Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:21, реферат
В этом разделе работы будут рассматриваться принципы и постановки задачи проектирования системы противодействия преступности.
Те конкретные решения, которые здесь содержатся, надо воспринимать не как практические рекомендации и выводы, а как иллюстрацию приложения методов системотехники к задачам проектирования и организации систем, в данном случае, применительно к системе противодействия преступности.
Значение показателя
эффективности судебной процедуры может
играть роль обобщенного юридического
доказательства. Кроме того, этот показатель
при его рациональном использовании на
стадии следствия может значительно сократить
затраты средств и ресурсов в самой следственной
деятельности.
Можно значительно
снизить матожидание судебной ошибки,
если отказаться от дихотомического
решения.
Решающая процедура
в этом случае приводит к одному
из трех решений: виновен, невиновен
и неопределенному решению. Можно
доказать, что применение судебной процедуры
с тремя исходами значительно выгоднее
для общества, чем традиционная судебная
процедура. Вероятность ошибки, а также
ее цена, снижаются и повышается эффективность
противодействия преступности. Переход
к использованию судебной процедуры с
тремя исходами с формализацией и оптимизацией
деятельности по идентификации преступника
- это дело времени. Решающие процедуры
такого вида широко применяются сегодня
в различных областях науки и техники,
требующих качественного принятия решений
и хорошо себя зарекомендовали.
Как поступать
с обвиняемым, попавшим в зону неопределенности,
- дело юристов и общества. Важно,
что неопределенный результат не
рассматривается как брак в работе
следствия и не ведет за собой
доследования. В сущности, и здесь все
определяется эффективностью.
Проблема обеспечения
прав и свобод личности, попавшей в
зону неопределенности, сложна, но допускает
нахождение удовлетворительного решения.
Существующая
система прямых и косвенных улик,
доказательств, аргументов и пр. ориентирована
на неформализованное принятие решений
в рамках традиционной судебной процедуры.
Фактически это способы влияния на механизм
"здравого смысла", строго регламентированного,
подчиненного правилам, но не более чем
здравого смысла человека, принимающего
решение. Вся деятельность по подготовке
к принятию решения сегодня приспособлена
к этому традиционному методу регламентируемому
законами и правилами. Здесь задача достижения
максимальной эффективности или минимизации
ошибок не только не решается, но не может
быть даже поставлена при сохранении технологии
неформального решения.
Если существующая судебная процедура заменяется формализованной процедурой принятия решений, а задача принимает форму задачи обнаружения, весь процесс подготовки решения должен быть перестроен. Юридическое доказательство в этом случае рассматривается и оценивается не само по себе, а по степени его влияния на решающую функцию процедуры.
Система воздействия
на преступника
Система воздействия
на преступника создается с целью
минимизации совокупных потерь от преступности
и затрат на противодействие преступности.
Этот целевой критерий является базой
оценки при принятии решений в процессе
проектирования и реализации системы.
Воздействие на
преступника следует
Сегодня ясно всем,
что варварский принцип возмездия:
жизнь за жизнь, око за око, зуб
за зуб не оправдывает себя, не отвечает
интересам общества, но нельзя не признать,
что вся система наказания за преступление,
за нарушение закона, является не более
чем современной модификацией варварского
принципа. Идеология возмездия не согласуется
с современной идеологией противодействия
преступности.
Существующая
система наказания, которая реализуется
через механизм лишения свободы и содержания
под стражей, через механизм принудительного
труда, санкционированных унижений, не
только бесчеловечна, но и нецелесообразна.
Значение математического
ожидания функции потерь для потенциального
преступника при такой системе воздействия
(наказания) будет всегда ниже оптимального
уровня. Да, жизнь в местах лишения свободы
тяжела, но преступник находится там в
окружении себе подобных и не чувствует
себя в полной мере вне общества.
Люди на свободе,
в том числе потенциальный преступник,
не имеют достаточной информации о жизни
в местах заключения. Логическая и косвенная
информация не равнозначна прямой, эмоциональной,
чувственной. Отсюда низкое значение функции
потерь для лиц, не подвергавшихся заключению.
Низкое значение
функции потерь оборачивается повышенной
целесообразностью преступной деятельности,
а значит высоким значением общественных
потерь от преступности.
Идеология наказания
связана с высоким уровнем
затрат на защиту от потерь, включая затраты
на содержание под стражей лиц, отбывающих
наказание. Эти средства можно использовать
более рационально.
Нельзя не иметь
в виду высокую интенсивность
рецидива преступления, связанную с
освобождением лиц из-под
Внимание, дальше
нечто, вызывающее неприятие.
Основной принцип
воздействия на преступника должен
сводиться к лишению его прав
личности, прав члена общества (полному
или частичному).
Это положение
должно стать важнейшей, центральной правовой
парадигмой системы противодействия преступности.
Человек имеет
права члена общества постольку,
поскольку он принимает на себя и
исполняет определенные обязанности.
Если он отказывается от исполнения обязанностей,
он слагает с себя и права. Не общество
лишает преступника прав по своему произволу,
а сам преступник отказывается от них
совершая преступление. Фактически и логически
здесь нет нарушения прав члена общества.
По общественной
значимости, по характеру воздействия
на процессы в общественной системе, преступления
(в первом приближении) целесообразно
разделить на три общих класса: преступления
против личности, преступления против
общества и преступления против собственности.
Классификация строится не по степени
опасности для общества, а по характеру
влияния на решающую функцию преступника.
Эти группы преступлений иначе воспроизводятся
на генологическом уровне, факторные связи
для них различны. Проще говоря, это и психологически,
и по общественной значимости результата
различные преступления.
Преступления
против общества здесь не рассматриваются.
Под преступлением против личности
естественно понимать
любое умышленное
действие лица или группы, направленное
против жизни, здоровья и достоинства
личности, а также любой умышленный
поступок, связанный с угрозами или опасностью
для жизни, здоровья и достоинства человека.
Преступления
против собственности представляют
собой преступления не связанные
с насилием и допускающие прямую
стоимостную оценку нанесенного
ущерба.
Если преступление
совершено при участии нескольких лиц,
каждое лицо должно нести равную (максимальную)
меру ответственности. Доля участия каждого
суд не интересует и она не определяется.
Неумышленные
преступления выделяются в отдельный
тип и рассматриваются особо. Меры
воздействия при умышленном и неумышленном
преступлении несовместимы и не взаимосвязаны.
Мы уже установили,
что мера воздействия на преступника
не должна зависеть ни от "тяжести"
преступления, ни от меры потерь от преступления,
поскольку это не наказание.
В хорошо организованной
системе противодействия
Мера воздействия
на преступника в хорошо организованной
системе должна быть предельно строгой.
Чем выше строгость воздействия, тем меньше
потери правопослушных граждан и общества
в целом. Предельная строгость воздействия
в интересах всего общества, следовательно,
гуманна.
Вместе с тем,
повышение строгости
Мера воздействия
на преступника должна определяться
не судом, а только законом и выполняться
неукоснительно без всяких помилований
и амнистий.
Суд не должен заниматься
определением и уточнением наказания.
"Виновен - неопределенность - невиновен".
Это все, что может определить суд. Суд
не должен учитывать смягчающие и отягчающие
обстоятельства, не должен определять
того, что не относится к решающей процедуре.
Возможность уточнения меры наказания
на практике оборачивается криминализацией
судебной системы, ее зависимостью от
власти, "общественности", средств
массовой информации и преступной среды.
Реализация воздействия
может строиться различно, но она
на деле должна быть неотвратимой, незамедлительной,
гласной, не допускать исключений и властного
вмешательства. Это необходимые принципы,
которым, предположительно, должна отвечать
процедура. В результате проектирования
могут обнаружится и иные принципы. Здесь
обозначены те свойства системы реализации
воздействия, которые на уровне предположений,
на уровне здравого смысла согласуются
с общей идеологией системы.
Смертная казнь, например, за приобретение, хранение и ношение оружия имеет нулевую значимость и совершенно безопасна для правопослушных граждан при рациональном построении системы противодействия преступности. Она никому ничем не грозит, кроме преступника, но увеличивает значение функции потерь преступника и приводит к снижению уровня преступности ценой минимальных затрат. Это целесообразно, следовательно, необходимо. Максимальная строгость воздействия может оказаться социально опасна лишь в том случае, когда система противодействия плохо организована, когда существует значительная вероятность ошибок, от которых может пострадать невиновный, но это совсем другая проблема.
Система воздействия
на общество
Система противодействия
преступности не может стать эффективной,
если не включает в себя в качестве
подсистемы деятельность, направленную
на предотвращение преступлений, объектом
которой является все общество.
Эта деятельность
не сводится к правовым и моральным
воздействиям. Она направлена на всю
систему общественных процессов
и состояний, поэтому социальные
или экономические воздействия
оказываются не менее важны, чем
правовые или моральные. Своеобразие
этой системы в том, что она входит в качестве
подсистемы не только в систему противодействия
преступности, но и в ряд других систем
общества как элемент регулирования и
управления. Для сложных и больших систем
эта множественность включения, эта принадлежность
подсистем и элементов одновременно разным
системам - дело обычное.
В изложении
простительно ограничиться только задачами
противодействия преступности и
только моральными проблемами, поскольку
общая идеология уже ясна.
Существует задача
управления моральными процессами в обществе.
Обычно эту систему управления отождествляют
с воспитанием, но в действительности
система воспитания имеет другие цели
и задачи.
Моральные процессы
- это процессы становления, развития,
изменения и распространения, утверждения
моральных принципов, моральных парадигм.
Диктуемые воздействием
нормы через механизмы
Можно привнести
извне и пытаться утвердить ошибочные
догмы, но рано или поздно они будут
отвергнуты обществом, если объективно
не выгодны, если не отвечают общественной
потребности, не способствуют достижению
глобальной цели.
Моральные представления
и принципы отвечают некоторой точке динамического
равновесия общественной системы, точке
ее устойчивости. Если вывести систему
из этой точки, она вернется в нее за счет
консервативных сил.
Существует широко
распространенное заблуждение, что
воспитание и образование способны поднять
моральный и правовой пороги общества,
независимо от состояния общественной
системы в целом, независимо от процессов
в этой системе.
Моральные нормы
общества не являются плодом воспитания,
идеологической пропаганды, внушения.
Эти нормы складываются объективно. Они
складываются в течение длительного периода
кумулятивно и адаптивно.