабельность оказываемых  услуг, носит не столько гуманистический, сколько чисто коммерческий характер. Здесь конкретный человек (ребенок, подросток, взрослый) становится, по существу, клиентом, от которого получают доход, прибыль. Чтобы каким-то образом  гуманизировать эту концепцию, государственным, общественным, коммерческим структурам надо позаботиться о расширении предлагаемых досуговых услуг, о сохранении определенного ассортимента недорогих услуг, доступных людям, обладающим низкими доходами. Например, резко возросла стоимость водных круизов из-за усложнения обслуживания речных и морских судов, создания повышенных комфортных условий – в результате этим видом услуг пользуются лишь элитные слои населения.

На содержание и виды досуга и досуговой деятельности существенное влияние оказали долгое время  господствовавшие в этой сфере социально-управленческие концепции.

Социально-управленческие концепции  явились продуктом командно-административной системы. Вместо того чтобы обеспечить, как подобает любому органу управления, сохранение структуры досуга, поддержание  оптимального режима досуговой деятельности, реализацию гуманистических целей  и функций досуга, эти концепции  практически установили жесткую  регламентацию досуговых центров, всех видов и форм досуговых занятий  с помощью различного рода норм и  нормативов. Приоритетную роль играли общественно-политические, идеологические, административные, внеэкономические рычаги управления досуговой сферой.

В течение многих десятилетий  социально-управленческие концепции  досуга в стране не имели надежной научной базы, четко выверенного  прогноза. В конечном счете в условиях дефицита многих видов досуговых  услуг, сравнительно невысокого уровня досуговой культуры населения (которое  в массе своей довольствовалось весьма примитивными формами) и господства ведомственного подхода к организации  отдыха в этой важной сфере сложились  определенные стереотипы.

Назовем некоторые из них, наиболее типичные для советского общества. Потребности в отдыхе, оздоровлении и лечении удовлетворялись только за счет общественных фондов потребления, а не личных средств граждан и  главным образом в их отпускной  период. Не были достаточно развиты  общественно организованные формы  краткосрочного отдыха — в конце рабочего дня или недели, послетрудовая реабилитация (восстановление) непосредственно на предприятиях, отдых для многопоколенных семей и т.д. Это привело к тому, что сфера свободного времени людей, особенно подростков и молодежи, заполнялась негативными и асоциальными формами проведения досуга.

Проблема досуга населения  решалась в основном путем создания многоместных досуговых и рекреационных  комплексов – санаториев и домов  отдыха на сотни и тысячи мест, крупных  Дворцов и Домов культуры, многоместных летних театров и кинотеатров, стадионов  и других досуговых центров. Дома отдыха, санатории открывались вблизи крупных городов вне зависимости  от того, имелась ли для этого  необходимая ресурсная, лечебная, природная  среда. Дома и Дворцы культуры сооружались  в непосредственной близости от предприятий, а не в жилых районах.

Существовала жесткая  административно-ведомственная подчиненность  здравниц, лечебных комплексов, Дворцов  культуры, стадионов и спортивных площадок. Одновременно с этим слабо  развивались дачные, садово-кооперативные  формы отдыха трудящихся и членов их семей.

Многие преобладавшие  ранее стереотипы в наши дни стали  неприемлемыми. Например, полностью  исчерпала себя концепция создания сети домов отдыха для так называемых здоровых людей (их много строили  не только вокруг городов, но и в  сельской местности – межколхозные, колхозные дома отдыха). Пионерские лагеря к настоящему времени превратились в летние места пребывания детей  за весьма высокую, недоступную для  многих семей плату. Широко распространенные в свое время турбазы трансформировались в тургостиницы, кемпинги, обладающие довольно ограниченными экскурсионными ресурсами.

Исследуя категорию, называемую досугом, многие ученые устанавливают  его связь с потребностями  личности и общности, группы. Досуг  определяется как поиск состояния  удовлетворения — состояния, которое  можно охарактеризовать как самоцель. Поиск удовлетворения, удовольствия, развлечения – одна из фундаментальных характеристик досуга в современном обществе.

На содержании досуга как  социально-культурного явления серьезно сказались негативные последствия  остаточного принципа, связанные  с ним жесткое администрирование  и чрезмерная регламентация. Это  привело к неприятию гедонистической  природы досуга, гедонистической  трактовки его пути. Более того, среди некоторых ученых утвердилось  мнение о гедонистической функции  досуга как чисто потребительской  по своему содержанию. Этого оказалось  достаточно, чтобы объявить несостоятельность' гедонистической трактовки досуга.

Подобная ограниченность сказывается и в трактовках понятий  «общение», «творчество», «отдых» и  других, относящихся к характерным  процессам социально-культурной деятельности. Например, термин «общение», хотя и  употребляется весьма часто, характеризуется  однозначно как средство достижения какой-либо цели (обучения, воспитания) и значительно реже – как самоцель, как огромная ценность сама по себе.

Информация о работе Досуг и досуговая деятельность