Основные направления деятельности следователя

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 12:12, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является закрепление теоретических положений, касающихся процессуального статуса и процессуальной самостоятельности следователя в рамках действующего уголовно-процессуального законодательства.
В рамках достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
 выявить исторические тенденции развития уголовно-процессуального статуса следователя и становление его уголовно-процессуальной самостоятельности в уголовном судопроизводстве России;
 сформулировать понятие «уголовно-процессуальное положение следователя» с учетом положений УПК РФ и охарактеризовать его на основе анализа существующих научных концепций;
 определить характер взаимосвязей и содержание структурных элементов уголовно-процессуального положения следователя путем анализа его правового регулирования;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Уголовно-процессуальное положение следователя как участника уголовного процесса………………………………………………..8
§1. Становление и развитие института следователя……………………………8
§2. Понятие, правовые основы и процессуальное положение следователя…25
§3. Процессуальная деятельность и функции следователя…………………….31
Глава II. Основные направления деятельности следователя……………42
§1. Деятельность следователя в стадии возбуждения уголовного дела – проверка сообщения о преступлении ………………………………………………..47
§2. Деятельность следователя в рамках некоторых отдельных следственных действий………………………………………………………………...55
2.1 Допрос как метод изучения личности подозреваемого (обвиняемого)……………………………………………………………………55
2.2 Организация проверки показаний на месте…………………………..59
2.3 Привлечение лица в качестве обвиняемого……………………………62
§3. Особенности производства по уголовным делам, возбуждаемых в отношении несовершеннолетних…………………………………………………….65
§4. Профилактическая работа следователя………………………………………67
§5. Деятельность следователя по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением………………………………………………………….70
§6. Составление обвинительного заключения как результат деятельности следователя……………………………………………………………………………….73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...84

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 423.00 Кб (Скачать)
    • планирование работы по окончанию расследования;
    • систематизацию материалов уголовного дела;
    • уведомление об окончании следственных действий потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, обвиняемого, его защитника и законного представителя;
    • ознакомление по их ходатайству с материалами уголовного дела потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей;
    • ознакомление с материалами уголовного дела обвиняемого, а также его защитника и законного представителя обвиняемого;
    • рассмотрение ходатайств;
    • составление обвинительного заключения и статистических карточек;
    • направление уголовного дела прокурору с сопроводительным письмом.

Предварительное следствие оканчивается составлением обвинительного заключения либо постановления  о направлении уголовного дела в  суд для применения принудительных мер медицинского характера, либо постановления о прекращении уголовного дела.59

Составление обвинительного заключения – это творческий процесс  следователя, в ходе которого он не только формулирует обстоятельства инкриминируемого деяния, но и в  логической последовательности приводит имеющиеся в деле доказательства обвинения.

В соответствии с требованиями ст. 220 УПК РФ в  обвинительном заключении следователь  указывает:

    • фамилии, имена и отчества обвиняемого или обвиняемых;
    • данные о личности каждого из них;
    • существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела;
    • формулировку предъявленного обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ, предусматривающих ответственность за данное преступление;
    • перечень доказательств, подтверждающих обвинение;
    • перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты;
    • обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
    • данные о потерпевшем, характере и размере вреда, причиненного ему преступлением;
    • данные о гражданском истце и гражданском ответчике.

Обвинительное заключение должно содержать ссылки на тома и листы уголовного дела, подписывается следователем с указанием  места и даты его составления. К обвинительному заключению прилагается  список подлежащих вызову в суд лиц со стороны защиты и обвинения с указанием их места жительства и места нахождения.

При наличии  одного обвиняемого обвинительное  заключение составляется как минимум  в 4 экземплярах – в дело, обвиняемому, в надзорное производство прокуратуры, руководителю следственного органа. Кроме того, по ходатайствам защитника и потерпевшего им также должны быть вручены копии обвинительного заключения.

В заключение хотелось бы отметить, что составление обвинительного заключения, как завершающий этап расследования является достаточно значимым в досудебном производстве, и не следует умалять его важности при производстве расследования, Практика показывает, что допущенные следователем ошибки на данном этапе расследования зачастую влекут за собой негативные последствия, в том числе влекущие нарушение прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование проблем  правового регулирования процессуального  статуса следователя в уголовном  судопроизводстве России позволяет сформулировать ряд следующих основных выводов и предложений.

Анализ нормативных актов, юридической  литературы прошлого и современного позволяет говорить о том, что  возникновение института следователя  в уголовном судопроизводстве России связано с Указами Александра II от 8 июня 1860 года «Учреждение судебных следователей» и «Об отделении следственной части от полиции». Этап, предшествующий отделению функции следствия от полиции и созданию в 1860 году специального следственного аппарата, следует именовать этапом, предшествующим непосредственному возникновению института следователя в уголовном судопроизводстве России.

Отделение следствия от полиции  в 1860 году явилось поистине революционным  событием демократического характера, свидетельствующим о первых попытках перехода от розыскного к состязательному уголовному судопроизводству.

С изменением политической ситуации в стране в 1917 году произошли немалые  изменения и в устройстве правоохранительной системы. Институт судебных следователей был ликвидирован. Органами следствия в первые годы советской власти являлись: следственная комиссия революционного трибунала, следственная комиссия окружного народного суда (одна на уезд или город губернского подчинения), Всероссийская и местные чрезвычайные комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности.

Согласно первым законам РСФСР, следователь оставался в ведении  судов и сохранял процессуальную самостоятельность. По УПК РСФСР 1923 года уголовно-процессуальный статус следователя претерпел изменения в виду расширения процессуальных полномочий прокурора. Такое положение следователя сохранялось и с принятием в 1960 году УПК РСФСР.

На основе изучения УПК РФ, вступившего  в силу 1 июля 2002 года, а также юридической  литературы можно утверждать, что на современном этапе институт следователя сформирован не окончательно и необходима его дальнейшая разработка.

     Следователь  – должностное лицо, уполномоченное  осуществлять предварительное расследование  уголовных дел в форме предварительного  следствия. Ему предоставлены широкие полномочия, которые необходимо рассматривать в неразрывной связи с целями, назначением и принципами уголовного процесса, руководствуясь требованиями уголовно-процессуального законодательства, соблюдение которых определяет реализацию, предоставленных следователю прав и возложенных на него обязанностей.

Под процессуальным статусом следователя  следует понимать закрепленное нормами  уголовно-процессуального права  положение указанного участника  уголовного судопроизводства, проявляющееся в его функциях, полномочиях, задачах, гарантиях их осуществления, а также в процессуально-правовой ответственности.

      С учетом результатов проведенного  исследования предлагается выделить  следующие задачи, стоящие перед  следователем в ходе производства по уголовным делам:

1. обнаружение и процессуальное  закрепление доказательств для  последующего их использования  в ходе производства по уголовному  делу;

2. всестороннее, полное и объективное  исследование обстоятельств дела  в целях изобличения виновных и обеспечения правильного применения закона;

3. обеспечение законности и обоснованности  вовлечения физических и юридических  лиц в сферу уголовного судопроизводства, а также защита их прав и  законных интересов;

4. ограждение от необоснованного  обвинения и реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию;

5. обеспечение безопасности участников  уголовного судопроизводства;

6. создание условий для обеспечения  гражданского иска, других имущественных  взысканий или возможной конфискации имущества, указанного в ч. 1 ст. 1041 УК РФ;

7. предупреждение преступлений  путем выявления обстоятельств,  способствовавших их совершению, принятия мер по их устранению, а также оказания превентивного  воздействия на преступное поведение  лиц (профилактическая деятельность);

8. подготовка материалов уголовного  дела к судебному разбирательству.

Законодатель, поместив следователя  в группу участников процесса со стороны  обвинения, нормативно узаконил обвинительный  уклон. Однако процессуальная роль следователя в досудебном производстве не позволяет ему осуществлять только обвинительную деятельность.

Анализ полномочий следователя с точки зрения их содержания, целей и юридических  последствий, позволяет выделить следующие  группы полномочий:

1) полномочия по рассмотрению и разрешению сообщений о преступлении;

2) полномочия по направлению  уголовного дела;

3) полномочия по собиранию доказательств;

4) полномочия по допуску или  привлечению физических и юридических  лиц для участия в производстве  по уголовному делу;

5) полномочия по применению мер  уголовно-процессуального принуждения;

6) полномочия по привлечению  лица в качестве обвиняемого  и осуществлению розыска обвиняемого;

7) полномочия по приостановлению  и возобновлению предварительного  следствия;

8) полномочия по разрешению уголовного дела в ходе досудебного производства;

9) полномочия по осуществлению  профилактики преступлений;

10) иные полномочия (например, давать  разрешение на встречу сотрудника  органа дознания, осуществляющего  ОРД, с подозреваемым или обвиняемым, находящимся под стражей; принимать меры к предотвращению разглашения данных предварительного расследования и др.).

Процессуальной  функцией следователя является функция  расследования уголовного дела (разрешения уголовного дела на стадии предварительного расследования). Реализация именно данной функции обеспечивает  всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела, не  ограничивая при этом действие принципа состязательности сторон в ходе досудебного производства.

Четкое определение  функций следователя законодателем, особенно необходимо в период значительного изменения законодательства, его реформирования. К сожалению, анализ норм действующего процессуального закона показывает, что на законодательном уровне не все функции следователя прямо закреплены в законе, поэтому  также целесообразности прямо закрепить их в нормах закона.

Необходимо  уголовно-процессуальные функции рассматривать  в качестве важнейших видов уголовно-процессуальной деятельности, различающихся по своей  направленности, т.е. ближайшей цели, на достижение которой направлен данный вид деятельности. Таким образом, можно сказать, что следователь осуществляет следующие процессуальные функции:

1)рассмотрение  заявлений и сообщений о преступлении;

2) исследование  обстоятельств дела;

3) ограждение  граждан от неосновательного  обвинения в совершении преступления;

4) обвинение  в совершении преступления;

5) обеспечение  возмещения материального ущерба, причинённого преступлением;

6) пресечение  преступлений и принятие мер  к устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления;

7) розыск обвиняемого  (обвиняемых), место нахождения которых  неизвестно;

8) разрешение  уголовных дел.

Непроцессуальная информация, поступившая  следователю от оперативно-розыскных  служб, в случаях, когда она не трансформируется путем производства процессуальных и следственных действий в доказательства, носит для следователя вспомогательный (ориентирующий) характер и не подлежит обязательному приобщению к материалам уголовного дела. Однако ее роль в процессе расследования очень важна, так как без использования вспомогательной (ориентирующей) информации оперативно-розыскных подразделений в отношении сложных по доказыванию преступлений работа следователя по решению задач, стоящих перед ним, часто оказывается недостаточно целеустремленной и эффективной.

Необходимо  внести дополнения части второй статьи 38 УПК РФ пунктами 7-11 следующего содержания:

     7) получать от органа дознания  в связи с расследуемым уголовным  делом сведения о проведении  оперативно-розыскных мероприятий и принимаемых мерах по раскрытию преступлений, розыску скрывшихся подозреваемых и обвиняемых и похищенного имущества, обнаружению имущества подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность в целях наложения на него ареста в порядке, установленном статьями 115 и 116 настоящего Кодекса;

     8) разрешать отводы, заявленные понятому, эксперту, специалисту, переводчику,  защитнику, представителю потерпевшего, гражданского истца и гражданского  ответчика в порядке установленном ч. 1 ст. 69 настоящего кодекса;

     9) обращаться в суд с ходатайством  об избрании  меры пресечения  в виде заключения под стражу, домашнего ареста, о продлении  срока содержания под стражей,  производстве обыска и (или)  выемки в жилище и других  следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения;

     10) разрешать ходатайства лиц, участвующих  в уголовном судопроизводстве, а  также исходящие от других  лиц заявления в связи с  производством по уголовному  делу;

Информация о работе Основные направления деятельности следователя