Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:21, реферат
В этом разделе работы будут рассматриваться принципы и постановки задачи проектирования системы противодействия преступности.
Те конкретные решения, которые здесь содержатся, надо воспринимать не как практические рекомендации и выводы, а как иллюстрацию приложения методов системотехники к задачам проектирования и организации систем, в данном случае, применительно к системе противодействия преступности.
А как же воспитание?
Да, воспитание необходимо, ценно, это
один из мощнейших механизмов выживания,
но действенность воспитания проявляется
только тогда, когда оно отвечает действительной
потребности, когда им внушаются дйствительно
необходимые и целесообразные правила
поведения. Ложное или ошибочное воспитание
воспитуемым будет отвергнуто рано или
поздно.
Животное, обучая
и воспитывая детенышей, дает им то,
что действительно необходимо для выжмвания.
Это обучение и воспитание личным примером
и запретами, ограждениями от опасностей.
Человек тоже внушает
воспитуемому то, что ему кажется
необходимым для устойчивого
существования. Только у человека здесь
возникают конфликты. Главный из них -
конфликт между словами и поведением воспитателя.
Люди, группы, обладающие
авторитетом, высказывают, предлагают
новые идеологические и моральные
построения. Эти идеи могут априорно
приниматься частью общества, но они
должны пройти объективную проверку, испытание,
чтобы стать на самом деле моральными
или мировоззренческими парадигмами.
Если парадигмы
обучения и воспитания входят в конфликт
с требованиями целесообразности, результат
воспитания будет непредсказуем. Становление
воспитуемого идет сложным путем, он вынужден
сам формировать убеждения, которые ему
кажутся целесообразными. Ложное воспитание
- это питательная среда преступности.
Закон максимальной
статической устойчивости общественной
системы столь же объективен, как
физический закон, по которому вода занимает
самый низкий уровень, уровень, отвечающий
минимуму потенциальной механической
энергии. Попытки решить все моральные
проблемы путем идеологии, пропаганды,
воспитания бесперспективны.
Роль нравственного
воспитания не в том, чтобы привить некоторые
желаемые правила и образ поведения, а
в том, чтобы на основе целесообразных
парадигм и образов сократить путь, который
общество должно пройти по дороге проб
и ошибок для выхода в нужную наиболее
выгодную точку своего состояния. Более
того, частота нарушения некоторых идеологических
догм, моральных и правовых норм на достаточном
временном интервале будет практически
независима от внешних установок. Всякий
раз утверждаются и закрепляются только
объективно выгодные человечеству моральные
правила.
Нельзя решить
задачу предупреждения преступности путем
воспитания, если декларируемые воспитанием
нормы не являются объективно целесообразными.
В то же время, если воспитание направлено
на распространение объективно целесообразных
норм, оно может ускорить переход общества
к целесообразному поведению. Нормы, проповедуемые
таким воспитанием, будут обязательно
восприняты и быстро усвоены.
Нормы большинства
религий в основном отвечают целесообразному
поведению, но среди них обязательно
встречаются и объективно нецелесообразные,
поскольку религии статичны, консервативны.
Религии не случайно обещают вознаграждение
за соблюдение таких норм на том, а не на
этом свете. Это способ вывести религиозные
догмы из-под объективного контроля со
стороны общественной системы. Но даже
и в этом случае, те религиозные нормы,
которые объективно нецелесообразны,
нарушаются с такой частотой, какая должна
была бы наблюдаться при полном отсутствии
религиозного сознания.
Для того, чтобы
воспитание могло быть эффективно использовано
в системе противодействия преступности
нужно не просто увеличивать затраты на
воспитание, а обеспечить соответствие
декларируемых воспитанием моральных
норм целевым потребностям общества.
Применительно
к системе противодействия преступности,
говоря о воспитании, нельзя обойти вопрос
о перевоспитании. Можно ли перевоспитать
преступника?
В сущности здесь
два вопроса. Потенциальный преступник,
тот который еще не совершил преступления,
но внутренне готов к нему, не
может, не должен оставаться вне воздействия
со стороны общества. Это воздействие
можно рассматривать как процесс превентивного
перевоспитания. Психологически это преступник,
но он здесь не выделен, не идентифицирован,
поэтому это процесс воздействия не на
преступника, а на общество или процесс
воздействия общества на самого себя.
Если же говорить
о перевоспитании идентифицированного,
действительного преступника, то единственным
способом его перевоспитания может
служить следующая процедура.
Преступник должен
быть поставлен в такие условия, когда
для его выживания он сам вынужден принимать
меры по противодействию преступности.
Например, если собрать в одно место только
воров, ограничить их в некотором пространстве,
затем предоставить их самим себе и не
вмешиваться в организацию отношений
между ними, то они сами будут просто вынуждены
создать противодействие воровству.
Любой индивид
и любое сообщество должны принимать
все меры для своего выживания. Такими
мерами могут быть только активные
деятельности по обеспечению ресурсами.
Выжить за счет только воровства друг
у друга они не могут. Работать в условиях
тотального воровства бессмысленно. Остается
или умирать, или самим ликвидировать
воровство. Перевоспитание неизбежно.
Это очень важный пример. В действительности система воздействия на преступника, чтобы быть эффективной, должна непременно включать в себя элементы такого механизма. Это воздействие не только на преступника, но и на все общество, эффективная мера против преступности.
Некоторые замечания
Очень часто
люди предлагают решить или пытаются решить
проблемы снижения уровня преступности
методом панацеи:
"для ликвидации
преступности нужно дать права
соответствующим органам,
"если ужесточить
наказания, проблему
"история показала,
что ужесточение наказания
"главное в
борьбе с преступностью - это
профилактика преступлений";
"только методами
просвещения и правовой пропаганды можно
сдержать вал преступности";
"только религия,
только распространение
"только воспитание
подрастающего поколения может
решить задачу снижения
За всеми этими
"стратегическими
Задачи создания
и оптимизации системы противодействия
преступности должны решаться в одном
пакете со многими другими задачами оптимизации
общественной системы. Это задачи оптимизации
экономического развития, социальной
и политической стабилизации, оптимизации
экологических процессов и многие другие.
Можно ли решить весь этот клубок взаимосвязанных
задач единым методом, в системе, во взаимосвязи?
Да, можно.
Борьба с преступностью — это системная деятельность государственных и общественных органов, направленная на обеспечение соблюдения норм уголовного закона, недопущение причинения вреда охраняемым им интересам и благам, характеризующаяся активным противостоянием преступности и выражающаяся в профилактике преступности (путём воздействия на её детерминанты) и пресечении преступлений, применении мер ответственности к преступникам.
Содержание
1 Другие термины
2 Задачи борьбы с преступностью
3 Принципы борьбы с преступностью
4 Органы,
осуществляющие борьбу с
4.1 Государственные органы
4.2 Негосударственные органы
5 Примечания
6 Литература
Другие термины
Наиболее часто
по отношению к взаимоотношениям
государства, общества и преступности
применяется термин «борьба с
преступностью». Так, ООН проводятся
конгрессы по борьбе с преступлениями
и обращению с правонарушителями. Термин
«борьба» толкуется в словарях как активное
противостояние неких групп, имеющих противоположно
направленные интересы. А. И. Долгова указывает,
что именно понятие «борьба» наиболее
полно отражает характерные особенности
данного вида государственной и общественной
деятельности. Тем не менее, в литературе
встречаются и другие названия:
Уголовная политика, понимаемая как «генеральная линия, определяющая основные направления, цели и средства воздействия на преступность путём формирования уголовного, уголовно-процессуального, исправительно-трудового законодательства, практики его применения, а также путём выработки и реализации мер, направленных на предупреждение преступлений»[1]. А. И. Долгова отмечает, что в таком понимании уголовная политика может рассматриваться как тождественная борьбе с преступностью категория, либо как «политика борьбы с преступностью», определяющая её основные направления.
Война
с преступностью. Термин "война"
указывает на большую по
Компромисс.
Данный термин предполагает
Контроль
над преступностью. Теория
Противодействие
преступности. А. И. Долгова отмечает,
что этот термин не отражает
активной роли государства и
общества в борьбе с
Воздействие
на преступность. А. И. Долгова
указывает, что термин "воздействие"
предполагает
Задачи противодействия
с преступностью
В криминологии
долгое время оставался спорным
вопрос о возможности победы в
борьбе с преступностью, полной ликвидации
преступности как социального явления.
Высказывались крайние точки зрения: от
признания преступности нормальным социальным
явлением, полная ликвидация которого
не только невозможна, но и пагубна для
общества (Э. Дюркгейм), и до утверждений
о неминуемом отмирании преступности
в ходе общественного прогресса (марксистская
криминология).
Современная криминология исходит из положения о том, что хотя причины и условия преступности присущи любому обществу (и, следовательно, её полное искоренение является невозможным), она является несомненно вредным явлением, к минимизации масштабов которого нужно стремиться. Задача государства и общества в борьбе с преступностью, таким образом, состоит в том, чтобы не допустить расширения сферы влияния преступности, по возможности стремиться к уменьшению её негативных последствий, не допускать тех её проявлений, которые можно предотвратить без чрезмерных усилий.
[править] Принципы
борьбы с преступностью
Выделяются следующие
основополагающие начала борьбы с преступностью:
Примат предупреждения преступности, а не реагирования на конкретные преступления.
Достижение
невыгодности совершения
Обеспечение
выявления и реального