Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:01, реферат
Осмотр заключается в обследовании следователем и иными субъектами уголовного процесса различных объектов для получения свя¬занных с преступлением данных и использования их при производстве по уголовному делу. В качестве целей осмотра в законе непосредственно ука¬заны обнаружение следов преступления и выяснение иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела (ст. 176 УПК)
Подводя итог вышесказанному, нельзя не согласиться С П.А. Лупинской, по мнению которой осмотр является неотложным следственным действием, и промедление с его производством может повлечь за собой изменение обстановки, исчезновение следов преступления и лица, которым оно было совершено, а также иных вещественных доказательств
Осмотр заключается в обследовании следователем и иными субъектами уголовного процесса различных объектов для получения связанных с преступлением данных и использования их при производстве по уголовному делу. В качестве целей осмотра в законе непосредственно указаны обнаружение следов преступления и выяснение иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела (ст. 176 УПК)[1].
Осмотр - понятие обобщающее, охватывающее конкретные виды осмотра: места происшествия, местности, помещений, предметов, документов, трупа. Таким образом, когда речь идет об осмотре как о следственном действии, имеется в виду один из существующих видов осмотра. Одновременно следует, по мнению Лупинской, следует учитывать, что осмотр может осуществляться при производстве по уголовному делу и в других случаях, но не в качестве самостоятельного следственного действия, а как составная часть иных следственных действий, в частности, выемки, обыска, наложения ареста на почтово-телеграфные отправления, предполагающего их последующий осмотр и выемку[2].
По мнению Гуценко, осмотр представляет собой систематическое обследование разного рода объектов (места происшествия, местности, помещений, предметов, документов и т.д.) в целях обнаружения следов преступления, предметов, могущих служить вещественными доказательствами, выяснения обстановки происшествия и иных значимых для дела обстоятельств. В зависимости от обследуемых объектов существует множество разновидностей осмотра[3].
Материальными основаниями осмотра различных объектов являются достаточные данные полагать, что в процессе осмотра объектов могут быть обнаружены следы преступления, иные их признаки и свойства, имеющие значение для правильного разрешения уголовного дела (ст. 176 УПК)[4].
Процессуальными основаниями производства осмотра в жилище при отсутствии согласия проживающих в нем лиц являются:
1) судебное решение;
2) постановление дознавателя или следователя в случаях, не терпящих отлагательства.
Процессуальным основанием производства осмотра других мест происшествия условно можно считать получение сообщения о совершении деяния с признаками преступления и решение следователя, дознавателя о его производстве, которое, к сожалению, не находит своего материального выражения и закрепления в уголовно-процессуальных документах[5].
Процессуальными основаниями осмотра других объектов (например, при производстве обыска, выемки и т.д.) выступают обычно постановление дознавателя, следователя или судебное решение о производстве каких-либо следственных действий.
В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела.
Обязательными участниками осмотра объектов являются следователь или дознаватель, понятые, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 170 УПК, подозреваемый (обвиняемый) или совершеннолетние лица, проживающие в жилище, представитель организации, в которой осматриваются помещения.
Среди факультативных участников следственного осмотра могут находиться подозреваемый, обвиняемый, свидетель, потерпевший, специалист, переводчик, защитник подозреваемого, обвиняемого, представитель иного участника процесса, адвокат лица, не являющегося подозреваемым или обвиняемым, должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность[6].
Осмотр следует отличать от сходного с ним следственного действия — обыска. Во-первых, в отличие от обыска осмотр проводится лишь в тех случаях, когда отсутствует опасность сокрытия следов преступления. Напротив, при проведении обыска такая опасность всегда, по мнению Смирнова и Калиновского, изначально существует. Во-вторых, осмотр в значительно меньшей степени, нежели обыск, ущемляет интересы граждан, так как представляет собой наблюдение объектов, к которым имеется свободный доступ, исключающий необходимость принудительных поисковых действий (вскрытия помещений и хранилищ вопреки воле их владельца). При проведении обыска такие принудительные действия могут производиться при отказе владельца добровольно открыть соответствующие помещения и хранилища (ч. 6 ст. 182). В-третьих, осмотр имеет более широкие цели, включая детальное исследование и фиксацию обстановки места происшествия, местности, жилища и т.д. Самая тонкая грань — та, которая отграничивает обыск от принудительного осмотра в жилище. Оба эти действия принудительны, угрожают конституционному праву личности на неприкосновенность жилища и потому проводятся по судебному решению. При угрозе сокрытия предметов оба действия могут быть проведены без предварительного решения суда (ч. 5 ст. 165). Если проживающие в помещении лица не дают согласия на проведение там следственного действия, но нет причин полагать, что это связано с их намерением сокрыть следы преступления (например, отказ объясняется нежеланием посвящать посторонних в детали своей частной жизни, тратить время на помощь следствию, негативным отношением к правоохранительным органам), то имеется основание для осмотра без согласия проживающих в помещении лиц (ч. 5 ст. 177). Когда же опасность сокрытия следов преступления этими лицами, с учетом обстоятельств дела, вероятна, имеется основание для проведения обыска[7].
Следственный осмотр следует отграничивать также от оперативного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (п. 8 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности») и административных досмотра (ст. 27.7, 27.9 КоАП РФ) и осмотра (ст. 27.8 КоАП РФ), которые не имеют уголовно-процессуальной формы. Результаты оперативных и административных действий после их процессуального собирания в порядке ст. 86 УПК могут стать доказательствами в виде иных документов (ст. 84 УПК). Осмотр как самостоятельное следственное действие необходимо отличать и от сходных с ним элементов других следственных действий (обозрение почтово-телеграфных отправлений, изымаемых при обыске предметов, местности при проверке показаний)[8].
При производстве следственного осмотра должны соблюдаться следующие правила:
1) обязательными участниками осмотра, за исключением случаев, указанных в ч. 3 ст. 170, являются понятые, представитель администрации организации, которой принадлежит осматриваемое помещение (ч. 6 ст. 177);
2) все имеющие значение для дела обстоятельства должны восприниматься всеми участниками осмотра непосредственно (лично) и во время либо сразу после обнаружения объекта (ч. 4 ст. 177). Недопустимо сначала осмотреть объект, а потом пригласить понятых лишь для того, чтобы они расписались в протоколе;
3) изъятию при осмотре подлежат только те предметы, которые имеют отношение к делу. Однако их относимость во время осмотра может устанавливаться и предположительно, в результате первоначальной оценки;
4) особенности фиксации результатов осмотра состоят в том, что в протоколе
указываются условия наблюдения (время, погода, освещенность), а также его объективные результаты[9]. Не допускаются произвольные выводы, умозаключения. Например, правильной будет запись о том, что обнаружена цепочка из желтого металла, а не золотая цепочка. В то же время профессиональные термины специалиста фиксируются в протоколе (например, медицинские термины при осмотре трупа). В протоколе осмотра могут быть записаны и результаты простейших экспериментальных действий
(например, измерения температуры трупа). Важно зафиксировать в протоколе имеющиеся индивидуальные признаки изъятых предметов. Если для производства детального осмотра предметов требуется продолжительное время либо осмотр на месте затруднен по иным объективным причинам (например, ввиду плохих погодных условий),
то предметы следует упаковать, опечатать, заверить подписями понятых и следова теля на месте осмотра (ч. 3 ст. 177). Осмотр этих предметов должен быть проведен позднее (например, в кабинете следователя);
5) при изъятии предметов в ходе осмотра целесообразно копию протокола вручить их владельцам для обеспечения их права на обжалование действий следователя.
Виды следственного осмотра различаются преимущественно по его объектам: осмотр места происшествия, осмотр местности, осмотр жилища, осмотр иного помещения, осмотр предметов и документов, осмотр трупа. На практике принято выделять еще и осмотр животных (которые не подпадают под буквальный смысл термина «предметы»).
Осмотр места происшествия предусмотрен ч. 2 ст. 176 УПК. Это единственное следственное действие, которое в неотложных случаях может быть проведено еще до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела.
Местом происшествия обычно считается то место, где произошло интересующее расследование событие, например событие преступления, или оставлены какие-либо следы преступления. В этом смысле местом происшествия может быть любая местность, жилище, иное помещение. Представляется, что осмотр места происшествия как разновидность осмотра выделяется не только и не столько по его объекту, сколько по другому критерию — его неотложности. Главное для проведения осмотра места
происшествия — наличие неотложной ситуации, угрозы утраты следов преступления. Так, в судебном следствии также может быть проведен осмотр местности и помещения (ст. 287), которые вполне могут являться местом совершения преступления, местом обнаружения следов и которые во время предварительного расследования могли осматриваться как место происшествия. То есть один и тот же объект (например, квартира убитого) во время предварительного расследования является местом происшествия, а во время судебного следствия рассматривается просто как помещение. В судебном следствии никогда не может проводиться осмотр места происшествия, потому что всегда отсутствует неотложная ситуация. Кроме того, место происшествия, по общему правилу, должно быть доступно. Поэтому осмотр места происшествия не сопряжен с процессуальным принуждением. Таким образом, осмотр места происшествия определяется необходимостью неотложного исследования доступного объекта[10].
Из сказанного вытекают важные практические следствия:
1) под понятие осмотра места происшествия подпадает неотложный осмотр местности, помещений и жилища, а также осмотр предметов, трупа (если нет необходимости в эксгумации);
2) осмотр местности, жилища и иных помещений не является осмотром места
происшествия и его нельзя проводить до возбуждения дела, когда:
а) отсутствует неотложная следственная ситуация либо б) признаки объектов устанавливают не факт преступления (его следы), а иные подлежащие доказыванию обстоятельства, например осмотр места жительства несовершеннолетнего обвиняемого для выяснения его
условий жизни и воспитания;
3) повторного осмотра места происшествия быть не должно. После первого осмотра обычно утрачивается неотложность ситуации, поэтому последующие осмотры являются уже осмотром местности, помещения, а не осмотром места происшествия;
4) жилище, иное помещение, охраняемый участок местности, которые по объекту являются местом происшествия при возражении или сопротивлении заинтересованных лиц не могут быть осмотрены до возбуждения дела, так как осмотр места происшествия непринудителен. При возражениях проживающих лиц осмотр жилища проводится по судебному решению (ч. 5 ст. 177 УПК). При сопротивлении владельцев иного помещения или участка местности может быть проведен принудительный обыск, а затем при необходимости фиксации внешней обстановки — осмотр. Чтобы обосновать применение процессуального принуждения необходимо располагать достаточными данными о наличии признаков преступления, которые и являются основанием для возбуждения дела (ч. 2 ст. 140 УПК) .
Детальное регулирование порядка осмотра места происшествия устанавливается ведомственными нормативными актами (например, выезд и обязанности участников следственно-оперативной группы). До осмотра места происшествия орган дознания обеспечивает пресечение преступления, помощь пострадавшим, захват подозреваемых, установление очевидцев, охрану места происшествия.
Осмотр местности. Иногда понятие «местность» не совпадает с понятием «место происшествия» — когда на объекте осмотра отсутствуют следы преступления и это следственное действие преследует цель изучения обстановки: например, осматривается какое-либо иное место, названное обвиняемым, где он якобы находился в момент совершения преступления (алиби). В остальных случаях осмотр местности взамен осмотра места происшествия производится при отсутствии неотложной ситуации (например, осмотр местности в судебном следствии — ст. 287)[11].
Осмотр жилища может быть связан с принуждением, поэтому особо регламентирован УПК (ч. 5 ст. 177). Процедура этого осмотра подчинена конституционному принципу неприкосновенности жилища (ст. 25 Конституции РФ). Жилище — это индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного
проживания на законных основаниях (п. 10 ст. 5 УПК).
По общему правилу для осмотра жилища требуется согласие проживающих
в нем лиц. Это согласие может быть получено в письменной или устной форме до начала осмотра. Устное согласие должно быть отражено в протоколе осмотра. При получении такого согласия осмотр жилища производится в общем порядке.
Возникает проблема, когда в одном жилище проживает несколько человек, одни из которых согласны на осмотр, а другие против этого возражают либо их согласие не получено (например, ввиду их отсутствия в данный момент в месте жительства). Например, родственники подозреваемого утверждают о совместном с ним проживании и дают согласие на осмотр жилища, а сам он выступает против осмотра. Представляется, что если хотя бы одно дееспособное проживающее в помещении лицо по своему согласию впустило в жилище следователя для проведения осмотра, то он презюмируется проведенным с согласия всех проживающих лиц при условии, что до начала осмотра не поступило явных возражений от остальных проживающих. Если же поступило хотя бы одно возражение, то осмотр считается производимым без согласия.
Осмотр жилища при возражениях проживающих в нем лиц является принудительным следственным действием, ограничивающим конституционное право граждан на неприкосновенность жилища. Из этого вытекают такие его особенности: