Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 05:00, лекция
Принципы представляют собой исходное положения деятельности теории, науки, на которых организуется осуществление тех задач, которые ставит перед собой та или иная структура, организация.
Принципы организации и деятельности- это основополагающие, руководящие положение определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и основные требования, предъявляемые к ней. ( Рохлин В.И., Дворянский А.М.)
Лекция
Принципы и правовые основы организации и деятельности прокуратуры
Принципы представляют собой исходное положения деятельности теории, науки, на которых организуется осуществление тех задач, которые ставит перед собой та или иная структура, организация.
Принципы организации и деятельности- это основополагающие, руководящие положение определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и основные требования, предъявляемые к ней. ( Рохлин В.И., Дворянский А.М.)
Принцип- не просто провозглашение положений, а руководство к действию, они должны использоваться повседневно и, безусловно (Е.Ю.Винокуров). Осуществляя надзор в конкретной отрасли права, Прокурор должен учитывать разработанные принципы конкурентной отрасли права (независимость судей и подчинение их только закону, право обвиняемого и подозреваемого на защиту, презумпция невиновности, состязательность, гласность), т.е. данные принципы базируются на положениях Конституции отражены в «Законе о Прокуратуре» ст.4.
Принципы могут быть квалифицированы по различным основаниям в зависимости от уровня установления их можно подразделить на два вида:
1.конституционные
2.отраслевые
По предметной направленности можно сгруппировать на:
1.общие (базовые)
2.индивидуальные (характерные только для прокуратуры)
1.Принцип единства и централизации Прокуратуры - это конституционный, индивидуальный только для прокуратуры, универсального характера, в соответствии с ч.1 ст.4 Прокуратура РФ - составляет единую, федеральную, централизованную систему органов (органов прокуратуры) и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров – вышестоящим и Генеральному Прокурору.
Данный принцип означает, что все территориальные и специализированные Прокуратуры действующие на территории РФ , составляют единую систему. Поэтому создание и деятельность на территории РФ органов Прокуратуры не входящих в единую систему не допускается.
- каждый прокурор действует от имени РФ и в пределах своей компетенции
- изменение обязанность
- обеспечением единства целей и задач
Создание Следственного комитета при Прокуратуре для более полного обеспечения функций Прокуратуры – уголовного преследования в соответствии с законодательством об уголовном судопроизводстве.
2. Принцип независимости и самостоятельности органов прокуратуры – это отраслевой, сущность – все организационное устройство системы прокуратуры формирование территориальных и специальных прокуратур осуществляется Генеральным Прокурором не в зависимости от остальных органов государственной власти органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений.
Данный принцип запрещен в статье 5, где установлено императивное требование о недопустимости вмешательства в осуществление Прокурорского надзора.
Данная норма содержит гарантию независимости органов Прокуратуры. Она гласит, что воздействие на прокурора органов государственной власти, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации с целью: повлиять на принимаемое решение или воспрепятствовать в какой-либо форме его деятельности влечет установленную законом ответственность.
Элементы независимости Прокуратуры РФ:
I.недопустимость вмешательства в деятельность Прокуратуры
II.воспрепятствование в какой-либо форме деятельности Прокуратуры или следователя
Воспрепятствование может проявляться:
2. в ограничении доступа к их документам и материалам
3. в непредставлении материалов и документов по запросам Прокуратуры
4. представление
5. в не выделении специалистов и экспертов
6. в отказе или умышленном
затягивании проведения
7. в отказе или умышленном
затягивании проведения
8. в неявке без уважительной причин по вызову для дачи объяснений по поводу нарушения закона
III.Обязанности прокурора и следователя давать пояснения по существу находящихся в их производстве дел ознакомления возникает в случаях прямого предусмотренных законом.
1.Следователь представляет прокурору
2. Прокурор представляет прокуратуру
3.Прокурор и следователь имеют право высказывать свою позицию и представить документы подтверждающие законность
3. Принципы обязанности исполнения требований прокурора это - отраслевой, сущность требования прокурора, вытекающая из его полномочий (по исполнению законов и соблюдения прав, свобод, человека и гражданина) подлежит обязательному исполнению в установленный срок.
4.Принципы гласности
Это общий принцип относящийся и к конституционным и к отраслевым, сущность- открытость органов прокуратуры т.е общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры.
Особенности:
а) существуют нормативные ограничения принципа гласности (действие в соответствии с законом РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне ФЗ «о государственной тайне» от 21.07.93г)
б) на органы прокуратуры возложено осуществление прокурорского надзора за исполнением закона о государственной тайне
5.Принципы прокурорских органов и их работников.
Это отраслевой, универсальный принципы, сущность - прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений преследовать политические цели, и принимать участие в их деятельности.
6.Принцип законности - это основополагающий принцип государственного руководства, средство укрепления и развития государственности это конституционный общий принцип, универсального характера (Содержание все органы прокуратуры действующий на основе закона)
Принцип демократичности и гуманизации - это конституционные общие принципы имеющий универсальный характер.
Лекция
Правовые основы организации деятельности прокуратуры РФ
Ст. 129 Конституции РФ определяет общие вопросы организации прокурорской системы РФ порядок назначения на должности генерального прокурора, прокуроров субъектов и устанавливает что прокуратура устанавливает единую централизованную систему с подчинение ниже стоящих прокуроров выше стоящими прокурорами.
Основным источником является ФЗ «о прокуратуре РФ»
Нормы относящиеся к правовым основам деятельности прокуратуры содержатся так же во многих отраслевых федеральных законах
ФЗ «об ОРД», ФЗ «об учреждении и организации исполнения уголовного наказания»
Правовую основу деятельности прокуратуры включают международные договоры РФ, а также международные конвенции, к которым присоединилась РФ. (Прокуратура РФ является полномочной участницей конвенций СНГ о правовой помощи и правовых отношениях гражданским, семейным и уголовным делам) Минск 22.01.99г
Постановления конституционного суда РФ по вопросам непосредственно связанных с построением функциональным содержанием деятельности органов прокуратуры, с реализацией принципов подчиненности и подчиненности должностных лиц прокуратуры, включая генерального прокурора РФ (п3 ст.22 ФЗ «О прокуратуре РФ»)
Правовые основы организации и деятельности прокуратуры юридически не включают в свое содержание постановления государственной думы федерального собрания и указы президиума РФ, но они дополняю эту правовую основу организации деятельности прокурорских органов.
Указ: Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Постановления «о координации деятельности государственной думы федеральных органов законодательной, исполнительной власти по борьбе с преступностью в РФ»
Нормативные акты генеральной прокуратуры РФ
Приказы ген. прокуратуры РФ относятся к категориям ведомственных нормативных актов и издаются по основанию вопросов организации и деятельности системы прокуратуры и мер по обеспечению её работников.
Органы прокуратуры «об организации прокурорского надзора за исполнение закона при осуществлении полномочий судебных приставов».
Распоряжения, связанные с реализацией управленческих мер разового характера.
Положения регламентируют статус структурных подразделений ген. прокуратуры, наиболее крупных специализированных прокуратур, порядок реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников.
Инструкция - определяет порядок процедуры осуществления отдельных видов деятельности: организация делопроизводства, статистический учет, порядок хранения документов, оружия, вещественных доказательств.
Лекция
Система органов и учреждений прокуратуры и её организационная структура.
Система органов прокуратуры определяется ст.11 закона о прокуратуре.
Прокуратура РФ - единая централизованная система органов осуществляющих от имени РФ надзор соблюдением конституции РФ и исполнения, действующих на её территорий законов, а также иных функций установленных федеральными законами, в том числе уголовное преследование координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Систему прокуратуры РФ составляют ген. прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры, прокуратуры городов, районов и другие территориальные, военные и другие специализированные прокуратуры, а так же научные и общеобразовательные учреждения ген. прокуратуры РФ.
В систему входят следственный комитет при прокуратуре РФ, состоящий из главного следственного управления, следственных управлений по субъектам РФ и приравненных к ним специализированных следственных управлений, а также следственных отделов по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов, в том числе военных следственных отделов.
Следственный комитет возглавляет первый заместитель ген. прокуратуры РФ- председатель следственного комитета при прокуратуре РФ, который по правовому статусу является руководителем федерального следственного органа обладающий обязанностями правами и полномочиями, правовое положение, которое закреплено п.38 ст. 5 УПК. При этом председатель следственного комитета при прокуратуре РФ не имеет уголовно процессуального статуса прокурора хоть и является 1 заместителем Ген. прокурора РФ
Генеральную прокуратуру РФ возглавляет генеральный прокурор РФ, Ген. прокурор имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности советом федерации федерального собрания ген. прокуратуры РФ.
В ген. прокуратуре образуются коллегии в составе Генерального прокурора РФ его первого заместителя и заместители.
Информация о работе Принципы и правовые основы организации и деятельности прокуратуры