Следственные действия в уголовном процессе РК: понятие, классификация, и порядок производство.

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:02, дипломная работа

Описание работы

Актуальность и значимость темы исследования. В Послании Президента страны народу Казахстана о стратегии развития Республики Казахстан до 2030 года одним из приоритетов развития нашего государства была определена задача создания для Казахстана эффективной, современной государственной службы и такой структуры управления, которая была бы оптимальной для рыночной экономики и построить государство, стоящее на страже национальных интересов.1
Это в полной мере относится и к системе правосудия нашего государства, т.к. задачами уголовного являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, правильное применение закона и создание условий для справедливого судебного разбирательства.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Понятие и классификация следственных действий в уголовном судопроизводстве Республики Казахстан.
1.1. Понятие следственных действий и их место в системе процессуальных действий.
2.2. Классификация следственных действий и их виды.
ГЛАВА 2. Порядок производство и общие условия следственных действий.
2.1. Следственные действия — основной способ получения доказательств.
2.2. Допрос и очная ставка.
2.3. Осмотр, эксгумация и освидетельствование
2.4. Опознание
2.5. Обыск и выемка
2.6. Наложение ареста на корреспонденцию. перехват сообщений. прослушивание и запись переговоров. наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка
2.7. Перехват сообщений
2.8. Прослушивание и запись переговоров
2.9. Задержание
2.10. Проверка и уточнение показаний на месте, следственный эксперимент
2.11. Назначение и производство экспертизы
2.12. Получение образцов для экспертного исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом СД.doc

— 382.50 Кб (Скачать)


Введение 

Актуальность  и значимость темы исследования. В Послании Президента страны народу Казахстана о стратегии развития Республики Казахстан до 2030 года одним из приоритетов развития нашего государства была определена задача создания для Казахстана эффективной, современной государственной службы и такой структуры управления, которая была бы оптимальной для рыночной экономики и построить государство, стоящее на страже национальных интересов.1

Это в полной мере относится и к системе  правосудия нашего государства, т.к. задачами уголовного являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, правильное применение закона и создание условий для справедливого судебного разбирательства. Между тем, обновление уголовно-процессуального законодательства Республики Казахстан, введение новых следственных действий послужило основанием для переосмысления ранее, казавшихся незыблемыми институтов науки уголовный процесс, т.к. вполне очевидно, что выполняя поставленные перед ним задачи, следователь главным образом направляет свои усилия на доказывание события преступления и установление лиц, виновных в его совершении. В этой связи актуальность и значимость исследуемой темы дипломной работы для работников правоохранительных органов трудно переоценить, т.к. следственные действия являются основным способом собирания доказательств и уже в этой связи заслуживают пристального внимания.2

Цели и задачи исследования. Основная цель работы- комплексное изучение уголовно-процессуального института следственных действий и перспективы его развития в Республике Казахстан. При этом автором были поставлены задачи: изучить имеющиеся точки зрения ученых на проблему следственных действий; исследовать их юридическую природу и установить пути их совершенствования.

Научная новизна. Нельзя сказать, что о следственных действиях написано мало. Достаточно обстоятельно изложены сущность и порядок производства следственных действий в работах таких известных ученых как А.А. Чувилев, Р.Х. Якупов, Н.А. Громов, И.Е. Быховский, А.К. Гаврилов, Н.Н. Гапанович, А.Я. Гинзбург, В.Н. Григорьев, А.П. Гуляев, Н.В. Жогин, Л.М. Карнеева, А.М. Ларин, В.А. Михайлов, И.Л. Петрухин, Н.И. Порубов, А.Р. Ратинов, А.Б. Соловьев, В.Т. Томин, П.М. Туленков, Ф.Н. Фаткуллин, С.А. Шейфер, В.И. Шимановский и др. Тем не менее, на сегодняшний день о следственных действиях сказано далеко не все. С теоретической точки зрения остается достаточно актуальной проблема производства следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан на личную неприкосновенности неприкосновенность жилища, тайны телефонных и почтовых сообщений. Вызвано это тем, что необоснованное проведение следственных действий способно существенно ограничить конституционные права граждан, что должно быть абсолютно исключено, но если это все же имело место, то в соответствии с требованиями ст.116 УПК РК, все доказательства, полученные с нарушениями закона должны признаваться недопустимыми, т.е. не имеющими юридической силы. Указанные причины и предопределили выбор темы написания дипломной работы.

Структура и  объем дипломной работы. Работа состоит из введения, основной части и заключения. Введение является преамбулой работы, к которой обозначены цели и задачи исследования, ее актуальность и практическая значимость. Основная часть содержит результаты исследования и состоит из двух глав и четырех параграфов. В заключении резюмированы основные выводы по содержанию работы. В конце диплома предлагается список использованных литературных источников. Общий объем работы –80 машинописных страниц.

 

ГЛАВА 1. Понятие и классификация  следственных действий в уголовном судопроизводстве Республики Казахстан.

 

1.1. Понятие следственных действий  и их место в системе процессуальных  действий.

Термин «следственные действия» многократно упоминается в уголовно-процессуальном кодексе, однако законодатель не разъясняет его содержания, как это сделано в отношении ряда других терминов (см: ст.7 УПК РК). Подобное положение создает ряд теоретических проблем, отражающих трудности решения соответствующих правовых вопросов на практике.

В юридической литературе под следственными действиями в одних случаях понимаются все процессуальные акты следователя, т.е. во главу угла ставится субъект процессуальной деятельности: следователь, а в других- это действия, которые служат способами для исследования обстоятельств дела и установления истины.

Между тем, в системе  нормативных предписаний, представляющих отрасль законодательства, очень важно, чтобы строго выдерживалось раз установленное значение терминов. Это одно из условий единообразного, последовательного понимания, а значит и применения закона.

Поэтому не случайно в  юридических исследованиях уделяется  значительное внимание выбору, обоснованию и разъяснению терминов. Сказанное в полной мере относится и к терминам «процессуальное действие», «действия и решения лица, производящего дознание, следователя», «следственные действия». Этим словосочетаниям принадлежит ключевое место в предписаниях уголовно- процессуального закона, которые определяют полномочия должностных лиц, производящих расследование, а также права и обязанности обвиняемого, потерпевшего и иных граждан, допускаемых или привлекаемых к участию в расследовании. Неточность или непонимание этих терминов могут способствовать неэффективному применению закона, нарушениям законности.

Языковеды толкуют слово  «следственный» как производное  от «следствие». В уголовно- процессуальном законе это слово входит в состав двух терминов: «предварительное следствие» и «судебное следствие». Однако сочетание «следственные действия» в особенной части уголовно-процессуального кодекса используются только в предписаниях, определяющих полномочия следователя, начальника следственного отдела, начальника органа дознания, прокурора.

В правилах о конкретных следственных действиях исполнителем указан только следователь. При этом подразумевается, что и другие управомоченные лица производят следственные действия в том же порядке, что и следователь.

Из этого вытекает, что следственными закон называет действия, относящиеся только к стадии расследования, выполняемые органами и лицами, которые обладают в этой стадии властными полномочиями, т.к. процессуальные действия иных лиц, участвующих в расследовании- например, ходатайства, жалобы, заявления- следственными не именуются.3

Общепринятым является понятие следственных действий как  «обеспечиваемая государственным  принуждением совокупность регламентированных уголовно-процессуальным законом и  осуществляемых следователем (дознавателем, судом, прокурором) поисковых, познавательных и удостоверительных операций, соответствующих особенностям следов определенного вида и приспособленных к эффективному отысканию, восприятию и закреплению содержащейся в них доказательственной информации»4

При этом происходит не только «приобретение» доказательств, но и их систематизация и формирование для определенной познавательной цели.

Следовательно, цель следственных действий- это достижение определенного  результата, познания, необходимого для  правильного, законного, справедливого  разрешения уголовного дела.5

Правовым (юридическим) основанием для проведения следственных действий является наличие возбужденного уголовного дела. Исключение составляют лишь два следственных действия: осмотр и назначение и производство экспертизы, которые могут быть произведены и до возбуждения уголовного дела в случаях, когда решение о возбуждении уголовного дела невозможно без их проведения (ч. 2 ст. 221, ч.2 ст. 242 УПК РК).

Недопустимость производства следственных действий до возбуждения  уголовного дела Савицкий В.М. объяснял следующим: «Производство следственных действий до возбуждения уголовного дела опасно тем, что в результате уничтожается совершенно необходимый барьер, ограждающий жизнь граждан от вмешательства органов власти, создается атмосфера бесконтрольности в применении мер государственного принуждения, ибо в этих случаях оказывается утраченным то единственное основание, которое позволяет правомерно ограничить свободу и неприкосновенность личности».6

В качестве фактического основания для проведения следственных действий является информация, позволяющая предполагать, что определенным способом и из определенного источника могут быть получены данные, имеющие значение для дела.

По общему правилу, следственные действия должны производится по инициативе и тем лицом, в производстве которого находится уголовное дело, но могут проводиться и по указанию прокурора (ст. 197 УПК РК), начальника следственного отдела (ч.2 ст. 63 УПК РК) или по ходатайству участников процесса, например, подозреваемого, обвиняемого, его защитника; гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей; потерпевшего, эксперта и др. (ч.1 ст.102 УПК РК).

Все зависит от характера  уголовного дела, конкретных обстоятельств  доказывания. Вместе с тем закон  предусматривает и случаи обязательного их производства, если 1) они связаны с установлением определенных фактов (например, осмотр места происшествия –ст.222 либо случаи обязательного назначения экспертиз- ст. 241 УПК РК) или 2) обусловлены ранее проведенными процессуальными действиями (например, обязательный допрос подозреваемого после задержания- ч 1 ст. 216 УПК РК, или 3) являются обязанностью, прямо предусмотренной законом (например, обязательный допрос прокурором лица, в отношении которого избирается мера пресечения в виде ареста- ч 5 ст. 150 УПК РК).

При этом нормы о следственном действии представляют собой детально регламентированную систему правил поведения следователя и других участников процесса при собирании  доказательств.

Логико-структурный анализ этих норм позволяет выделить, а затем и сгруппировать по признаку однородности наиболее существенные предписания, адресованные следователю и другим участникам следственного действия. Это дает возможность составить представление о внутренней структуре обобщенного института следственного действия, которая охватывает три взаимосвязанные группы правил.

Первая из них определяет гипотезу т.е. условия, при которых возможно проведение следственного действия.

Вторая, наиболее многочисленная, определяет диспозицию нормы и охватывает правила, непосредственно регламентирующие поведение следователя и других участников следственного действия. Сюда относятся правила, определяющие: а) круг лиц, участвующих в следственном действии, их права и обязанности; б) гарантии прав и законных интересов участников следственных действий; в) сущность поисковых и познавательных операций и условия, обеспечивающие их эффективность; г) содержание удостоверительных операций.

Третья группа правил определяет санкцию, т.е. меры принуждения, которые следователь вправе применить, чтобы понудить участников следственного действия к выполнению возложенных на них обязанностей.


 


 


 

 

 

 

 

 

Совокупность этих правил обеспечивает обоснованность решения  о проведении следственного действия, его достаточный познавательный эффект, возможность получения искомой доказательственной информации вопреки противодействию лиц, заинтересованных в сокрытии истины, соответствие познавательной деятельности принципам процесса и правовому статусу его участников.7

Таким образом, следственные действия так же можно рассматривать и как способ реализации норм уголовного- процессуального законодательства.

В соответствии с этими нормами каждое следственное действие характеризуется:

1) особой задачей;

2) специфическим порядком исполнения;

3) определенным кругом участников;

4) непрерывностью;

5) соответствие уголовно- процессуальной форме закрепления результатов делу (протокол).8

В то же время, необходимо учитывать и те признаки, которые  отличают следственные действия от процессуальных решений.

Так, постановления, возражения, объяснения и указания исходят только от следователя и подписываются им единолично, в каждом из следственных действий участвуют и другие лица. Все они исполняют свои обязанности и осуществляют свои права. В ходе проведения следственного действия они взаимодействуют, непосредственно воздействуют друг на друга, реализуя таким образом двусторонние (многосторонние) правоотношения.

Постановление же следователя  выражает его одностороннее волеизъявления, которое может служить лишь основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Кроме того, в качестве альтернативы протоколу следственного действия, закон предусматривает и соответствующие отметки в постановлениях (об объявлении и разъяснении прав участника процесса), однако, если такой записи недостаточно, составляется протокол или отдельный документ- обязательство (подписка о невыезде и т.д.).

Постановление следователя  вправе отменить прокурор, начальник  СО, начальник органа дознания. Однако это не распространяется на следственные действия, поскольку каждое из них- акт реализации правоотношений, в которых участвуют не только следователь, но и другие субъекты, процессуально независимые от прокурора.9

В качестве задач, поставленных перед следственными действиями можно выделить следующие:

  1. Получение и поиск новой информации по делу (допрос, обыск, осмотр).
  2. Закрепление имеющейся информации по делу (проверка и уточнение показаний на месте, выемка).
  3. Устранение имеющихся противоречий и пробелов в имеющейся информации по делу (очная ставка, экспертизы).
  4. Формирование внутреннего убеждения о правильности либо несостоятельности выбранной версии по делу (следственные эксперимент, предъявление личности на опознание).
  5. Получение информации, необходимой для проведения последующих следственных действий (эксгумация, получение образцов для экспертного исследования, освидетельствование, задержание).

Информация о работе Следственные действия в уголовном процессе РК: понятие, классификация, и порядок производство.