Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 22:07, реферат
Буддизм, наряду с Христианством и Исламом, относиться к так называемым мировым религиям, которые в отличии от национальных религий ( Иудаизм, Индуизм и т.д.) имеют межнациональных характер. Возникновение мировых религий - результат длительного развития политических, экономических и культурных контактов между различными странами и народами. Космополитический характер Буддизма, Христианства и Ислама позволил им перешагнуть национальные границы, широко распространиться по земному шару. Мировым религиям в большей или меньшей степени свойственна вера в единого, всемогущего, вездесущего, всеведущего Бога, он как бы соединяет в одном образе все те качества и свойства, которые были присущи многочисленным богам политеизма.
Буддизм
является в настоящие время одной
из основных и самых распространенных
мировых религий. Приверженцы
этой религии населяют преимущественно
регионы Центральной, Южной и
Юго-Восточной Азии. Однако сфера
влияния Буддизма выходит за пределы
указанного района земного шара: его последователи
имеются и на других континентах, хотя
и в меньшем количестве. Велико число
буддистов и в нашей стране, в основном
в Бурятии, Калмыкии и Туве.
Буддизм,
наряду с Христианством и Исламом,
относиться к так называемым мировым
религиям, которые в отличии от национальных
религий ( Иудаизм, Индуизм и т.д.) имеют
межнациональных характер. Возникновение
мировых религий - результат длительного
развития политических, экономических
и культурных контактов между различными
странами и народами. Космополитический
характер Буддизма, Христианства и Ислама
позволил им перешагнуть национальные
границы, широко распространиться по земному
шару. Мировым религиям в большей или
меньшей степени свойственна вера в единого,
всемогущего, вездесущего, всеведущего
Бога, он как бы соединяет в одном образе
все те качества и свойства, которые были
присущи многочисленным богам политеизма.
Каждая
из трех мировых религий складывалась
в конкретной исторической среде, в
условиях определенной культурно-исторической
общности народов. Этим обстоятельством
объясняются многие их характерные особенности.
К ним мы и обратимся в данном реферате,
где будет подробно рассмотрен Буддизм,
его происхождение и философия.
Буддизм
возник в VI в. до н. э. в Индии, где в то
время шел процесс формирования рабовладельческих
государств. Отправной точкой буддизма
является легенда об индийском царевиче
Сиддхартхи Гаутаме. Согласно этой легенде
Гаутама на тридцатом году жизни оставил
семью, стал отшельником и предпринял
поиски путей избавления человечества
от страданий. После семилетнего отшельничества
он достигает пробуждения и постигает
правильный жизненный путь. и он
становиться Буддой (“пробужденный”,
“достигшим прозрения”), проповедуя свой
учения на протяжении сорока лет. Центром
учения становиться четыре истины.
Согласно им, существование человека неразрывно
связано со страданием. Реальный мир
есть сансара - круговорот рождений, смертей
и новых рождений. Сущность этого круговорота
является страдание. Путь спасения от
страданий, в выходе из “колеса” сансары,
путем достижения нирваны(“угасание”),
состояния отрешенности от жизни, высшее
состояние духа человека, освобожденного
от желаний и страданий. Постичь нирвану
может только праведник победивший желания.
Вероучение и обрядность раннего Буддизма изложены в Трип Итаке (“тройной корзине”) - своде произведений, основанных на откровениях Будды. В нем в частности описаны принципы устройства мира и вселенной, учение о душе и ее спасение. Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение. Можно насчитать десятки небес, упоминаемых в различных канонических и неканонических сочинениях Хинаяны и Махаяны. Всего существуют 31 сфера бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по степени своей возвышенности и одухотворенности. Они делятся на три разряда: кармолока, рупалока и арупалока.
В кармалоку входят 11 ступеней или уровней сознания. Это низшая область бытия. Здесь полностью действует карма. Это полностью телесная материальная сфера бытия, лишь на высших своих уровнях начинающая переходить в более возвышенные стадии.
Уровни с 12-го по 27-й относятся к более высокой сфере созерцания - рупалоке. Здесь уже действительно не прямое грубое созерцание, а воображение, но оно еще связано с телесным миром, с формами вещей.
И наконец,
последний уровень - арупалока - отрешен
от формы и от телесного материального
начала.
В
Буддизме оно из важнейших
мест занимает так называемое
отрицание единства личности.
Каждая личность представлена, как
скопление “изменчивых” форм. Согласно
высказываниям Будды личностью, состоит
из пяти элементов: телесности, ощущения,
желания, представления и познания. Так
же велико значение учения о спасение
души, обретение ею покоя, в первоначальном
Буддизме. Душа распадается, по учению
Буддизма, на отдельные элементы (сканды),
но чтобы в новом рождение оказалась воплотившийся
та же личность, необходимо, чтобы сканды
соединились тем образом, как они были
соединены в прежнем воплощении. Прекращение
круговорота перевоплощений, выход из
сансары, окончательный и вечный покой
- это важный элемент трактовки спасения
в Буддизме. Душа, в буддистском представлении,
- индивидуальное сознание, которое
несет в себе весь духовный мир
человека, трансформируется в процессе
личных перерождений и стремящиеся
к успокоению в нирване. При этом достижение
нирваны невозможно без подавления желаний,
что достигается по средствам контроля
над взглядами, речью, поведением, над
образом жизни, над усилие, внимание, и
полная сосредоточенность и решимостью.
Сумма
всех поступков и помыслов во всех
предыдущих перерождениях, что лишь
приблизительно можно охарактеризовать
словом “судьба”, а буквально означает
закон возмездия - это сила, которая
определяет конкретный вид перерождения
и называется кармой. Все поступки
в жизни определяются кармой, но человек
имеет определенную свободу выбора в поступках,
помыслах, действиях, что делает возможным
путь к спасению, выходу из круга превращений
в просветленное состояние. Социальная
роль Буддизма определяется идеей равенства
людей в страдание и в праве на спасение.
Еще при жизни человек мог добровольно
встать на праведный путь, вступив в монашескую
общину (сангхая), что означает отказ от
касты, семьи, собственности, приобщение
к миру строгих правил и запретов ( 253 запрета),
пять из которых обязательны для каждого
буддиста: отказ от убийства живых существ,
от воровства, лжи, алкоголя, соблюдение
супружеской верности.
Буддизм
обогатил религиозную практику приемом,
относящимся к области
В I в. н.
э. в Буддизме образовалось две ветви:
Хинаяна (“малая повозка”) и Махаяна (“большая
повозка”). Это разделение было вызвано
прежде всего различиями в социально-политических
условиях жизни в отдельных частях Индии.
Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом,
признает Будду человеком, нашедшим путь
к спасению, которое считается достижимым
только через уход от мира - монашество.
Махаяна исходит из возможности спасения
не только для отшельников-монахов, но
и для мирян, причем упор сделан на активную
проповедническую деятельность, на вмешательство
в общественную и государственную жизнь.
Махаяна, в отличии от Хинаяны, легче приспосабливалась
к распространению за пределы Индии, породив
множество толков и течений, Будда
постепенно становится высшим божеством,
в честь него сооружаются храмы, совершаются
культовые действия.
Важное
различие между Хинаяной и Махаяной
заключается в том, что Хинаяна
полностью отвергает путь к спасению
для не монахов, которые добровольно
отвергли мирскую жизнь. В Махаяна
важную роль культ бодистав - индивидов,
уже способных войти в нирвану, но окрадывающих
достижение конечной цели из-за того, чтобы
помочь в ее достижении и другим, необязательно
монахам, заменив тем самым требование
ухода от мир призывом к воздействию на
него.
Ранний
Буддизм отличается простотой обрядности
Ее главным элементом является: культ
Будды, проповедь, почитание святых мест,
связанных с рождением, просветлением
и смертью Гаутамы, поклонение ступам
- культовым сооружениям, где хранятся
реликвии Буддизма. Махаяна к культу
Будды добавила почитание бодистав, тем
самым усложнилась обрядность: были введены
молитвы и разного рода заклинания, стали
практиковаться жертвоприношения, возник
пышный ритуал.
В VI - VII вв. н. э. начался упадок Буддизма в Индии, обусловленный упадком рабовладельческого строя и ростом феодальной раздробленности, к XII - XIII вв. он теряет свои прежние позиции в стране своего возникновения, переместившись в другие районы Азии, где трансформировался с учетом местных условий. Одной из таких разновидностей Буддизма, утвердившийся в Тибете и Монголии, явился Ламаизм, сформировавшийся в XII-XV вв. на базе Махаяны. Название происходит от тибетского слова лама (высший, небесных) - монах в ламаизм. Для ламаизма характерен культ хубилганов (перерожденцев) - воплощений Будды, живых богов, к которым причисляются главным образом высшие ламы. Ламаизму присуще массовое распространение монашества, при этом существенно упростился процесс общения с Богом: верующему достаточно было прикрепить к шесту листок с молитвой, чтобы его колебал ветер, или вложить его в специальный барабан. Если в классическом Буддизме не было образа верховного Бога - творца, то здесь он появляется в лице Адибузды, представляющегося первичны эвеном всех дальнейших воплощений Будды. Ламаизм не отказался от учения о нирване, но место нирваны в ламаизме занял рай. Если верующий будет выполнять все требования ламаистской морали, то после страданий и лишений сансары его ждут успокоение и блаженная жизнь в раю. Для характеристики ламаистской картины мира имеет известное значение верование в существование неведомового идеального государства (Шамбалы), которому предстоит сыграть когда-нибудь решающую роль в истории Вселенной и Земли.
В многие
годы своего существования Буддизм
распространился в азиатском регионе,
где во многих государствах оказывает
сильное влияние на общественную и политическую
жизнь. В Лаосе, Камбодже и Таиланде
руководство церковью принадлежит главам
государств. В странах, где сильно влияние
Буддизма, сохраняется множество монахов:
достаточно сказать, что в Камбодже монахом
является каждый двадцатый мужчина.
Буддийский монастыри выступают в качестве
крупных учебных заведений, которые являются
центрами просвещения и искусства.
В нашей
стране Буддизм представлен в
основном в качестве Ламаизма. Буддийской
религии придерживаются многие народы,
населяющие Сибирь.. Деятельность ламаистского
духовенства возглавляется Центральным
Духовным Управление Буддистов, учрежденным
собором 1946 г. Председатель управления
носит сан бандидо-хамболабы и находиться
в Иволгинском дацане (монастыре), расположенным
невдалеке от г. Улан - Уде.