Принципы и правовые основы организации и деятельности прокуратуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 05:00, лекция

Описание работы

Принципы представляют собой исходное положения деятельности теории, науки, на которых организуется осуществление тех задач, которые ставит перед собой та или иная структура, организация.
Принципы организации и деятельности- это основополагающие, руководящие положение определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и основные требования, предъявляемые к ней. ( Рохлин В.И., Дворянский А.М.)

Работа содержит 1 файл

прокурорский надзор.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

8. проводить проверки исполнения законов на основании поступившей информации.

 

2 группа. Основа: система правовых мер, средств используемых прокурором для пресечения правонарушений.

1. опротестовывать противоречащие  закону правовые акты, либо обращаться  в суды общей юрисдикции или арбитражные суды с заявлениями, исками о признании таких актов не действующими.

2. вносить в государственные  и иные органы представления  об устранании выявленных нарушений  законов и способствующих обстоятельств.

3. возбуждать уголовное  дело.

4. возбуждать производство об административном правонарушении.

5. требовать привлечение  лиц, нарушивших закон к установленной законом ответственности.

6. освобождать лиц,  незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений не судебных органов.

 

   Для обеих групп:

   Право прокурора  объявлять предостережение о  недопустимости нарушения закона.

 

Правовые акты в сфере  надзора за исполнением законов.

     Протест приносится на протеворечащий закону правовой акт и содержит мативированное требование об устранении имеющихся в правовом акте полдожений, противоречащих закону, приведение акта в соответствие с действующим законодательством, либо его отмене.

     Сфера применения протеста ограничено только правовыми актами.

Правом принесения протеста наделен только прокурор и его заместитель.

Требования к протесту:

  1. в вводной части протеста:

 а) указывается  наименование документа (протест)

 б) орган (должностное  лицо), в который он приносится

 в) указание адреса  его нахождения.

 г) дата принесения  протеста

 д) наименование  акта противоречащего закону

2. описательно – мотивировочная  часть

 а) краткое описание  документа, подлежащего отмене (изменение)

 б) юридическое  обоснование, раскрывающее суть  документального нарушения

3. заключительной (резолютивной) части

 а) содержится требование  прокурора об отмене акта полностью  или частично

 б) указание на  необходимость рассмотрения протеста  в 10 дневный срок, с момента  его поступления, а в случае  принесения протеста на решение  законодательного органа субъекта  РФ или органа местного самоуправления на ближайшем заседании.

     При исключительных  обстоятельствах прокурор вправе  устанавливать сокращенный срок.

 в) требование о извещении  дня заседания комиссиального  органа и уведомлять о результатах  рассмотрения.

 г) подписывается прокурором или заместителем наряду с правом опротестования противоречащих правовых актов, прокурор наделен правом обращения о признании таких актов не действующими в суд.

     Протест приносится  в случае когда несоответствие  правового акта закону является очевидным и врятли будет оспариваться.

     А обращение в суд  в случаях игнорирования или  отклонения протестов.

     В заявлении в суд  указывается:

 а) наименование документа

 б) излагается суть противоречия 

 в) проводится юридический  анализ допущенного нарушения с ссылкой на закон.

     То, какие права, свободы,  законные интересы граждан и  организаций нарушены данным  актом.

 г) требование о признании  его не действительным с момента  издания

 д) в отличии от протеста  в чьих интересах действует  прокурор.

 

     Представление прокурора  является актом прокурорского реагирования, имеющим целью устранение нарушений закона их причин способствующих им условий.

     Основа: обобщение материалов  о нарушениях законности, выявленных  на объектах надзора.

     Может выноситься по группе нарушений и по нарушениям законности.

     Вносится прокурором  или его заместителем в орган  или должностному лицу, которые  полномочны устранить допущенные  нарушения или в деятельности  которых обнаружены нарушения  или вышестоящие к ним органы.

     О результатах принятых  мер прокурору должно быть  сообщено в письменной форме,  если рассматривается коллегиальным  органом, сообщается о дне заседания.

     Представление  не распространяется на несоответствие  постановления Правительства РФ.

 

     Структура  Представления:

Заголовок

    В концентрированном  виде должно быть отражено  существо допущенных нарушений.

     Например: «Представление об устранении  нарушений законодательства о  собственности»

Описательно – мотивировочная часть

 а) выявленные нарушения, причины и условия им способствующие

 б) указываются  ответственные лица

 в) даются разъяснения  нарушенных законов

 г) предложения  по их устранению

 д) приводятся доказательства  по совершению проступка

 Заключительная часть

     Излагаются  требования прокурора о принятии конкретных мер по устранению причин и условий, а также о привлечении к ответственности виновных лиц допустивших нарушение закона. Коллегии сообщается о дне заседания , подписывается прокурором или его заместителем.

     Возбуждение уголовного дела и производства об административных правонарушениях.

     Постановление  о возбуждении уголовного дела  прокурор выносит в двух случаях:

  1. Когда сам проводит проверки исполнения закона и в ходе ее обнаруживает признаки преступления, приходит к выводу, о том, что данное нарушение является уголовно наказуемым деянием, а лицо его совершившее должно быть привлечено к уголовной ответственности.
  2. Когда по поручения прокурора проверку проводил соответствующий орган и в собранных материалах также наличиствуют признаки преступления, однако правом возбуждения уголовного дела данный орган не обладает.

   В водной части:

 а) название документа

 б) место, день, месяц  и год его вынесения

 в) наименование  органа прокуратуры 

 г) классный чин,  Ф.И.О.

 д) данные касающиеся, когда и из каких источников поступила информация.

 

Описательно – мотивировочная часть:

после слова установил, излагаются поводы и основания для  возбуждения уголовного дела.

   

Резолютивная часть:

приводится два пункта решения:

  1. о возбуждении уголовного дела с приведением пункта части статьи УК
  2. о поручении его расследования дознавателю, следователю, прокурору.

     При установлении  лица, подозреваемого в совершении  преступления, то дело возбуждается  в отношении данного лица.

      Подпись прокурора, отметка лица которому поручено расследование о том, что о принятом решении сообщено заявителю и лицу в отношении которого возбуждено уголовное дело с указанием Ф.И.О.

 

 

 

ЛЕКЦИЯ

Прокурорский  надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

 

Вопрос 1: Сущность, предмет, пределы прокурорского надзора.

 

     В соответствии  с Конституцией РФ ст.18 Признание,  соблюдение и защита прав и  свобод человека и гражданина  являются обязанностью государства  и его органов.

     Основные  поднадзорные субъекты прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определены в ст.26 ФЗ о прокуратуре.

     Данные  субъекты выступают в роли  предмета надзора.

Ими являются:

Федеральные министерства, государственные комитеты, службы и  иные федеральные органы исполнительной власти, представительные и исполнительные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностные лица, а также органы управления и руководители коммерческих и не коммерческих организаций.

     Полномочия  прокурора по надзору за соблюдением  прав и свобод человека и  гражданина распространяются на любые государственные органы, любые учреждения и предприятия, организации, общественные объединения.

 

1 Элемент

     Предметом  рассматриваемой отрасли надзора состоит из трех элементов, ядром предмета его первым элементом является исполнение законов.

    Его характеризуют  два основных положения:

 а) Исполнение законов  указанными органами и их должностными  лицами должно обеспечиваться точно и единообразно исходя из правовых предписаний, изложенных в законе.

 б)  Исполнение законов  должно выражаться в активной  деятельности или безусловном  соблюдении установленных запретов.

   Пределы надзора  обозначены исчерпывающие кругом  названных выше органов и их должностных лиц, которые составляют систему поднадзорных субъектов.

 

2 Элемент

     Является  законность правовых актов издаваемых  поднадзорными субъектами

     Его особенностями  является:

 а) правотворческая  деятельность по изданию правовых актов поднадзорными органами и должностными лицами есть конкретная форма исполнения законов, в связи, с чем данная деятельность является предметом надзора.

 б) надзор за  законностью правовых актов осуществляется  только на предмет их соответствия  Конституции РФ, ФЗ, и ФЗ субъектов.

 в) пределы надзора  установлены ст.26 Закона о прокуратуре,  исчерпывающим перечислением круга  органов и должностных лиц.

 

3 Элемент

     Является  соблюдение прав и свобод человека  и гражданина. Содержание данного  элемента составляет правовое регулирование основных прав и свобод человека и гражданина.

 а) основные права  закреплены международно – правовыми  нормами и договорами, Конституцией, Федеральными законами.

 б) права и свободы  человека и гражданина делятся  на три группы

- личные права и свободы;

- политические права  и свободы;

- социально – экономические  права и свободы;

 

     Особенности надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

 

  1. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина поднадзорными субъектами должно  обеспечиваться неукоснительно и в точном соответствии с его предписаниями правовых норм.
  2. Нарушение прав и свобод человека и гражданина является правонарушением, подлежит пресечению с привлечением к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещением причиненного ущерба.

 

Предмет надзора состоит  из двух частей

  1. Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
  2. Не вмешиваются в оперативно – хозяйственную деятельность организаций.

 

Вопрос 2 Полномочия прокурора

 

    Полномочия  прокурора по надзору за соблюдением  прав и свобод человека и  гражданина – это установленные  законом о прокуратуре правовые  средства и формы организационной  деятельности органов прокуратуры в целях обеспечения верховенства закона, точного и безусловного его исполнения.

 

     Прокурор вправе:

  1. Рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.

 а) разъясняет пострадавшим  порядок защиты их прав и  свобод

 б) принимает меры по предупреждению  и пресечению нарушений прав  и свобод человека и гражданина.

 в) привлечение к ответственности  лиц нарушивших законы

 г) возмещение причиненного  ущерба 

 

Особенность: использует полномочия, предусмотренные ст.22 Закона о прокуратуре.

 

  1. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина, имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица его совершившие были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

 

     Основания, т.е. признаки  состава преступления или административного  преступника.

     Производится уголовное  дело посредством вынесения прокурором  мотивированного постановления  о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения об уголовном преследовании.

Информация о работе Принципы и правовые основы организации и деятельности прокуратуры