Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:44, реферат
В современной литературе досуг не представлен как целостный объект анализа. Само понятие «досуг» часто толкуется и понимается как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т.д.
В основе идеи социально открытой культурной деятельности заложена весьма простая мысль: современная семья, каждый человек обретают в сфере досуга совершенно новый уровень потребностей.
Таким образом, досуг, досуговое (или рекреационное) время – это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Наибольшими объемами досугового времени обладают дети и пенсионеры – весьма многочисленная категория населения. Это время дает им возможность удовлетворить потребность в общении и увлечениях, решении хозяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе и т.д.
Проблема досуга как социально-культурной категории не относится к ряду извечных проблем человечества. Она возникла в определенную историческую эпоху в связи с распадом традиционного ритуализированного отношения к работе и отдыху, праздникам и будням1.
Мы не ставим своей задачей
дать полный анализ развития понятия
«досуг». Заметим лишь, что осмысление
историко-культурных основ просветительства
и досуга в России, теории социально-культурной
деятельности, в том числе культурно-
Слово «досуг» со значением свободного или удобного времени (по досугу – по умению, при случае) употреблялось на Руси еще в середине XV века.
В научной литературе по славянской этимологии, а также в ряде толковых словарей слово «досуг» трактуется довольно широко и означает время, достаточное для достижения какой-либо цели, праздное, свободное от нужных дел, свободное от работы или занятий, досужее время по умению или при случае и даже безделье.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля читаем: «Досуг – свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела». Следовательно, уже в XIX веке слово «досуг» имело современное нам толкование. Об этом говорят и употреблявшиеся в то время пословицы, приводимые В. И. Далем: «Был бы друг, будет и досуг»; «Работе время, а досугу час» и др.
Но здесь же мы находим и производное от этого слова: «Досужий, умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела или мастер на все руки». Здесь досуг предполагает не безделье, а самодеятельную активность в свободное время. У древних славян слово «досуг» происходило от глагола «досягать» - достигать чего-либо, на что требуются усилия.
Близкое толкование слова «досуг» мы находим и в современном словаре русского языка С.И. Ожегова: «Досуг – свободное от работы время. В часы досуга. На досуге (в св. вр.); досужий – свободный от дела, праздный. Досужее время. Появляющийся на досуге, от безделья. Досужие мысли. Досужие сплетни».
Многие исследователи, высказывая различные взгляды на историю досуга, размышляют и о его природе. Они утверждают, что в древние времена, еще в первобытных сообществах, игра и работа являлись частью ритуала, через который люди искали возможность общения с духами предков. Эти два вида деятельности, хотя их функции различались на практическом уровне, имели одинаковое значение в жизни сообщества. Религиозные празднества охватывали как работу, так и игру. Более того, работа и игра часто сочетались, конфликт между ними был несуществен, поскольку игра входила в работу и становилась ее частью.
Что касается термина «досуг», то, по мнению целого рада ученых, его нельзя ассоциировать ни с древними, архаичными, ни с более поздними, аграрными периодами истории человека. Как в аграрный период, трудовой год проходил под знаком каждого проходящего дня или времени года. В хорошую погоду работали упорно, в плохую – работали меньше либо совсем не работали. Работа имела свой естественный цикл, прерываемый отдыхом, песнями, играми и обрядами; это была естественная часть ежедневного быта. Нередко работа начиналась с восходом солнца и заканчивалась только на закате. После работы наступало время отдыха, и трудно сказать, где заканчивалось одно и начиналось другое. В центральных и северных районах с континентальным климатом в течение долгих зимних месяцев период работы сменялся своеобразным полуактивным существованием, во время которого продолжалась борьба за выживание.
Предопределенность содержания
и форм досуга сменой времени года
является господствующей чертой традиционной
культуры каждого народа. Досуг подчинен
логике народного календаря. И хотя
сегодня мы менее зависим от природных
явлений, необходимо в процессе социально-культурного
проектирования и реализации досуговых
программ постоянно учитывать вековые
традиции ориентации на календарь природы,
профессионально глубоко
Смена времен года обычно сопровождалась
серией религиозных и чисто бытовых
праздников, ритуалов и церемоний. Так,
например, наряду с существованием
семейной обрядности, характеризующей
огромный культурно-воспитательный потенциал
семьи – этой самой устойчивой
социокультурной общности, широкое
распространение имеет и
Общих, «мирских» обрядов
было, как правило, не более трех-четырех
в году. У славян это, к примеру,
масленица, святки и т.д. Однако такой
обряд, как свадьба, проистекающий
из семейной обрядности, как известно,
и сегодня часто охватывает все
село или его часть. К числу
переходно-промежуточных
Характерно, что с давних пор многие обрядово-ритуальные мероприятия своими корнями уходили в религию, а не в досуг. Соответственно этому большинство, например европейских, цивилизаций имело более 150 свободных от работы дней в году. Анализируя это свободное время, ученые отнюдь не ассоциируют его с досугом. Дело в том, что многие из этих праздников и, по существу, нерабочих дней часто навязывались церковью против воли крестьян и ремесленников для того, чтобы выполнять духовные обязательства. Бедняк в одной из басен известного французского поэта XVII века Ж. Лафонтена, например, жалуется: «...Монсеньор кюре всегда нагружает нас проповедью о каких-то новых святых». К концу XVII века французские крестьяне и ремесленники, составлявшие 95% рабочей силы, должны были мириться со 164 свободными днями в году, которые не были добровольно избранными, а были навязаны либо религиозными требованиями, либо отсутствием работы. Что касается аристократических кругов, то их свободное времяпрепровождение не может быть охарактеризовано термином «досуг». Финансово и социально привилегированные классы оплачивали собственное безделье работой своих рабов, крестьян или слуг. Подобное безделье никак не ассоциируется с досугом, поскольку такой «досуг» не является ни результатом, ни вознаграждением за работу, а, скорее всего, занимает место самой работы.
В осмыслении досуга как
социального явления с полным
основанием можно положиться на народные
культурно-педагогические идеи и традиции.
Они, в частности, прямо указывают
на тесную зависимость досуга от качества
и уровня организации труда, степени
его результативности и полезности,
от психологической
Вряд ли правомерно отождествлять
досуг с бездельем. Если «безделье
–мать всех пороков», то досуг несет
в себе через особым образом организованное
общение глубокий социальный, часто
педагогический, смысл, имееткультурно-
В досуговой сфере всегда
зримо или незримо присутствует
трудовое начало. «Не учи безделью,
учи рукоделью» – эта заповедь
указывает на возможность соединения
труда и развлечения, например, на
посиделках и «вечерках». За этим тезисом,
по существу, стоит один из наиболее
важных принципов народной культуры:
органическое сочетание в одном
действии двух начал – утилитарно-
Наиболее характерный признак овладения традиционной культурой заключен в умении человека соединить в своей жизни труд и отдых, в гармонизации двух этих полюсов. «Мешай дело с бездельем – проживешь век с весельем», – гласит пословица.
Современные исследователи отмечают необходимость ряда условий в самом обществе для обеспечения досуга в жизни большинства занятого населения. Отметим два наиболее существенных.
Во-первых, общество перестает
управлять организацией досуга посредством
общих ритуальных обязанностей. По
крайней мере, некоторые из видов
досуговой деятельности не должны попадать
под категорию коллективного
обязательного ритуала, а стать
неотъемлемой заботой каждого индивидуума
даже тогда, когда выбор его в
этом вопросе может
Во-вторых, деятельность, которой человек зарабатывает на жизнь, стоит в стороне от других ее видов. В самом деле, она и сегодня организуется таким образом, что ее легко можно отделить как теоретически, так и практически от свободного времени.
Эти два необходимых условия характерны для образа жизни людей только в индустриальном и постиндустриальном обществе. Их отсутствие в древней и средневековой аграрной формациях многие ученые склонны рассматривать как отсутствие досуга. Проникновение концепции досуга в современный сельский (аграрный) социум они объясняют тем, что, во-первых, аграрный труд развивается по промышленной модели, а во-вторых, тем, что сельская жизнь уже пронизана и насыщена традиционными городскими ценностями. То же самое можно сказать и о досуге в аграрных обществах развивающихся стран, входящих сегодня в прединдустриальный период,
Таким образом, досуг как
современное понятие
Крушение социально-культурной
программы и парадигм организации
досуга, характерных для периода
господства административно-командной
системы, в директивном порядке
насаждавшей в области культуры
и досуга идеологический диктат, привело
к стихийному формированию новой
парадигмы досуга «снизу», плюралистичности
процесса. Первые позитивные результаты
народного творчества в этой области
(выявление и раскрытие
К негативным явлениям в
спонтанном формировании новой социокультурной
парадигмы досуга относятся эмпиричность,
эпигонское воспроизводство зарубежных
образцов, в том числе тех, которые
создаются исключительно в
Для социально-культурного опыта крайне важен учёт такого психологического феномена, как досуговые заблуждения, характерные для массовой потребительской, главным образом молодежной, аудитории. К сожалению, этому в большой мере способствуют субъективизм и групповой эгоизм целого ряда новоявленных объединений, союзов, партий, включая группировки, извращенно трактующие социальное назначение свободного времени.
В настоящее время многие
зарубежные модели досуга, не всегда включающие
и шоу-бизнес, и компьютерные игры,
и моду, и спорт, и модели антидосуга,
порой активно вытесняют
Внесение научной основы
в процесс формирования новой
социокультурной парадигмы
В последние десятилетия мы являемся свидетелями определенной автономизации свободного времени, отделения его от «внешней целесообразности», прагматических установок, превращения в одну из самоцелей жизнедеятельности общества, в сферу гедонистического восприятия действительности, «возвышенной деятельности».
Свободное время правомерно
называют социально-культурным феноменом.
Чтобы подтвердить
Досуг предполагает определенную реализацию в поведенческой сфере социокультурного потенциала свободного времени, «материализацию» этого потенциала в общественной практике.
Досуг выступает как вид
деятельности подразумевающий не столько
поведение личности, сколько поступки,
раскрывающие активность, «кинетическую»
сущность субъекта. Универсальность
досуговой деятельности обусловлена,
прежде всего, богатством ее предметного
и видового разнообразия. Огромные
возможности этой деятельности заключаются
в обеспечении рекреации путем
смены одного вида занятости, утомившего
человека, на другой, отличный от прежнего.
Именно в этом, в частности, состоит
компенсаторная функция досуга, его
роль в расширении диапазона жизнедеятельности
людей, а следовательно, и их всестороннем
развитии. Особое значение это свойство
приобретает в условиях узкоспециализированных
производственных процессов, характерных
для современности. Досуг является
сферой многогранного восприятия действительности,
удовлетворения гедонистических потребностей,
пользования широким спектром природных
благ, ценностей цивилизации, культуры,
общения. Активность досуга способна эффективно
стимулировать включение