Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 12:12, дипломная работа
Целью исследования является закрепление теоретических положений, касающихся процессуального статуса и процессуальной самостоятельности следователя в рамках действующего уголовно-процессуального законодательства.
В рамках достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
выявить исторические тенденции развития уголовно-процессуального статуса следователя и становление его уголовно-процессуальной самостоятельности в уголовном судопроизводстве России;
сформулировать понятие «уголовно-процессуальное положение следователя» с учетом положений УПК РФ и охарактеризовать его на основе анализа существующих научных концепций;
определить характер взаимосвязей и содержание структурных элементов уголовно-процессуального положения следователя путем анализа его правового регулирования;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Уголовно-процессуальное положение следователя как участника уголовного процесса………………………………………………..8
§1. Становление и развитие института следователя……………………………8
§2. Понятие, правовые основы и процессуальное положение следователя…25
§3. Процессуальная деятельность и функции следователя…………………….31
Глава II. Основные направления деятельности следователя……………42
§1. Деятельность следователя в стадии возбуждения уголовного дела – проверка сообщения о преступлении ………………………………………………..47
§2. Деятельность следователя в рамках некоторых отдельных следственных действий………………………………………………………………...55
2.1 Допрос как метод изучения личности подозреваемого (обвиняемого)……………………………………………………………………55
2.2 Организация проверки показаний на месте…………………………..59
2.3 Привлечение лица в качестве обвиняемого……………………………62
§3. Особенности производства по уголовным делам, возбуждаемых в отношении несовершеннолетних…………………………………………………….65
§4. Профилактическая работа следователя………………………………………67
§5. Деятельность следователя по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением………………………………………………………….70
§6. Составление обвинительного заключения как результат деятельности следователя……………………………………………………………………………….73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...84
Предварительное следствие оканчивается составлением обвинительного заключения либо постановления о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера, либо постановления о прекращении уголовного дела.59
Составление обвинительного заключения – это творческий процесс следователя, в ходе которого он не только формулирует обстоятельства инкриминируемого деяния, но и в логической последовательности приводит имеющиеся в деле доказательства обвинения.
В соответствии с требованиями ст. 220 УПК РФ в обвинительном заключении следователь указывает:
Обвинительное заключение должно содержать ссылки на тома и листы уголовного дела, подписывается следователем с указанием места и даты его составления. К обвинительному заключению прилагается список подлежащих вызову в суд лиц со стороны защиты и обвинения с указанием их места жительства и места нахождения.
При наличии одного обвиняемого обвинительное заключение составляется как минимум в 4 экземплярах – в дело, обвиняемому, в надзорное производство прокуратуры, руководителю следственного органа. Кроме того, по ходатайствам защитника и потерпевшего им также должны быть вручены копии обвинительного заключения.
В заключение хотелось бы отметить, что составление обвинительного заключения, как завершающий этап расследования является достаточно значимым в досудебном производстве, и не следует умалять его важности при производстве расследования, Практика показывает, что допущенные следователем ошибки на данном этапе расследования зачастую влекут за собой негативные последствия, в том числе влекущие нарушение прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование проблем
правового регулирования
Анализ нормативных актов, юридической
литературы прошлого и современного
позволяет говорить о том, что
возникновение института
Отделение следствия от полиции в 1860 году явилось поистине революционным событием демократического характера, свидетельствующим о первых попытках перехода от розыскного к состязательному уголовному судопроизводству.
С изменением политической ситуации в стране в 1917 году произошли немалые изменения и в устройстве правоохранительной системы. Институт судебных следователей был ликвидирован. Органами следствия в первые годы советской власти являлись: следственная комиссия революционного трибунала, следственная комиссия окружного народного суда (одна на уезд или город губернского подчинения), Всероссийская и местные чрезвычайные комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности.
Согласно первым законам РСФСР,
следователь оставался в
На основе изучения УПК РФ, вступившего в силу 1 июля 2002 года, а также юридической литературы можно утверждать, что на современном этапе институт следователя сформирован не окончательно и необходима его дальнейшая разработка.
Следователь
– должностное лицо, уполномоченное
осуществлять предварительное
Под процессуальным статусом следователя
следует понимать закрепленное нормами
уголовно-процессуального
С учетом результатов
1. обнаружение и процессуальное
закрепление доказательств для
последующего их использования
в ходе производства по
2. всестороннее, полное и объективное
исследование обстоятельств
3. обеспечение законности и
4. ограждение от необоснованного обвинения и реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию;
5. обеспечение безопасности
6. создание условий для
7. предупреждение преступлений
путем выявления обстоятельств,
8. подготовка материалов
Законодатель, поместив следователя в группу участников процесса со стороны обвинения, нормативно узаконил обвинительный уклон. Однако процессуальная роль следователя в досудебном производстве не позволяет ему осуществлять только обвинительную деятельность.
Анализ полномочий следователя с точки зрения их содержания, целей и юридических последствий, позволяет выделить следующие группы полномочий:
1) полномочия по рассмотрению и разрешению сообщений о преступлении;
2) полномочия по направлению уголовного дела;
3) полномочия по собиранию
4) полномочия по допуску или
привлечению физических и
5) полномочия по применению мер
уголовно-процессуального
6) полномочия по привлечению
лица в качестве обвиняемого
и осуществлению розыска
7) полномочия по приостановлению
и возобновлению
8) полномочия по разрешению уголовного дела в ходе досудебного производства;
9) полномочия по осуществлению профилактики преступлений;
10) иные полномочия (например, давать
разрешение на встречу
Процессуальной функцией следователя является функция расследования уголовного дела (разрешения уголовного дела на стадии предварительного расследования). Реализация именно данной функции обеспечивает всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела, не ограничивая при этом действие принципа состязательности сторон в ходе досудебного производства.
Четкое определение функций следователя законодателем, особенно необходимо в период значительного изменения законодательства, его реформирования. К сожалению, анализ норм действующего процессуального закона показывает, что на законодательном уровне не все функции следователя прямо закреплены в законе, поэтому также целесообразности прямо закрепить их в нормах закона.
Необходимо
уголовно-процессуальные функции рассматривать
в качестве важнейших видов уголовно-
1)рассмотрение
заявлений и сообщений о
2) исследование обстоятельств дела;
3) ограждение
граждан от неосновательного
обвинения в совершении
4) обвинение в совершении преступления;
5) обеспечение
возмещения материального
6) пресечение преступлений и принятие мер к устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления;
7) розыск обвиняемого (обвиняемых), место нахождения которых неизвестно;
8) разрешение уголовных дел.
Непроцессуальная информация, поступившая следователю от оперативно-розыскных служб, в случаях, когда она не трансформируется путем производства процессуальных и следственных действий в доказательства, носит для следователя вспомогательный (ориентирующий) характер и не подлежит обязательному приобщению к материалам уголовного дела. Однако ее роль в процессе расследования очень важна, так как без использования вспомогательной (ориентирующей) информации оперативно-розыскных подразделений в отношении сложных по доказыванию преступлений работа следователя по решению задач, стоящих перед ним, часто оказывается недостаточно целеустремленной и эффективной.
Необходимо внести дополнения части второй статьи 38 УПК РФ пунктами 7-11 следующего содержания:
7)
получать от органа дознания
в связи с расследуемым
8)
разрешать отводы, заявленные понятому,
эксперту, специалисту, переводчику,
защитнику, представителю
9)
обращаться в суд с
10)
разрешать ходатайства лиц,
Информация о работе Основные направления деятельности следователя