Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 09:34, реферат
Республика Бурятия, наряду с Тывой и Калмыкией, традиционно считается одним из трех буддийских регионов России. Здесь расположен центр Буддийской Традиционной Сангхи (церкви) России, возглавляемому Пандито Хамбо-ламой, институту которого в этом году исполнится 242 года. На протяжении десятка лет ситуация в буддийской общине Бурятии динамично развивалась и была полна неоднозначных событий. Сегодня Сангхе приходится не только бороться за свое влияние на верующих с независимыми буддийскими общинами, пользующихся поддержкой местных властей, но и лавировать между буддистами Китая, Индии (Тибета) и Японии, заинтересованных в укреплении своих идеологических позиций в регионе.
Введение …………………………………………………………………………3
I. Появление буддизма в Бурятии ……………………………………………...4
II. Развитие буддизма в Бурятии………………………………………………..5
III. Особенности буддизма в Бурятии………………………………………….7
Заключение ……………………………………………………………………...10
Список использованной литературы…………………………………………...11
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГОУ ВПО Бурятская
государственная
им. В.Р. Филиппова
кафедра «Философии и культурологии»
Реферат по дисциплине: Культура Бурятии
на тему: «Буддизм в Бурятии»
Выполнил: студентка 5308гр.
Сальникова Е.
Проверил: Балданова А.Ц.
Улан-Удэ
2011
Содержание
Введение ………………………………………………………
I. Появление буддизма в Бурятии ……………………………………………...4
II. Развитие буддизма в Бурятии………………………………………………..5
III. Особенности буддизма в Бурятии………………………………………….7
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Он "старше" христианства на пять веков, а ислам "моложе" его на целых двенадцать столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Европы и Америки.
Он представляет собой одну из главнейших религий мира. Буддизм возник примерно 2.5 тысячи лет назад в Индии. Его основал Сиддхартха Гаутама, который позже стал именоваться Буддой, что означает «полностью просвещенный». На территории Бурятии впервые буддизм был принят туметским правителем Алтан-ханом, что произошло в 1576 году. Активное распространение этой религии в республике датировано началом XVIII столетия. Это связано с появлением здесь большого количества лам, которые проповедовали буддизм. Начиная с 1773 года, каждый род забайкальских бурят мог иметь по одному дацану. В 1741 г. селенгинцы ставят первый войлочный в сорока верстах от Кяхты на берегу реки Чикой. Первым Хамбо-ламой был главный лама цонгольского дацана Дамбадаржа Заяев. Он был возведен в звание Хамбы в 1767 г. по указу царя. В 1809-1812 годах ламы-проповедники успешно распространяют свое учение среди аларских бурят.
Республика Бурятия, наряду
с Тывой и Калмыкией, традиционно
считается одним из трех буддийских
регионов России. Здесь расположен
центр Буддийской Традиционной Сангхи
(церкви) России, возглавляемому Пандито
Хамбо-ламой, институту которого в
этом году исполнится 242 года. На протяжении
десятка лет ситуация в буддийской
общине Бурятии динамично развивалась
и была полна неоднозначных событий.
Сегодня Сангхе приходится не только
бороться за свое влияние на верующих
с независимыми буддийскими общинами,
пользующихся поддержкой местных властей,
но и лавировать между буддистами
Китая, Индии (Тибета) и Японии, заинтересованных
в укреплении своих идеологических
позиций в регионе.
Большинство бурятских историков относят время проникновения буддизма в лесостепные районы Забайкалья к середине ХVI века. Их оспаривают археологи. Например, археолог Баир Дашибалов, считает, что буддизм проник в регион в V веке с юго-запада через Афганистан и Среднюю Азию, а возможно и раньше, в хуннское время, то есть во II веке нашей эры. Это подтверждают и монгольские ученые Дамдин лама и Сухбаатар. Второй этап распространения буддизма археологи относят к XIII-XIV векам, к эпохе Чингисхана. Тогда при хане Хубилае Учение Будды приняло статус государственной религии, и в Монгольской империи проводилась политика интенсивного строительства храмов и монастырей. И третий, уже общепризнанный этап, это XVII век, когда в 1646 году К.И. Москвитин посетил войлочный храм на юге нынешней Бурятии. В 1727 году в Кяхте был заключён "Русско-Китайский договор о границе", и буряты стали подданными Российского государства. В ХУШ веке стало очевидно, что буддизм играет огромную роль в жизни бурятского народа и в 1741 году Императрица Елизавета Петровна официально признаёт буддийскую церковь на территории Российской империи.
В 1764 году императрица Екатерина II официально утвердила институт Пандидо Хамбо ламы, главы буддийской церкви всего Забайкалья, а первым на этой должности был утвержден Дамба Даржа Заяев, получивший образование и посвящение от Панчен-ламы и Далай-ламы. В 2004 году исполнилось 240 лет со дня утверждения этого института и автокефальности буддийской церкви России (дата широко отмечалась Сангхой). Сделано это было с целью ограждения российских буддистов от влияния Тибета и Китая.
Став одной из официальных
религий империи, буддизм стал быстро
распространяться среди бурятских
племен, и дацаны стали строиться
повсеместно. В середине ХIХ века
в Забайкалье было 34 монастыря, 144 храма
и 4500 лам. Таким образом, постепенно,
буддизм вобрав в себя традиционные
верования, становится образом жизни
большинства населения
Но, в 1945 году коммунисты разрешают
строительство единственного
Буряты с древних времен были шаманистами. Во всех случаях жизни они видели вмешательство духов. Верховным божеством считалось Вечно Синее Небо – Хухэ Мунхэ Тэнгри. Земля, по шаманистским понятиям, является серединным миром.
На западном берегу Байкала буряты сохранили свою первоначальную веру, оставаясь шаманистами, а на восточном берегу под влиянием монголов обратились к буддизму.
В XVIII–XIX веках все Забайкалье и часть Прибайкалья оказались под влиянием буддийской религии. Вместе с буддизмом на территорию Бурятии проникают достижения культур народов Тибета и Монголии. В 1723 году в Забайкалье прибыли 100 монгольских и 50 тибетских лам. В 1741 году императрица Елизавета Петровна издала указ, согласно которому в Бурятии признавалось существование ламаистской веры и утверждалось 11 дацанов и 150 штатных лам. При дацанах открылись школы, печатались книги. В 1916 г. в Бурятии насчитывалось 36 дацанов и свыше 16 тыс. лам.
Проникновение буддизма в Бурятию, способствовало распространению среди народа тибетской медицины. Появились медицинские школы (манба-дацаны), где перепечатывались классические трактаты, а также создавались новые труды, обогащающие опыт бурятских эмчи-лам.
В медицинских трактатах
"Чжуд-ши" и "Вайдурья-онбо" описано
1300 лекарственных средств
После Октябрьской революции 1917 года в стране началась борьба как против шаманистов, так и против буддистов. В 1931 году старомонгольская письменность была заменена латинской, в 1939 г. – русской. С 1927 по 1938 гг. все 47 дацанов и дуганов, существовавших ранее в Прибайкалье и в Бурятии, были закрыты и разрушены. С 1938 по 1946 год не действовал ни один дацан. В 1947 г. в 40 километрах к югу от Улан-Удэ был построен Иволгинский дацан. Вскоре возобновил работу Агинский дацан. В течение последующих 44 лет нужды верующих бурят обслуживали лишь эти два храма. И только в 1991 году к двум действующим добавились еще 10.
С 1991 г. велось строительство новых дацанов во многих районах Бурятии. Во время путешествий можно посетить действующие дацаны в Тункинской долине, Баргузинской долине, в Иволгинске, в Гусиноозерске, в Орлике.
Основными объектами почитания в храмах являются образы основателя учения Будды Шакьямуни, других будд и бодхисаттв (просветленных существ), медитационных божеств, хранителей веры, выдающихся Учителей. В алтаре располагаются их скульптурные и иконографические изображения а перед ними ставятся разнообразные подношения, постоянно горит неугасимая лампада и курятся благовония. Буддийские иконы называются «танка», они пишутся на грунтованном полотне минеральными красками, представляют собой свитки, обрамленные шелком. Танка может быть закрыта тонкой тканью, которая поднимается во время молитвы или медитации.
Кроме ежедневных служб в храмах проводятся большие хуралы - праздники, посвященные различным событиям: дню рождения, просветления и паринирваны Будды; Цзонхаве - великому тибетскому учителю и реформатору монашеской сангхи ; ожиданию прихода следующего будды - Майтреи и др. В монастырях создаются духовные учебные заведения, печатается религиозная литература, работают врачи тибетской медицины.
Буддизм в Бурятии является самым северным ответвлением центрально-азиатской культурно-исторической вариации буддизма Махаяны, сформировавшейся в Тибете в конце XIV — начале XV вв. и получившей название Гэлуг (хотя есть сведения и о влиянии традиции Ньингма). Основатель этой школы выдающийся деятель Цонгкхапа (бур. Зонхобо) почитается последователями буддийской религиозной традиции в Бурятии наравне с основателем всей буддийской традиции Буддой Шакьямуни. Последователи Гэлуг в Бурятии предпочитают употреблять либо это самоназвание школы, либо общий термин "учение Будды", "махаянское учение", подчеркивая тем самым отсутствие в тибетском буддизме принципиальных различий с учением буддизма Махаяны.
Незначительные отклонения
от общемахаянской традиции проявляются
в бурятском буддизме в основном
в культовой системе, в обрядности
и магической практике и обусловлены
влиянием традиционных, более древних
и архаичных верований, культов,
обрядов тибетцев и бурят-монголов.
В частности, в культовую систему
буддизма были инкорпорированы и
ассимилированы традиционные народные
обряды, ритуалы и верования, связанные
с культом обо, почитанием духов
земли, гор, рек, деревьев. В эзотерической
религиозной практике монахов большую
роль играют методы тантрического происхождения,
образующие основу буддизма Ваджраяны.
Резкое различие в обрядности обыденного
и эзотерического уровней буддизма
проявляется также в том, что
на первом особую сотериологическую
роль в "спасении" верующих от страданий
Сансары играет учитель-наставник (лама),
а на втором — решающее значение
придается личному морально-
Буддизм оказал мощное позитивное влияние на развитие традиционной науки и культуры бурят-монголов. Особенно сильным и плодотворным было его воздействие на формирование и развитие философской мысли, норм нравственного поведения, медицины, хронобиологии, биоэнергетики, культуры психической деятельности и психотехники, художественной литературы, изобразительного искусства и кулинарии.
Из огромного количества
различных культовых
Заключение
Буддизм, в противоположность христианству, проповедует абсолютное неприятие мира; его идеал - полное уничтожение мира и прежде всего уничтожение личного бытия, самоуничтожение.
В 90-е годы социологические исследования, проведенные в Республике Бурятия, Усть-Ордынском и Агинском округах показали резко возросшее в отличие от 80-х, количество верующих. 61,2 % бурят назвали себя приверженцами буддизма, 21,9 % - шаманизма, и 0,4 % - православия. При этом многие буряты считают себя одновременно и буддистами, и шаманистами. Однако, сколько среди них истинно верующих, регулярно совершающих религиозные обряды сказать сложно.
Скорее всего, ситуация в Бурятии не отличается от общероссийской, оказывающей, что вера занимает не слишком большое место в жизни россиян. Тем не менее, буддийские ламы оказывают большое влияние на общество, и в частности на политику. Кроме того, буддизм, в отличие от аморфного, неструктурированного шаманизма, остается, практически, единственной силой могущей объединить расколотый на несколько субъектов федерации бурятский народ. Не случайно, в последние годы Сангха ведет целенаправленную политику распространения буддизма среди иркутских бурят, в основном придерживающихся шаманизма. Сейчас в Прибайкалье открыты несколько дацанов. Еще в начале прошлого века, бурятские лидеры признавали роль буддизма в противодействии русификации, эта роль остается актуальной и в наши дни.