Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:02, дипломная работа
Актуальность и значимость темы исследования. В Послании Президента страны народу Казахстана о стратегии развития Республики Казахстан до 2030 года одним из приоритетов развития нашего государства была определена задача создания для Казахстана эффективной, современной государственной службы и такой структуры управления, которая была бы оптимальной для рыночной экономики и построить государство, стоящее на страже национальных интересов.1
Это в полной мере относится и к системе правосудия нашего государства, т.к. задачами уголовного являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, правильное применение закона и создание условий для справедливого судебного разбирательства.
Введение
ГЛАВА 1. Понятие и классификация следственных действий в уголовном судопроизводстве Республики Казахстан.
1.1. Понятие следственных действий и их место в системе процессуальных действий.
2.2. Классификация следственных действий и их виды.
ГЛАВА 2. Порядок производство и общие условия следственных действий.
2.1. Следственные действия — основной способ получения доказательств.
2.2. Допрос и очная ставка.
2.3. Осмотр, эксгумация и освидетельствование
2.4. Опознание
2.5. Обыск и выемка
2.6. Наложение ареста на корреспонденцию. перехват сообщений. прослушивание и запись переговоров. наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка
2.7. Перехват сообщений
2.8. Прослушивание и запись переговоров
2.9. Задержание
2.10. Проверка и уточнение показаний на месте, следственный эксперимент
2.11. Назначение и производство экспертизы
2.12. Получение образцов для экспертного исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
2.7. Перехват сообщений
Цели этого следственного действия аналогичны наложению ареста на корреспонденцию и служат для перехвата сообщений, передаваемых по техническим, в том числе компьютерным, каналам связи, а также снятия с компьютерных систем информации, относящейся к расследуемому делу.
Подготовка к проведению следственного действия включает в себя взаимосвязанные действия следователя:
— составление плана этого следственного действия и определение круга его участников;
— налаживание целевого сотрудничества с органом дознания, в компетенцию которого входит организация и практическое осуществление специальных технических мероприятий;
— принятие мер по сохранению в тайне любых сведений о факте производства контроля и записи переговоров;
— изучение личности подозреваемого, обвиняемого, а также иных лиц, переговоры которых решено прослушивать;
— определение каналов связи, которые могут использоваться для переговоров с участием интересующего следствие субъекта и их пространственного масштаба;
— консультации со специалистами по прослушиванию телефонных и иных переговоров;
— определение режима контроля перехвата сообщений, а также момента начала и окончания этого следственного действия;
— оформление всех процессуальных документов, необходимых для его проведения;
— направление постановления о производстве к перехвата сообщений для исполнения в соответствующий орган.
После принятия решения о производстве этого следственного действия следователь начинает поэтапно готовиться к его проведению. Первым элементом подготовки выступает планирование, цель которого — заблаговременное определение направления и содержания деятельности следователя на всем протяжении перехвата сообщений. Задачи, сформулированные на этапе принятия решения о производстве подобного следственного действия, должны обязательно найти отражение в плане его проведения. Помимо задач, в плане должны быть предусмотрены: круг участников контроля и записи переговоров; порядок осуществления взаимодействия с органом, в компетенцию которого входит организация и практическое осуществление специальных технических мероприятий; действия следователя по предотвращению разглашения любых сведений о факте производства контроля и записи переговоров; изучение личности подозреваемого, обвиняемого, иных лиц, а также каналов связи, которые предстоит прослушивать; консультации со специалистами по поводу режима контроля и записи переговоров, об оптимальном моменте их начала и окончания; дату направления ходатайства в суд; указание на тактические приемы проведения этого следственного действия, на последовательность их применения с учетом возможных изменений следственной ситуации; другая важная, по мнению следователя, информация.
По ходу планирования следователь должен наладить сотрудничество с оперативным подразделением, в компетенцию которого входят организация и практическое осуществление специальных технических мероприятий. Конспиративный характер деятельности такого подразделения обусловил существование правила, что его взаимодействие со следователем происходит опосредованно, через оперативных уполномоченных, занимающихся исполнением письменных поручений по расследуемому уголовному делу. Они посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий оказывают следователю помощь в изучении личности подозреваемого, обвиняемого, иных лиц, переговоры которых будут находиться под процессуальным контролем; устанавливают каналы общения, по которым происходит обмен мнениями с участием интересующего следствие лица; осуществляют проверку информации, полученной в ходе перехвата сообщений; занимаются поиском неизвестных следствию источников доказательств. Если в результате такого взаимодействия выяснится, что интересующие следствие сведения могут быть получены с меньшими затратами сил, времени и средств (т.е. путем проведения других следственных действий), то только это обстоятельство не должно влечь за собой отказ следователя от производства перехвата сообщений. Во-первых, эти надежды могут не оправдаться, во-вторых, при планировании следственных действий недопустимы любые крайности, и наконец, в-третьих, режим процессуальной экономии далеко не всегда соответствует интересам расследования вообще, тяжких и особо тяжких преступлений, в частности. Принятие мер по сохранению в тайне любых сведений, имеющих отношение к производству перехвата сообщений, является важнейшей частью подготовительных действий следователя.
Сохранение сведений,
имеющих отношение к
Выяснением недостающих сведений о личности подозреваемого, обвиняемого и иных лиц, переговоры которых предстоит перехватить сообщение, занимаются оперативные сотрудники на основании письменного поручения следователя. Чаще всего им ставится задача по установлению всех средств связи, которыми пользуется интересующее следствие лицо, номеров их активации, технических характеристик и наличия приспособлений, предназначенных для защиты информации.
После изучения личности участников переговоров, выяснения круга средств и способов связи, которыми они предпочитают пользоваться, у следователя может возникнуть необходимость в проведении консультаций со специалистами. Их цель - уточнить круг действий, которые следует предпринять заранее для обеспечения надлежащего качества записи речевой информации. Они же позволяют следователю предвидеть и вовремя преодолеть возможные технические трудности прослушивания переговоров как на линиях городской, междугородней и международной связи, так и тех, которые осуществляются по другим, не имеющим широкого распространения каналам. Достоверная информация, характеризующая вид связи, которой пользуется интересующее следствие лицо, позволяет сотрудникам оперативно-технических подразделений настроиться на определенный режим сетевой работы и произвести разграничение доступа абонентов.
Однако помощь специалиста при подготовке перехвата сообщений не исчерпывается одним лишь разъяснением вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию. Нередко на этом этапе он готовится к осуществлению действий практической направленности. Так, если следователь намерен применить с его помощью технические средства (например, для записи телефонного разговора по просьбе потерпевшего, время которого известно заранее), то на этапе подготовки именно специалист должен избирать оптимальный технический режим перехвата сообщений. В роли такого специалиста может выступать как специально подготовленный сотрудник правоохранительных органов, так и представитель оператора связи, услугами которого пользуется кто-либо из интересующих следствие абонентов. В дальнейшем подготовительные действия следователя развиваются в одном из двух направлений, каждое из которых полностью зависит от юридического основания проведения контроля и записи переговоров. В подавляющем большинстве случаев следователь должен получать судебное решение. С этой целью он, с согласия руководителя следственного органа, выносит постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве перехвата сообщений.
Закон требует, чтобы
в постановлении нашли
— уголовное дело, при производстве которого необходимо применение данной меры;
— основания, по которым производится данное следственное действие;
— срок осуществления перехвата сообщений;
— наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи переговоров.
Ходатайство о производстве этого следственного действия подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда по месту производства предварительного расследования или производства следственного действия не позднее 24 часов с момента его поступления. В судебном заседании могут принимать участие прокурор и следователь. Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства перехвата сообщений или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа. При положительном разрешении судом ходатайства следователя о перехвата сообщений его постановление направляется для исполнения в соответствующий орган. Далее начинается следующий, ключевой этап контроля и записи переговоров. Здесь начинается воплощение намеченного плана, решение поставленных следователем задач, находят непосредственное применение тактические приемы, фиксируется криминалистически значимая информация, проверяются версии. Этот этап имеет конфиденциальный характер, и число его участников сведено к минимуму.
Процессуальным основанием для его проведения является, постановления следователя, санкционированное прокурором (ч.1 ст. 236 УПК РК).
Это постановление направляется
для исполнения органу, осуществляющему
оперативно-розыскную
Сообщения и компьютерная информация, полученные в результате перехвата, фиксируются специалистом на соответствующем носителе и передаются следователю (ч.3 ст. 236 УПК РК).
Полученные материалы
следователь приобщает к
2.8. Прослушивание и запись переговоров
Фактическими основаниями для проведения прослушивания и записи переговоров является наличие достаточных данных о том, что:
— в результате прослушивания и записи переговоров по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях будут получены сведения, имеющие значение для дела. В этих случаях следователь, вынеся мотивированное постановление, санкционированное прокурором, может произвести прослушивание и запись переговоров, в том числе ведущихся с телефонов и других переговорных устройств, подозреваемого, обвиняемого и других лиц, которые могут располагать сведениями о преступлении (ч.1 ст. 237 УПК РК);
— имеется реальная угроза совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или членов их семей. В этих случаях по постановлению следователя, санкционированному прокурором, с ведома этих лиц могут производиться прослушивание и запись переговоров, ведущихся с их телефонов или других переговорных устройств (ч.2 ст. 237 УПК РК).
Процессуальным основанием для проведения прослушивания переговоров и их записи будет мотивированное постановление следователя о необходимости проведения этого следственного действия, в котором указываются: уголовное дело и основания, по которым должно производиться данное следственное действие; фамилия, имя, отчество лиц, чьи переговоры подлежат прослушиванию и записи; в течение какого времени будет производиться прослушивание и запись переговоров; орган, которому поручается техническое осуществление прослушивания и записи переговоров. Указанное постановление представляется прокурору и, в случае дачи им санкции, направляется следователем в соответствующий орган для исполнения (ч.2 ст. 237 УПК РК).
В случаях, не терпящих отлагательств, прослушивание и запись переговоров производятся по постановлению следователя без санкции прокурора с последующим направлением ему в течение двадцати четырех часов сообщения о прослушивании, записи переговоров. Получив указанное уведомление, прокурор проверяет законность данного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае, если принято решение о незаконности произведенного прослушивания, записи переговоров, данное действие не может быть допущено в качестве доказательства по делу (ч.4 ст. 237 УПК РК).
Срок прослушивания и записи переговоров не может превышать шести месяцев. Когда отпадает необходимость в этих мерах, но в любом случае не позднее окончания расследования, они отменяются мотивированным постановлением следователя (ч.5 ст.237 УПК РК). Следователь в течение всего установленного им в постановлении срока вправе в любое время истребовать от органа, осуществляющего техническое прослушивание, фонограмму для ее осмотра и прослушивания. Фонограмма передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны основание прослушивания, время начала и окончания записи переговоров, необходимые технические характеристики использованных средств и качества записи.
Осмотр и прослушивание фонограммы производятся следователем с участием понятых и при необходимости — специалиста, о чем составляется протокол, в котором должна быть дословно воспроизведена часть фонограммы переговоров, имеющая отношение к делу, и дана характеристика качеству звучания речи говорящих. Участники прослушивания и записи переговоров предупреждаются об ответственности за разглашение ставших им известными сведений. Фонограмма прилагается к протоколу, при этом ее часть, не имеющая отношения к делу, после вступления приговора в законную силу или прекращения уголовного дела уничтожается (ч.6, 7 ст. 237 УПК РК).
2.9. Задержание
По своей юридической природе задержание подозреваемого является следственным действием и представляет собой меру уголовно-процессуального принуждения. Анализ действующего законодательства позволяет утверждать, что правовая природа задержания подозреваемого, как процессуального действия, неоднозначна. Обычно в задержании подозреваемого видят лишь специфическую меру принуждения, кратковременное лишение свободы в целях создания условий для проверки возникшего подозрения. Между тем ч.1 ст. 200 УПК РК относит задержание к неотложным следственным действиям, проводимым органом дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно. Т.е. оно может служить способом собирания доказательств и в этом случае должно рассматриваться как следственное действие. Доказательственное значение задержания подозреваемого определяется тем, что в соответствии с законом (ч.1 ст. 134 УПК РК) в протоколе этого следственного действия фиксируются основания и мотивы, место и время задержания. При этом задержание оформляется в срок не более трех часов с момента фактического задержания лица (изменения и дополнения в УПК от 9.12.2004г.) В тех случаях, когда задержание связано с непосредственным обнаружением признаков преступления, указанные данные приобретают важное доказательственное значение. Поэтому в протоколе задержания подозреваемого должны находить отражение фактические обстоятельства задержания. Значение этого следственного действия в том, что являясь средством собирания доказательств, оно также лишает подозреваемого скрыться или помешать ходу расследования и позволяет следователю без промедления допрашивать его об обстоятельствах задержания и иных обстоятельствах, имеющих значение для дела, своевременно решить вопрос об избрании меры пресечения. Поскольку задержание является следственным действием, его производство допустимо только после возбуждения уголовного дела.27 Процессуальный порядок задержания регламентирован гл. 17 УПК РК.