Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 12:24, реферат
Целью данной работы является раскрытие понятия личности преступника, её структуры, типологии, а также причин формирования личности преступника.
Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо решить следующие задачи:
1.Дать общую характеристику самому понятию личность преступника и определить его содержание.
2.Показать особенности структуры личности преступника.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие личности преступника……………………………………………..5
2. Структура личности преступника…………………………………………...8
3. Причины развития личности преступника…………………………………12
3.1. Внутренние причины развития личности преступника…………..12
3.2. Внешние причины развития личности преступника……………...15
Заключение……………………………………………………………………...18
Список использованных источников………………………………………….19
3.1. Внутренние причины развития личности преступника.
Вопрос о причинах развития личности преступника является одним из наиболее важных в криминалистической науке. Это связано с тем, что вопрос о причинах формирования личности преступника до сих пор является дискуссионным. Процесс формирования личности всегда является достаточно противоречивым, так как на него могут влиять внутренние и внешние причины, значение которых нельзя недооценивать, поскольку обе группы факторов играют большую роль при формировании личности. Если в процессе формирования личности приоритетное значение у положительных, позитивных моментов, то, скорее всего, данная личность не станет преступником.[13]
Но при влиянии неблагоприятных факторов в процессе формирования личности происходит обратный процесс: возникает несоответствие между свойствами личности и требованиями окружающей действительности. Это относится, прежде всего, к таким категориям и свойствам личности, как потребности и интересы, нормы нравственности и представления о праве, привычные формы (стереотипы) поведения и их самооценка самим субъектом. В результате - субъект в полной мере не адаптируется к той окружающей социальной среде, в которой он должен жить и работать, общаться с другими людьми.[14]
К внутренним причинам развития личности преступника относятся те, на которые общество и его отдельные члены повлиять не в силах – это личность с присущими её свойствами. Такими свойствами являются:
состояние здоровья человека, под которым понимается не только его физическое состояние, но и психологическое состояние. Данный момент характеризуется наличием или отсутствием у вменяемого человека каких-либо психических аномалий. Действительно, как показывают исследования, среди преступников, особенно совершающих насильственные преступления, высок удельный вес людей, имеющих психические аномалии в рамках вменяемости, он достигает 30 %. Ослабление или искажение психической деятельности способствует возникновению и развитию таких черт характера, как раздражительность, агрессивность, жестокость, и, вместе с тем ведет к снижению волевых процессов, повышению внушаемости, ослаблению сдерживающих контрольных механизмов.[15] Эти черты препятствуют нормальной социализации личности, приводят к инвалидности, мешают заниматься определенными видами деятельности и вообще трудиться, что повышает вероятность совершения противоправных действий и ведения антиобщественного образа жизни. Эти черты препятствуют нормальной социализации личности, приводят к инвалидности, мешают заниматься определенными видами деятельности и вообще трудиться, что повышает вероятность совершения противоправных действий и ведения антиобщественного образа жизни.[16]
Констатация какой-то психической аномалии (например, психопатии, олигофрении в степени дебильности, органического поражения центральной нервной системы) отнюдь не объясняет, почему данный человек совершил преступление. Данное объяснение нужно искать в другом элементе внешних причин формирования личности преступника – это потребностно-мотивационная сфера. Потребности – источник мыслительной и поведенческой активности человека, которые отражают его природные свойства. Существует большое количество потребностей: естественные (в пище, в одежде, сне), материальные (в занятости, получение доходов), духовные (в признании человека обществом) – которые в одинаковой степени могут повлиять на становление личности преступника.[17]
Мотив является главным в механизме не только преступного, но и любого другого поведения или поступка человека. В криминологии мотив представляет собой довод в пользу избираемого действия, осознанное побуждение к достижению конкретной цели, необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия. Важно учитывать, что одни из мотивов являются ведущими, главными, другие выступают в роли дополнительных. Большинство мотивов, определяющих поведение человека, зависит от его нравственных черт. В мотиве как бы конкретизируются потребности, которые дополняются и обогащаются другими психологическими свойствами и чертами личности (интересами, стремлениями, влечениями, жизненными ориентациями).[18] Результаты современных криминологических исследований не позволяют утверждать, что существуют какие-то специфические мотивы преступного поведения. По крайней мере, большинство мотивов преступлений не являются таковыми и вполне могут стимулировать какие-то иные действия. То есть мотивация преступления не всегда напрямую связана с характером совершаемого преступления.
3.2. Внешние причины развития личности преступника.
На процесс формирования личности влияют следующие внешние причины:
малые социальные группы, в которых эта личность непосредственно формируется. К таким группам относятся семья, детский сад, школа, секции, университет, коллектив на работе.[19] В подобные социальные группы человек постепенно начинает попадать с самого своего рождения, и изолироваться от них не представляется возможным. Относительная самостоятельность малой социальной группы приводит к тому, что в ней могут возникать групповые нормы поведения и групповые ценности, не совпадающие с нормами и ценностями, принятыми обществом и санкционированными государством. Вместе с тем возможны и такие групповые нормы и образцы поведения, которые противоречат праву и общественной нравственности. Причем всякая малая группа осуществляет внутренний (неформальный), а иногда и внешний (формальный) контроль за выполнением указанных норм и требований. Человек, попадая в подобную социальную группу, постепенно начинает воспринимать её социальные ценности и у него складывается иное представление о себе, о социальных принципах, о дозволенном и недозволенном поведении в обществе. Если человек отказывается подчиниться правилам социальной группы, может произойти либо просто отдаление человека от этой группы, либо группа «сломает» человека и выстроит в его сознании то, что всего можно добиться по средствам силы. И то, и другое может в дальнейшем неблагоприятно сказаться на развитии личности.
Огромное значение при формировании личности преступника играет семья, так как это самая первая социальная группа, в которую попадают дети.[20] Именно в семье приобретаются основные знания, первоначальное представление об окружающем мире, о нормах поведения. Дети, которые первые годы жизни проводят в благополучных семьях, реже становятся преступниками, так как перед их глазами существуют положительные примеры ближайших родственников. А наоборот неполнота семьи, материальные затруднения, болезнь родителей, негативные нравственно-педагогические позиции членов семьи, низкий уровень воспитания негативно сказывают на формировании личности человека, который в будущем может стать преступником. Правда, говорить о том, что дети из подобных семей обязательно станут преступниками нельзя. Возможно, дети, видевшие все детство негативный пример родителей, никогда не захотят становиться преступниками и следовать их примеру. И, наоборот, дети, у которых в детстве было все, чего они хотели, повзрослев, захотят ещё большего, и станут преступниками.
К факторам, при наличии которых наиболее интенсивно происходит формирование негативных нравственно-психологических особенностей личности преступника, можно также отнести: отрицательные явления в трудовом коллективе (плохая организация производства, атмосфера бесхозяйственности и безответственности, низкая дисциплина, пьянство, прогулы, текучесть кадров, отсутствие гласности и демократического управления в трудовом коллективе, нарушения трудового законодательства и др.); упущения в школьном воспитании (отрыв обучения от воспитания, недостаточная нравственно-психологическая подготовка учащихся к трудовой и общественной деятельности, слабая связь школы с семьей, формализм в педагогической работе, подмена воспитания администрированием).[21]
общество в целом, осуществляющее политическое, духовное, культурно-воспитательное и иное воздействие через средства массовой информации и другие каналы. Говоря о влиянии общества, следует подчеркнуть, что политические, экономические и социальные условия жизни членов данного социума, жизненный опыт, формы поведения и представления воспринимаются или отбираются самой личностью. Всякие внутриполитические и внешнеполитические события также влияют на представления и взгляды человека.[22]
Важно не допускать подобных оплошностей в процессе воспитания и образования человека, для того чтобы в будущем не бороться с увеличением совершения преступлений. К детям нужно обращаться со вниманием и уважением к их потребностям, потому что если ребенок чувствуется себя ущемленным в детстве, то это может привести к появлению у него комплексов, которые он будет компенсировать преступным поведением.
Заключение.
В результате проведенного исследования, я пришла к следующим выводам:
Личность преступника является особой разновидностью общего понятия личности человека, которая формируется в процессе жизни человека. В детстве нельзя сказать станет ли ребенок преступником или нет, потому что данный процесс крайне сложный и зависит о большого количества как объективных, так и субъективных причин.
В структуру личности преступника включает следующие биофизиологические, социально-демографические и социально-ролевые, нравственно-психологические, уголовно-правовые и криминологические признаки.
На формирование личности преступника влияют внешние и внутренние причины. К внешним относятся влияние малых социальных групп и общества в целом, а к внутренним – сама личность со своими индивидуальными признаками – состоянием здоровья и потребностно-мотивационной сферой. Внешние причины аналогичны для всех людей, то есть все без исключения люди подвержены их влиянию. Только одним эти причинам уделяют меньше внимания и соответственно меньше им подвержены, а другие – наоборот. Но, несмотря на это на процесс формирования личности преступника внутренние и внешние причины играют в одинаковой мере, и отсутствие, например, внешних, причин не означает, что личность преступника не может быть сформирована, так как влияние внутренних причин может настолько сильным, что все равно произойдет формирование личности преступника. С причинами формирования личности преступника необходимо бороться для того чтобы уменьшить количество преступников, а соответственно и количество совершаемых преступлений.
Список использованных источников.
1.Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. - М.: издательство академии МВД РФ,2004г. – 628с.
2. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений, - М.: Логос, 1999. – 398с.
3.Антонян Ю.М. Причины преступного поведения. М.: Норма, 1992. 315с.
4. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М: Изд-во Московского университета,2004. – 498с.
5. Борбат А.В. Образ жизни семьи и преступность несовершеннолетних // Российский следователь, 2007. №17
6. Бурлаков В.Н., Волгарева И.В., Федорова Г.Г. Основы профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних. - СПб.: Образование, 1992. – 388с.
7. Еникеев М.И. Юридическая психология. – СПб.: Питер, 2006. – 480с.
8. Криминология Под редакцией профессора Н.Ф. Кузнецова, Г.М. Миньковского. М.: Издательство МГУ, 1994. – 415с.
9. Криминология. Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Бурлаков, В.П. Сальникова. - СПб.: Академический проект, 1998. – 411с.
10. Криминология. Учебник для юридических вузов. Под общей редакцией д.ю.н. А.И. Долговой - М.: Изд. Группа НОРМА-ИНФРА М, 2004. – 784с.
11. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н.Кудрявцева и В.Э.Эминова, - М.: Юристъ,2006. – 734с.
12. Криминология: Учебник (под ред. проф. В.Д. Малкова) – М.: Юстицинформ, 2004. – 724с.
13. Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения. - М.: Гардарики, 1991. – 268с.
14. Механизмы преступного поведения // Под редакцией В.Н. Кудрявцева. - М: Наука, 1998. 482с.
15. Петин Н.А. Условия формирования преступного поведения // Юридическая психология. 2007. №3
16. Теоретические проблемы учения о личности преступника: Сборник научных трудов; Ответственный редактор В. К. Звирбуль - М. Проспект,1999. -184с
17. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. – М.:Юристъ,2001. – 776 с.
18. Яковлев А.М. Преступность и социальная психология,- М; Юридическая литература,2001. - 259с.
.
19
[1] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. – М.:,2001. С.278
[2] Криминология: Учебник (под ред. проф. В.Д. Малкова) – М., 2004. С.67
[3] . Криминология. Учебник для юридических вузов. Под общей редакцией д.ю.н. А.И. Долговой - М., 2004. С.281
[4] Криминология Под редакцией профессора Н.Ф. Кузнецова, Г.М. Миньковского. М. 1994. С.100
[5] Криминология: Учебник (под ред. проф. В.Д. Малкова) – М., 2004. С.67
[6] Теоретические проблемы учения о личности преступника: Сборник научных трудов; Ответственный редактор В. К. Звирбуль - М.,1999. С.24
[7] Криминология: Учебник (под ред. проф. В.Д. Малкова) – М., 2004. С.68
[8] Петин Н.А. Условия формирования преступного поведения // Юридическая психология. 2007. №3. С.11
[9] Борбат А.В. Образ жизни семьи и преступность несовершеннолетних // Российский следователь, 2007. №17. С.26
[10] Криминология: Учебник (под ред. проф. В.Д. Малкова) – М., 2004. С.69
[11] Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М:,2004. С.242
[12] Еникеев М.И. Юридическая психология. – СПб., 2006. С.63
[13] Еникеев М.И. Юридическая психология. – СПб., 2006. С.70
[14] Яковлев А.М. Преступность и социальная психология,- М,2001. С.124
[15] Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений, - М., 1999. С.93
[16] Криминология: Учебник (под ред. проф. В.Д. Малкова) – М., 2004. С.74
[17] Криминология Под редакцией профессора Н.Ф. Кузнецова, Г.М. Миньковского. М., 1994. С.101
[18] Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения. - М., 1991. – С.98
[19] Криминология: Учебник (под ред. проф. В.Д. Малкова) – М., 2004. С.74
[20] Борбат А.В. Образ жизни семьи и преступность несовершеннолетних // Российский следователь, 2007. №17. С.27
[21] Петин Н.А. Условия формирования преступного поведения // Юридическая психология. 2007. №3. С.20
[22] Криминология: Учебник (под ред. проф. В.Д. Малкова) – М., 2004. С.74