Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 10:27, реферат
Буддизм
вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые
попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов
людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной,
Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане,
Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшая Бирма),
Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и
тувинцы.
БУДДИЗМ
Человек, следующий Дхарме, похож на человека, вошедшего с огнём в
тёмную комнату. Тьма перед ним расступится, и его окружит свет.
Из наставлений Будды
Буддизм
— древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от
почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просветлённый”. Будда
Шакьямуни (Мудрец из племени шакьев) жил в Индии в V—IV вв. до н.
э. Другие мировые религии — христианство и ислам — появились позже
(христианство — пять, ислам — 12 веков спустя). За два с половиной тысячелетия
своего существования буддизм создал и развил не только
религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу,
искусство, систему образования — иными словами, целую цивилизацию.
Если
попытаться представить эту религию как бы “с высоты птичьего полёта”, перед
нами раскинется пёстрое лоскутное одеяло из направлений, школ, сект, подсект,
религиозных партий и организаций; и тем не менее это одеяло уже тысячи лет
прекрасно греет души миллионов последователей буддизма во всём мире.
Буддизм
вобрал в себя
множество разнообразных
попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов
людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной,
Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане,
Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшая Бирма),
Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и
тувинцы.
Буддизм
был и остаётся религией, принимающей разные формы в зависимости от того, где
она распространяется.
Китайский буддизм — это
верующими на языке китайской культуры и национальных представлений о самых
важных ценностях жизни. Японский буддизм — синтез буддийских идей, мифологии
синто, японской культуры и т. п. Такая способность гармонично вписываться в
окружающий культурный ландшафт явно выделяет буддизм среди других мировых
религий. Из-за этого последователей Будды часто упрекали в излишней гибкости,
граничащей с беспринципностью, в склонности к компромиссам. Но именно
способность приспосабливаться позволила буддизму вобрать в себя огромное
количество местных верований, культов, народных обрядов, культур, идеологий,
литературных и художественных традиций на всём географическом пространстве,
находившемся под его влиянием на протяжении веков.
Многих
верующих буддизм привлекал именно тем, что не требовал коренной ломки их образа
жизни и привычек, в том числе и отказа от обрядов, посвящённых местным богам.
Будда не отвергал богов других религий и не запрещал своим последователям
поклоняться им. Он просто предупреждал, что почитание богов, какими бы
могущественными их ни считали, принесёт только временное облегчение, но не
окончательное спасение. По мере формирования буддийского пантеона в него
входили боги брахманизма и других религий. Буддист может одновременно
исповедовать даосизм, синтоизм или любую другую “местную” религию, поэтому
довольно сложно установить точное количество буддистов в мире. В настоящее
время только буддийских монахов и монахинь насчитывается приблизительно один
миллион. Число же мирян — последователей буддизма — определить просто
невозможно.
КОГДА И ГДЕ ЗАРОДИЛСЯ БУДДИЗМ
Сами буддисты ведут отсчёт времени существования своей религии от
кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни. Согласно
традиции наиболее старой буддийской школы — тхеравады, Будда жил с б24 по 544
г. до н. э. В соответствии с этой датой в 1956 г. отмечалось 2500-летие
буддизма. По научной версии, принимающей во внимание греческие свидетельства о
дате коронации знаменитого индийского царя Ашоки, время жизни основоположника
буддизма — с 566 по 486 г. до н. э. В некоторых направлениях буддизма
придерживаются более поздних дат: 488—368 гг. до н. э. В настоящее время
исследователи пересматривают даты правления Ашоки и в связи с этим даты жизни
Будды.
Родина
буддизма — Индия (точнее, долина Ганги — одна из наиболее экономически развитых
частей страны). Самой влиятельной религией Древней Индии был брахманизм. Его
культовая практика состояла в основном из жертвоприношений многочисленным богам
и сложных ритуалов, сопровождавших практически любое событие. Общество делилось
на варны (сословия): брахманов (высшее сословие духовных наставников и жрецов),
кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные
сословия). Буддизм с момента своего возникновения отрицал действенность
жертвоприношения и не принимал деления на варны, рассматривая общество как
состоящее из двух категорий: высшей, куда входили брахманы, кшатрии и гахапати
(домохозяева — люди, владевшие земельной и прочей собственностью), и низшей —
она включала людей, обслуживавших господствующие слои.
На территории Индии в VI—III вв. до н. э. существовало множество небольших
государств.
В Северо-Восточной Индии, где проходила деятельность Будды, их было 1б. По
своему общественно-
либо монархии. Они враждовали между собой, захватывали территории друг друга, и уже к концу жизни Будды многие из них были поглощены набиравшими мощь
государствами Магадха и Кошала.
В те времена появилось множество аскетов — людей, не имеющих собственности и
живущих подаянием. Именно среди аскетов-отшельников и зарождались новые религии
— буддизм, джайнизм и другие учения, не признававшие ритуалов брахманов,
видевшие смысл не в привязанности к вещам, месту, людям, а в сосредоточении
целиком на внутренней жизни человека. Не случайно представителей этих новых
учений называли шраманами (“шра-мана” означает “совершающий духовное
усилие”).
Буддизм
впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия,
клана, племени или определённого пола, а как к личности (в отличие от
последователей брахманизма Будда считал, что женщины наравне с мужчинами
способны достичь
высшего духовного
были только личные заслуги. Так, словом “брахман” Будда называет любого
благородного и мудрого человека независимо от его происхождения. Вот что
говорится по этому поводу в одном из классических сочинений раннего буддизма —
“Дхаммападе”:
“Я
не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать. Я называю
брахманом того, кто свободен от привязанности и лишён благ.
Я
называю брахманом того, кто отрешился от мира и сбросил ношу, кто даже в этом
мире знает уничтожение своего страдания.
Я
называю брахманом того, кто среди взволнованных остаётся невзволнованным, среди
поднимающих палку — спокойным, среди привязанных к миру — свободным от
привязанностей.
Я
называю брахманом того, кто говорит правдивую речь, поучительную, без
резкостей, никого не обижающую.
Я
называю брахманом того, кто знает своё прежнее существование и видит небо и
преисподнюю; кто, будучи мудрецом, исполненным совершенного знания, достиг
уничтожения рождения; кто совершил всё, что возможно совершить”.
БУДДА РЕАЛЬНЫЙ И БУДДА ИЗ ЛЕГЕНД
В биографии Будды отражена судьба реального человека в обрамлении мифов и легенд,
со временем почти
полностью оттеснивших
буддизма.
Более 25 веков назад в одном из маленьких государств на северо-востоке Индии у царя
Шуддходаны и его жены Майи после долгого ожидания родился сын Сиддхартха. Его
родовое имя было Гаутама. Принц жил в роскоши, не ведая забот, со временем
завёл семью и, наверное, сменил бы на троне своего отца, если бы судьба не
распорядилась иначе.
Узнав о том, что на свете существуют болезни, старость и смерть, принц решил избавить людей от страданий и отправился на поиски рецепта всеобщего счастья. Непростым оказался этот путь, но зато он увенчался успехом. В местности Гая (она и
сегодня называется Бодх-Гая) он достиг Просветления, и ему открылся путь
спасения человечества. Случилось это, когда Сиддхартхе было 35 лет. В городе
Бенаресе (современный Варанаси) он прочёл свою первую проповедь и, как говорят
буддисты, “повернул колесо Дхармы” (так иногда называют учение Будды). Он
странствовал с проповедями по городам и сёлам, у него появились ученики и
последователи, собиравшиеся послушать наставления Учителя, которого они и стали
называть Буддой.
В
возрасте 80 лет Будда скончался. Но ученики и после смерти Учителя продолжали
проповедовать его учение по всей Индии. Они создавали монашеские общины, где
это учение сохранялось и развивалось. Таковы факты реальной биографии Будды —
человека, ставшего основателем новой религии.
Мифологическое
жизнеописание гораздо сложнее. Согласно легендам, будущий Будда перерождался в
общей сложности 550 раз (83 раза был святым, 58 — царём, 24 — монахом, 18 —
обезьяной, 13 — торговцем, 12 — курицей, 8 — гусем, б — слоном; кроме того,
рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т. п.). Так было, пока
боги не решили, что пришло ему время, родившись в облике человека, спасти мир,
погрязший во мраке неведения. Рождение Будды в семье кшатрия было его последним
рождением.
Для
высшего я веденья
родился, Для блага мира — и
в последний раз.
Именно
поэтому его назвали Сиддхартха (Тот, кто достиг цели). В момент рождения Будды
цветы падали с неба, играла прекрасная музыка, а из неведомого источника
исходило необыкновенное сияние.
Мальчик