Возбуждение производства
об административных правонарушениях
оформляется постановлением прокурора
или его заместителем и направляется
в соответствии правоприменительный
орган.
Особенность привлечения
лиц, нарушивших закон к дисциплинарной,
материальной и иной ответственности.
3. В случаях, когда
нарушения прав и свобод человека
и гражданина имеет характер
административного правонарушения,
прокурор возбуждает производство об
административном правонарушении или
незамедлительно передаёт сообщение о
правонарушении и материалы проверки
в орган или должностному лицу, которые,
полномочны рассматривать дела об административных
правонарушениях.
4. В случаях нарушения прав и свобод человека
и гражданина, защищаемых в порядке гражданского
судопроизводства, когда пострадавший
по состоянию здоровья, возрасту или иным
причинам не может лично отстаивать в
суде или арбитражном суде свои права
и свободы или, когда нарушены права и
свободы значительного числа граждан,
либо в силу иных обстоятельств нарушение
приобрело особое общественное значение,
прокурор предъявляет и поддерживает
в суде или арбитражном суде исключительно
в интересах пострадавших.
Вопрос 3 Акты прокурорского надзора
Прокурор
или его заместитель, реализуя
полномочия по надзору за соблюдением
прав и свобод человека и
гражданина с целью:
пресечения нарушения
закона и привлечения виновных к
ответственности, наделен правом:
а) принесения протеста;
б) внесения представления об устранении нарушений закона;
в) вынесение постановления
о возбуждении уголовного дела;
г) вынесение постановления
об административном правонарушении;
д) объявления предостережения
Основными являются протест
и представление, могут приноситься прокурором или его заместителем, приносятся:
- в орган или должностному лицу, которые издали этот акт;
- обращаться в суд в порядке, предусмотренном в процессуальном законодательством
- в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить данные нарушения.
Вопрос 4 Организация
прокурорского надзора за соблюдением
прав и свобод человека и гражданина
Организуя деятельность
прокуратуры по надзору за соблюдением
прав и свобод человека и гражданина,
прокурор должен:
1. вести точный учет
поднадзорных субъектов (он включает в себя накопление банка
данных о поднадзорных субъектов, сведений
о них от администрации местного самоуправления,
налоговых, банковских органов и др.)
2. получение оперативной
информации источники ее получения
а) жалобы, заявления
и иные обращения граждан и их объединений
б) обращение должностных
лиц органов государственной
власти, местного самоуправления
и руководства хозяйственных
субъектов.
в) акты органов местного самоуправления,
руководителей коммерческих и не коммерческих
организаций.
г) сведения средств
массовой информации
д) отчеты судов
по форме №1 АП по административным
делам.
е) в качестве
повода могут рассматриваться
материалы уголовных, гражданских,
арбитражных и административных
дел.
ж) проверочные
материалы
з) акты прокурорского реагирования на нарушения
закона.
Вся информация
анализируется и обобщается (понедельно,
месячно, квартально, полугодично, годично). Классифицируется
по следующим направлениям:
- типичные нарушения;
- законность правовых
актов;
- перечень поднадзорных субъектов, где наиболее
чаще нарушаются права граждан;
- социальные группы
и слои населения права, которых
не соблюдаются.
и) индивидуальные, не связанные
с получением информации это проверка
исполнения закона как направление
деятельности прокуратуры.
Итоги проверки находят
отражение в справках или обобщениях.
В них излагаются все установленные
факты, имеющие юридическое значение, и предложения
на принятие мер.
ЛЕКЦИЯ
Сущность и
задачи предмет прокурорского надзора
за исполнением законов в деятельности органов дознания,
осуществляющие ОРД и предварительное
следствие.
Одним из
направлений прокурорского надзора
является надзор за исполнением
законов органов, осуществления
законов органов осуществляющих
ОРД, дознание и предварительное
следствие.
Два самостоятельных
вида деятельности правоохранительных
органов – оперативно – розыскной
и уголовно – процессуальной
деятельности.
- урегулирована ФЗ «Об ОРД»
- уголовно – процессуальным кодексом
Включается
в одно направление прокурорского
надзора, так
- их основные задачи совпадают;
- органы, осуществляющие ОРД и органы предварительного расследования принадлежат ведомствам ФСБ и МВД
Сущность прокурорского
надзора – организационная деятельность
органов прокуратуры направлена
на соблюдение прав и свобод человека и гражданина, на соблюдение
прав и свобод человека и гражданина, а
также на исполнение законов о борьбе
и преступностью, по таким направлениям,
как своевременное и объективное разрешение
заявлений и сообщений о совершенных и
готовящихся преступлениях, выполнение
ОРМ, руководство о проведении дознания
и следствия по преступлениям.
- Реальное обеспечение формами и средствами прокурорского надзора соблюдения органами осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, прав и законных интересов граждан, телефонных переговоров, свободу передвижения.
В данном
случае деятельность органов
прокуратуры является правозащитной.
2. Обеспечение
точного и безусловного исполнения указанными органами законов по принятию
мер предупреждения и пресечения совершенных
и готовящихся преступлений, выявлению
и привлечению к ответственности лиц,
виновных в совершении преступных посягательств.
Составляющие:
а) Обеспечение быстрого и полного раскрытия
преступлений;
б) Изобличение виновных;
в) Обеспечение правильного применения
закона;
г) Подвергнуто показанию только виновное
лицо;
Признак прокурорского
надзора за деятельностью органов
ОРД, дознания и предварительного
следствия осуществляется с признаками
фактического управления с наличием
властных полномочий.
- Обеспечение процессуального руководства проведением дознания и расследования конкретных уголовных дел, расследование преступлений отнесенных УПК к компетенции прокуратуры.
Базовые задачи:
- Обеспечение на досудебных стадиях уголовного судопроизводства реализацию основного назначения прокурорского надзора защиту прав и законных интересов лиц и органов потерпевших от преступлений и защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод.
- Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в том числе точного исполнения закона, устанавливающего порядок разрешения заявлений о совершении и готовящихся преступлениях.
- Выполнения ОРМ в порядке и по основаниям установленным Законом об ОРД, для выявления преступлений и лиц их совершивших.
- Безусловное исполнение требований Закона при возбуждении уголовного преследования (каждое преступление должно быть раскрыто, лицо – привлечено к ответственности).
- Соблюдение установленных законом порядка, а возбуждения и расследования уголовных дел, сроков их расследования и сроков содержания под стражей, реальное обеспечение прав участников уголовного судопроизводства.
- Всестороннее полное и объективное расследование всех обстоятельств дела уличающих и оправдывающих, а также отягчающих, смягчающих обстоятельств.
- Выявление причин совершения преступления и способствующих им условий и принятие мер к их устранению.
- Обеспечение занятости и обоснованности задержания граждан по подозрению в совершении преступления и производства действий по основаниям и в порядке определенных в УПК.
- Обеспечение законности избрания меры пресечения в отношении подозреваемого и обвиняемого. Заключение под стражу только по судебному акту.
- Требование точного соблюдения УПК при производстве предварительного расследования.
Предмет надзора- является
соблюдение прав и свобод человека
и гражданина, установленного порядка
разрешения заявлений и сообщений
о совершенных и готовящихся
преступлениях, выполнение ОРМ и
проведения расследования, а также
законность решений, принимаемых органами осуществляющими
ОРД, дознание и предварительного следствия.
Элементы предмета:
- Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в досудебной стадии уголовного судопроизводства на всех этапах.
- Соблюдение установленного законом порядка на разрешение заявлений и сообщений о преступлениях.
- Законность выполнения ОРМ по выявлению преступлений и изобличению лиц их совершивших.
- Исполнение требований закона о проведении расследования преступлений.
- Законность выполнения решений принимаемых органами осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие.
Эти пять элементов сферы деятельности прокурора
в данном направлении.
ЛЕКЦИЯ
Надзор за исполнением
законов Администрациями органов
и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры
принудительного характера, Администрациями
мест содержания задержанных и заключенных
под стражу.
К поднадзорным органам
относятся:
1. Исправительные учреждения
УИС МЮ РФ.
2. Следственные изоляторы
и ИВС МЮ РФ.
3. УИИ МЮ РФ.
Задачи:
- Организация действенного надзора за исполнением требований закона и нормативно- правовых актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания.
- Своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности и режима содержания.
- Нарушения прав и законных интересов лиц, находящихся в местах лишения свободы, и возможности исполнения возложенных на осужденных обязанности.
- Анализ практики за деятельностью исправительных учреждений, ее обобщение и на обобщениях совершенствование организации и повышение эффективности прокурорского надзора.
- Обеспечение законности и обоснованности содержания граждан под стражей, соблюдение сроков содержания под стражей.
- Обеспечение законности при проведении ОРМ в исправительных учреждениях.
- Обеспечение режима в исправительных учреждениях как со стороны администрации и персонала исправительного учреждения так и осужденных.
Предмет определен ст.
32 ФЗ « О прокуратуре», является:
- законность нахождения лиц в местах содержания задержанных предварительного заключения, исправительных, трудовых и иных организаций и учреждений исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначенные судом.
- Соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных и заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
- Законность исполнения наказания не связанного с лишением свободы.
Основанием содержания
под стражей является постановление
о заключении под стражу.
Основанием исполнения
наказания и применения иных мер уголовно- процессуального
характера является:
- Приговор суда или изменяющие его.
- Определение.
- Постановление.
Полномочия прокурора:
- Посещать в любое время органы и учреждения, указанные в ст.32.
- Опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергающихся мерам принудительного характера.
- Знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены, либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами.
- Требовать создание условий, обеспечивающих права заключенных, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в ст.32, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производство об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрации учреждения приостанавливается.
- Отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушении закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из ШИЗО, ПКТ, Карцеров, одиночных камер, ДИЗО.
Обязанность прокурора
и его заместителя немедленно
освободить своим постановлением каждого
содержащегося без законных оснований
в учреждениях, исполняющих уголовное
наказание и меры принудительного характера,
либо в нарушении закона подвергнутого
задержанию, предварительному заключению
или помещенного в судебно- психиатрическое
учреждение.
Правовые гарантии реализации
полномочий прокурора в сфере ( название с главы).