Принципы и правовые основы организации и деятельности прокуратуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 05:00, лекция

Описание работы

Принципы представляют собой исходное положения деятельности теории, науки, на которых организуется осуществление тех задач, которые ставит перед собой та или иная структура, организация.
Принципы организации и деятельности- это основополагающие, руководящие положение определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и основные требования, предъявляемые к ней. ( Рохлин В.И., Дворянский А.М.)

Работа содержит 1 файл

прокурорский надзор.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

 

Общие черты 

  1. Две самостоятельные ветви
  2. Осуществление правосудия
  3. Решение общих задач
  4. Процессуальное положение самих судов
  5. Процессуальное положение участников

 

Различия:

  1. подведомственны экономические споры
  2. Иные дела с участием юридических лиц и граждан предпринимателей
  3. Дела с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, обращения граждан

Проблемы истребований доказательств. Оказывать содействие только в том случае если лицо участвующие  в деле не имеют возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лиц, у которых это доказательство находится 

 Вопрос 2: Предъявление  прокурором исков в арбитражный суд

 

Прокурор выступает  в качестве самостоятельного субъекта арбитражного процесса.

Прокурор в праве  обратиться в арбитражный суд:

  1. С заявлением об оспаривании нормативно – правовых актов органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
  2. С иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственными, муниципальными, унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами в уставном капитале, в которых есть доля участия РФ, доля субъектов РФ, доля участия муниципальных образований.
  3. С иском о применении последствий недействительности ничтожной оценки, совершенной органами государственной власти
  4. С заявлением о признании недействительными нормативно – правовых актов, незаконными решениями и действиями (бездействиями) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, судебных приставов.

 

Вопрос 3: Участие прокурора  в рассмотрении дел арбитражным  судом первой инстанции.

В качестве суда первой инстанции  выступают арбитражные суды субъектов РФ. Исковые заявления направляют прокурору РФ или его заместителю, а также приравненные к ним прокуроры и их замы.

 

В высший арбитражный  суд право обращения обладает генеральный прокурор РФ или его  зам.

Высший арбитражный  суд рассматривает в качестве суда первой инстанции дела:

  1. Об оспаривании НПА президента, правительства, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере экономической и предпринимательской деятельности
  2. Об оспаривании НПА президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Федерального Собрания, Правительства РФ, несоответствующих закону и затрагивающих прав и законных интересов заявителя в сфере экономической и предпринимательской деятельности
  3. Экономические споры между РФ и субъектами РФ

 

Исковые заявления, также  их копии (по числу ответчиков) подаются с приложением необходимых документов, подтверждающих исковое требование (предмет).

В ходе подготовке искового заявления прокурор определяет основания  иска, иск должен основываться на фактах предусмотренных нормами права (как в одном, так и в нескольких)

 

В исковом заявлении  должно быть указано:

1. Наименование арбитражного  суда (в который подается заявление)

2. наименование истца,  его местонахождение, если указано  – местожительство, дата и место его рождения, место работы или дата и место государственной регистрации в качестве предпринимателя

3. Наименование ответчика  и его место нахождения

4. Требования истца  к ответчику если несколько,  то требования к каждому из  них

5. Обстоятельства на которых основаны исковые требования и подтверждающие эти обстоятельства, доказательства

6. Цена иска если  подлежит оценки

7. Расчет взыскиваемой  или оспариваемой сумм

8. Сведения о соблюдении  истцом претензионного или иного  досудебного порядка, если предусмотрен ФЗ или договор

9. Сведения о мерах  принятых арбитражным судом, по  обеспечению имущественных интересов  до предъявления иска

10. Перечень прилагаемых  документов

 

Заявление о признании  НПА не действующим дополнительно  должно содержаться:

  1. Наименование органов государственной власти, органов местного самоуправления, иного органа, должностного лица принявших оспариваемый НПА
  2. Название, номер, дату принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом НПА
  3. Права и законные интересы заявителя которые по его мнению нарушаются оспариваемым актом или его положениями
  4. Название НПА имеющего большую юридическую силу на соответствие которому подлежит проверить оспариваемый акт или положения
  5. Требования заявителя о признании оспариваемого акта недействительным
  6. Перечень прилагаемых документов
  7. Текст оспариваемого НПА

 

Прокурор участвует  в изучении материального дела

Прокурор несет обязанности  и пользуется правами истца в  то же время, является самостоятельным  участником процесса

 

Вопрос 4:Участие прокурора в рассмотрении арбитражных дел в апелляционной и кассационной инстанциях.

 

Генеральному прокурору, его заместителям, прокурору субъектов  и его заместителям, приравненным к ним прокурорам и их заместителям, предоставлено право обжаловать в порядке апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившие в законную силу.

 

Исключением Решения  Высшего Арбитражного суда РФ вступившего  в законную силу с момента их принятия (пересмотр только в надзорном  порядке).

 

Апелляционные жалобы подаются в течении месяца после принятия арбитражным судом обжалуемого решения. Жалоба приносится через суд принявший решение, который направляет жалобу вместе с делом в апелляционный суд в 3х дневный срок.

 

Суд апелляционной инстанции  не вправе выйти за пределы требования, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

 

Прокурор может предъявить дополнительные доказательства лишь в  том случае, если он обоснует невозможность  их предъявления суду первой инстанции  или вызов свидетелей и истребование доказательств, если в этом было отказано судом первой инстанции.

 

Копии апелляционной  жалобы направляются прокурором лицам, участвующим в деле. Дело подвергается рассмотрению в полном объеме коллегией в составе не менее трех судей.

 

Кассационное производство

 

 

Генеральный прокурор и  его заместитель вправе обжаловать в порядке кассационного производства решение арбитражного суда первой инстанции, вступившее в законную силу. За исключением  решений Высшего Арбитражного Суда и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции.

 

Кассационная жалоба подается в срок, не превышающий  двух месяцев со дня вступления в  законную силу. Срок кассационного  производства не превышает месяца со дня поступления.

 

Арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность вынесенных решений. Прокурор не вправе предъявлять ни новых требований, ни новых доказательств. Прокурор может отказаться от поддержания кассационной жалобы до вынесения решения.

 

Вопрос 5: Участие прокурора  в пересмотре судебных актов арбитражных судов в порядке надзора.

 

Проверка вступивших в законную силу судебных решений в порядке надзора, является дополнительной гарантией  законности судебных решений.

При наличии оснований  для пересмотра судебного акта в  порядке надзора, прокурор обязан обратиться с соответствующим постановлением к Генеральному прокурору или его заместителю.

 

Пересмотр осуществляется только Высшим Арбитражным Судом  в следующих случаях:

  1. Нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права
  2. Препятствует принятию законного решения по другому делу
  3. Нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.

 

Представление подается в срок, не превышающий трех месяцев  со дня вступления в законную силу.

 

Вопрос о принятии к производству рассматривается в 5 дневный срок единолично судьей Высшего Арбитражного Суда

 

Пересмотр дела начинается с доклада судьи. Первым дает объяснение прокурор, после лица участвующего в деле.

 

На закрытом совещании  президент Высшего Арбитражного Суда принимает  постановление большинством голосов. При равенстве голосов представление остается без удовлетворения, а судебный акт без изменения.

 

Вопрос 6: По вновь открывшимся  обстоятельствам

 

Вновь открывшимися обстоятельствами являются:

 

  1. Существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю 
  2. Установление вступившим в законную силу приговор суда, фальсификация документов
  3. Установление вступившего в законную силу приговор суда, преступные деяния лица, участника в деле, или его представителя, судьи, совершенные при рассмотрении данного дела
  4. отмена судебного акта арбитражного суда или суда общей юрисдикции послуживших основанием для принятия судебного акта по данному делу
  5. Признанная вступившей в законную силу судебным актом арбитражного суда или суда общей юрисдикции недействительной сделка, повлекшая принятие незаконного акта
  6. Признание Конституционным Судом несоответствующим Конституции РФ закона примененного арбитражным судом в конкретном деле, по которому заявитель обращался в конституционный суд
  7. Установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении арбитражным судом конкретного дела

 

Пересмотр по вновь открывшимся  обстоятельствам производится судом первой инстанции, рассматривавшим дело.

Подается заявление  не позднее трех месяцев с момента  открытия обстоятельств.

Заявление рассматривается  в срок не превышающий месяца.

Арбитражный суд может  удовлетворить заявление прокурора  либо вынести отказ.

 

 

ЛЕКЦИЯ

 

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

 

 

Вопрос 1: Сущность и значение

 

Деятельность по борьбе с преступностью осуществляют только 5 видов правоохранительных органов:

  1. Органы безопасности
  2. Органы внутренних дел
  3. Органы по контролю за оборотом наркотиков
  4. Органы юстиции
  5. Таможенные органы

 

Задача: Согласование действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступности устранению причини условий, способствующих их совершению.

 

К числу основных направлений координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью отнесены:

1. Совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики. прогнозирования тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, пресечения преступлений

2. Выполнение федеральных  и региональных программ по  борьбе с преступностью

3. Разработка совместно  с другими государственными органами, а также научными учреждениями  предложений о предупреждении  преступлений

4. Подготовка информационных материалов по вопросам борьбы с преступностью

5. Обобщение практики  применения законов о борьбе  с преступностью и подготовка  предложений об улучшении правоохранительной  деятельности

6. Разработка предложений  о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью

7. Обобщение практики  выполнения международных договоров  России и соглашений с зарубежными  странами и международными органами  по вопросам сотрудничества в  борьбе с преступностью и выработке  соответствующих предложений

8. Изучение координации  деятельности правоохранительных  органов, распространение положительного  опыта

 

Сущность прокурорской деятельности в сфере координации  борьбы с преступностью раскрывается через элементы:

  1. Разработка и осуществление согласованных действий, устранение причин и условий, способствующих совершению уголовно правовых деяний
  2. согласование действий по борьбе с преступностью осуществляемых федеральными правоохранительными органами

Информация о работе Принципы и правовые основы организации и деятельности прокуратуры