Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:21, реферат
В этом разделе работы будут рассматриваться принципы и постановки задачи проектирования системы противодействия преступности.
Те конкретные решения, которые здесь содержатся, надо воспринимать не как практические рекомендации и выводы, а как иллюстрацию приложения методов системотехники к задачам проектирования и организации систем, в данном случае, применительно к системе противодействия преступности.
Принципы противодействия
преступности
В этом разделе
работы будут рассматриваться принципы
и постановки задачи проектирования системы
противодействия преступности.
Те конкретные
решения, которые здесь содержатся,
надо воспринимать не как практические
рекомендации и выводы, а как иллюстрацию
приложения методов системотехники к
задачам проектирования и организации
систем, в данном случае, применительно
к системе противодействия преступности.
Проектирование
- это задача синтеза систем. Суть
задачи сводится к нахождению таких элементов
и подсистем, а также к установлению таких
взаимодействий между ними и с внешней
средой, при которых свойства системы
наиболее точно соответствуют требуемым,
желаемым.
Задача оптимального
синтеза состоит в построении
такой системы, внешние функции которой
являются наилучшими из всех возможных
по некоторому критерию (критерию оптимизации)
и строго доказано, что этот критерий достигает
экстремального значения.
Новые технологии
синтеза сложных систем только начинают
пробивать себе дорогу, они еще не получили
распространения, поэтому организацией
сложных систем реально занимаются кто
угодно, но только не профессионалы в этой
области.
Обычно рассуждают
по естественной логике: если человек
умеет делать некоторое дело, значит
именно он и должен уметь организовать
деятельность в соответствующем направлении.
Следуя этой логике только лучший каменщик
может стать лучшим архитектором, лучший
токарь - лучшим директором завода, а организовать
систему противодействия преступности
может только тот, кто умеет лучше других
"ловить воров".
После этого
не следует удивляться тому, что
организатор все ставит с ног
на голову. Тот, кто умеет найти
и задержать преступника строит
систему так, чтобы направить
деятельность всей системы на решение
главной (по его профессиональным представлениям)
задачи: обнаружить, арестовать и осудить
преступника. Естественно, что при таком
непрофессиональном (с точки зрения специалистов
по проектированию систем) подходе эффективность
создаваемой системы становится низкой,
Вот почему проектированием
этой системы должны заниматься не
юристы, не правоведы, точнее, не только
они.
Попробуем разобраться
в механизмах создания системы противодействия
преступности с точки зрения теории
систем и теоретического обществоведения,
используя сведения, которые содержатся
в предыдущих разделах.
Сначала определяется
цель проектируемой системы. Можно
исходить из приближенного критерия
минимума потерь и затрат, вызванных
криминальными процессами в обществе,
но это только в первом приближении.
При более строгой постановке задачи придется
обратиться к целевому критерию общественной
системы страны. Этот критерий будет определять
принятия решений, и он ляжет в основу
процедуры оптимизации.
Теперь надо
построить факторную
Далее определяются
средства достижения цели. Это те факторы
значимых факторов, косвенное влияние
которых через факторы
Все это прозрачные, алгоритмизируемые, но громоздкие задачи, поэтому их опустим. Немного уточним постановку цели, а дальше предположим, что структура факторов нам известна, и продолжим рассуждения.
Цель построения
системы
В качестве глобального
целевого критерия создаваемой системы
противодействия преступности здесь
принимается сумма совокупных потерь
от преступности и совокупных затрат
на защиту от потерь, связанных с
преступностью. Примем, что для достижения
общей цели эти потери и затраты в сумме
должны составлять минимальную из всех
возможных величину.
Под потерями от
преступности здесь понимаются не только
прямые потери, но и те отрицательные
влияния преступности на общественные
процессы (социальные, моральные, политические,
правовые, экономические и пр.), которые
определяются внутри системы и за ее пределами
феноменологическими методами.
Затраты на защиту
от потерь от преступности включают не
только прямые затраты на противодействие
преступности, но и те косвенные затраты
во всех областях общественной системы,
которые вызываются наличием и уровнем
преступности.
Если внутри
системы необходимые
Абсолютно невозможно
понять и принять распространенную
практику постановки цели, при которой
определяется уровень "целесообразных"
или допустимых, позволительных затрат
на борьбу с преступностью и в рамках этих
затрат выдвигается требование получить
"хорошие" результаты. При этом критерия,
позволяющего отличить хорошее от плохого
не определяется, вместо него выдвигается
несколько требований: неизмеряемых и
измеряемых оценочных характеристик,
как правило, неясных и противоречивых.
Это удобно, это позволяет "начальнику"
на основе своего мнения (произвола) дать
любую оценку состоянию или процессу,
"сделать выводы".
Если в работе
что-то действительно не получается, выход
обычно один: увеличение затрат. Лицам,
принимающим решения, обычно невдомек,
что есть другие пути.
Еще менее понятна
формулировка цели в виде требования
"постоянного и неуклонного
снижения уровня преступности" или
другого аналогичного высказывания.
Представление
о том, что целью должно быть снижение
преступности до нуля, как говорилось
выше, глубоко ошибочно. Полная ликвидация
преступности потребует бесконечных
затрат, а это не просто невыгодно,
но и нереализуемо, но пришедшие во
власть не понимают этого: требования
"ликвидировать" или "полностью
устранить" ни у кого не вызывают шока.
Механизм достижения
минимума потерь и затрат по сути чрезвычайно
прост. Пусть текущее состояние
преступности характеризуется некоторым
уровнем потерь от преступности Р. Пусть
этому уровню соответствует уровень затрат
на защиту от преступности Z. Достаточно
малому градиентному приращению затрат
(приращению в наивыгоднейшем направлении)
gZ соответствует отрицательное приращение
потерь gP. Очевидно, что если выполняется
условие gZ < gP, если приращение затрат
меньше, чем вызванное ими снижение потерь,
то такое приращение затрат на борьбу
с преступностью будет целесообразным.
В этом случае каждый рубль затрат даст
снижение потерь более чем на один рубль.
В противном случае будет целесообразно
не повышение, а снижение затрат. Невыгодно
тратить больше, чем получать. Затраты
и потери, а также результаты при определенных
дополнительных условиях, в точке равенства
приращений будут наивыгоднейшими с позиции
глобального общесистемного критерия,
оптимальными по этому критерию.
Изменение данной
системы воздействия на поток
потерь, или изменение состояния
общественной системы, может привести
к иному значению равновесия (оптимума).
Цель должна
быть сформулирована так, чтобы на каждом
шаге имелась количественная оценка степени
ее достижения.
В системной
методологии каждый шаг в проектировании
системы соотносится со значением
целевого критерия, а построенная, функционирующая
система постоянно адаптируется
к среде таким образом, чтобы сохранять
оптимальность по этому критерию цели.
Пусть цель определена, ее можно измерить,
а это уже не та цель, которой привыкли
оперировать политики: "чтобы все было
хорошо". Теперь можно подумать и о том,
как эту цель реализовать. Предположим,
что основные факторы и структура их взаимодействий
также известны.
Попробуем сформулировать основные принципы построения этой системы, исходя из ее существенных свойств и свойств самой преступности.
Принципы построения
системы противодействия преступности
Для обеспечения
достижения цели проектируемой системой
необходимо определить совокупность принципиальных
положений, отвечающих требованиям
оптимизации и направленных на решение
основных задач. Применительно к
рассматриваемой системе такими
принципиальными положениями являются:
обеспечить реализацию
воздействий на преступность, при
которых преступление становится нецелесообразным,
невыгодным для потенциального преступника;
осуществить воздействия
на общество, на его сознание, при
которых убеждение в нецелесообразности
преступного поведения превращается в
устойчивую моральную парадигму;
затраты на противодействие
преступности должны так структурироваться,
так распределяться, чтобы стать
наиболее выгодными, чтобы обеспечить
снижение преступности в обществе до оптимального
уровня;
система противодействия
преступности должна строиться так,
чтобы обеспечить оптимальные значения
устойчивости и эффективности общественной
системы в целом.
Решение первой
задачи требует воздействия через
систему противодействия на решающую
функцию преступника: на функцию ожидания,
функцию потерь и пороги. Преступление
совершается только тогда, когда оно попадает
в разряд целесообразного поведения для
потенциального преступника. Именно это
не должно случиться, именно этому надо
противодействовать. Иных путей эффективного
воздействия на преступника быть не может.
Это закон природы.
Существует только
один способ искоренения преступности:
сделать преступление невыгодным для
преступника.
Исчезает (почти
исчезает) в результате общественного
регулирования лишь абсолютно невыгодная
с позиции глобальной цели, нецелесообразная
деятельность. Любая иная деятельность
будет существовать несмотря ни на какие
ухищрения. Выгодная для индивидуума деятельность
неискоренима.
Если общественное
пространство (совокупность правового,
экономического, политического и др. пространств)
не дает проявиться преступным наклонностям,
они остаются нереализованными, тлеют
словно угли под слоем пепла.
Вторая задача
направлена на создание и поддержание
представления общества о нецелесообразности
(следовательно, аморальности) преступной
деятельности. Это механизм управления
динамикой общественной морали.
Общественная
мораль может необратимо изменяться
только в том случае, если положения
морали, внушаемые пропагандой и воспитанием,
объективно выгодны всем членам общества.
Любое моральное
убеждение, в том числе и убеждение
в нецелесообразности преступной деятельности,
базируется на личном и общественном
опыте, на механизме бесчисленных проб
и ошибок, доведенных до своего рода
"общественного условного рефлекса".
Общество должно активно воздействовать
на эти процессы, идти для достижения цели
на определенные затраты. Оценка соотношения
"затраты - результаты" и здесь является
критериальной. Затраты общнства на компенсацию
запаздываний становления морали являются
целесообразными, эффективными при оптимальном
соотношении затрат и результатов.
Следующая задача
решается в ходе проектирования системы
противодействия преступности. Разработка
(проектирование) механизма противодействия
преступности опирается на основной закон
противодействия преступности:
потери общества
от преступности и затраты на реализацию
противодействия преступности должны
быть оптимальны по глобальному целевому
общественному критерию.
Реализация этого
закона осуществляется путем создания
связанной совокупности механизмов воздействия
на общество, на политические, экономические
и социальные процессы в обществе и на
потенциальных преступников с целью обеспечения
оптимальных соотношений затрат и потерь.
Это действительно сложная задача, но
это не проблема, она может быть решена.
Далее рассматривается
структура системы