Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:33, дипломная работа
Цель работы – исследование современного правового регулирования деятельности судебных органов и органов прокуратуры, поиск практических проблем в их деятельности и выработка направлений и решения.
Задачи работы предполагают анализ:
- места прокуратуры в системе разделения властей;
- принципов, функций, задач и основных направлений деятельности органов прокуратуры Республики Казахстан;
- процедуры организации прокурорского надзора за законностью рассмотрения уголовных дел в судах;
- проблем взаимоотношений прокуратуры и суда;
- правовых основ судебной власти;
- юридических гарантий независимости судей, требований, предъявляемых к судьям;
- организационного обеспечения судебной деятельности;
- особенностей производства по делам с участием присяжных заседателей.
Введение 4
1 Роль и место прокуратуры в Республике Казахстан 8
1.1 Место прокуратуры в системе разделения властей 8
1.2 Принципы, функции, задачи и основные направления деятельности органов прокуратуры Республики Казахстан 14
1.3 Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел в судах 23
1.4 Современные аспекты взаимоотношений прокуратуры и суда 28
2 Судебная власть в Республике Казахстан 32
2.1 Правовые основы судебной власти 32
2.2 Правосудие, его свойства и принципы 41
2.3 Правовой статус судьи 50
2.4 Организационное обеспечение судебной деятельности 59
2.5 Производство по делам с участием присяжных заседателей 62
Заключение 78
Список использованных источников 82
2) восстановления нарушенных прав и законных интересов человека и гражданина, должностных лиц и организаций при применении законодательства об административных правонарушениях;
3) обеспечения гражданам права на обжалование любого акта, связанного с производством по делам об административных правонарушениях;
4) принятия мер
к виновным в нарушении
Согласно п. 2 Инструкции о прокурорском надзоре за законностью судебных актов по административным делам, утвержденной приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 27 декабря 2002 года № 78[32], приоритетными направлениями в этой отрасли прокурорского надзора являются обеспечение защиты конституционных и иных охраняемых законом прав граждан и безопасности государства. Прокурор обязан принимать обязательное участие в суде по делам, когда это предусмотрено законом, признано необходимым судом, вышестоящим прокурором, возбужденным им самим, где затронуты интересы государства и его безопасность, о коррупционных правонарушениях, в том числе по делам о правонарушениях, посягающих на избирательные права, на общественный порядок и нравственность, общественную безопасность и здоровье населения, а также в области охраны окружающей среды, налогообложения, в сфере таможенного дела, в отношении несовершеннолетних лиц и о правонарушениях, влекущих арест.
5. Надзор за законностью исполнительного производства. Прокурор осуществляет надзор за:
1) законностью нахождения лиц в местах лишения свободы при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом;
2) соблюдением установленного
законодательством порядка и
условий содержания осужденных
в названных учреждениях,
3) законностью исполнения наказания, не связанного с лишением свободы;
4) законностью исполнения судебных решений по гражданским и иным делам.
Прокуратура в Республике Казахстан осуществляет также представительство интересов государства в суде. Представляя интересы государства в суде в ходе уголовного, гражданского или иного судопроизводства, в апелляционном и надзорном порядках, прокурор осуществляет свои полномочия в соответствии с Законом Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года № 2709 «О Прокуратуре», а также уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным и иным законодательством республики. В случае своего несогласия с решением, приговором и иным постановлением суда (судьи) по делу по мотиву его несоответствия закону либо необоснованности прокурор вправе подать в целях пересмотра дела и отмены либо изменения правового акта протест в вышестоящий суд.
Прокуратура в соответствии с Конституцией в порядке и в пределах, установленных Законом Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года № 2709 «О Прокуратуре» и уголовно-процессуальным законодательством, осуществляет уголовное преследование. Осуществляя уголовное преследование, прокурор:
1) вправе участвовать в осмотре места происшествия, назначать экспертизы, а также осуществлять другие действия, необходимые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
2) возбуждает уголовное дело или отказывает в его возбуждении;
3) передает в соответствующий
орган возбужденные
4) в предусмотренных законом случаях санкционирует действия должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие;
5) участвует при
производстве отдельных
6) вносит представление для получения согласия на привлечение к уголовной ответственности лица, обладающего правом неприкосновенности;
7) направляет дело в суд.
Прокурор или его заместитель при изучении уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением, обязан проверить соблюдение органами дознания и следствия требований законодательства и достаточность оснований для предания обвиняемого суду. При наличии достаточных оснований для рассмотрения уголовного дела в суде прокурор или его заместитель направляет дело в суд.
При направлении дела в суд прокурор вправе:
1) прекратить дело производством или прекратить уголовное преследование в отношении лица;
2) исключить из
обвинительного заключения
3) избрать, изменить или отменить меру пресечения;
4) возвратить уголовное дело для производства дополнительного расследования.
Правовые гарантии деятельности органов прокуратуры закреплены в ст. 6 Закона Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года № 2709 «О Прокуратуре», согласно которой воздействие в какой бы то ни было форме на прокурора с целью воспрепятствования осуществлению им своих полномочий или принятия им незаконного решения, а также неисполнение постановлений, предписаний, указаний, требований прокуроров влечет ответственность, установленную законом.
По требованию прокуратуры соответствующие органы и полномочные лица обязаны:
1)
безвозмездно и с соблюдением
установленных
2) выделить специалистов для участия в проверке и дачи заключения;
3) принять иные
необходимые меры для
Поручения прокурора, данные им в пределах своей компетенции, обязательны для органов дознания и следствия.
Истребуемая информация предоставляется в органы прокуратуры в установленных законодательством формах, порядке, а также в сроки, определенные прокурором.
Прокуроры в пределах своей компетенции имеют право на беспрепятственный вход в помещения государственных органов, организаций, независимо от форм собственности, безотлагательный прием их руководителями и другими должностными лицами по вопросам проверки, доступ к документам и материалам, ознакомление с судебными делами и их истребование из суда, за исключением случаев, когда материалы дела находятся непосредственно в судебном производстве.
Должностные лица и граждане обязаны явиться по требованию прокурора в установленное им время для дачи показаний. Вызов оформляется письменным уведомлением-повесткой и вручается под расписку. Уведомление может быть также направлено телефонограммой, телеграммой или с использованием других средств связи, обеспечивающих его надлежащую передачу.
Неисполнение законных требований прокурора либо неявка по требованию прокурора без уважительных причин влекут ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан. Прокурор вправе в случае неисполнения предписаний и постановлений в пределах своей компетенции обратить их к принудительному исполнению.
Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законом. Никто не вправе разглашать материалы проверок и дел без разрешения прокурора, в производстве которого они находятся, до их завершения.
Органы прокуратуры
в установленном
В настоящее время принята и действует Инструкция по рассмотрению обращений физических и юридических лиц в органах и учреждениях прокуратуры Республики Казахстан, утвержденная приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 7 сентября 2007 года № 3733, которая детализирует вопросы рассмотрения обращений физических и юридических лиц, депутатских обращений и запросов в органах и учреждениях прокуратуры Республики Казахстан в соответствии с законами Республики Казахстан «О Прокуратуре», «Об административных процедурах», «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», другими законодательными актами.
Органы прокуратуры
в установленном законом
Анонимные обращения в органах прокуратуры не проверяются, однако прокурор вправе не разглашать источник информации в интересах гражданина.
Единую систему органов прокуратуры Республики Казахстан образуют Генеральная прокуратура, прокуратуры областей, прокуратуры городов республиканского значения и столицы республики, межрайонные, районные, городские и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры.
Генеральный прокурор Республики Казахстан:
1)
назначается на должность
2)
освобождается от должности
3)
подотчетен Президенту
4)
в течение срока полномочий
не может быть арестован,
Первый заместитель и заместители Генерального прокурора республики назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом республики по представлению Генерального прокурора. Заместители Генерального прокурора республики могут быть назначены одновременно начальниками соответствующих департаментов Генеральной прокуратуры.
Генеральный прокурор республики:
1)
осуществляет надзор за
2) опротестовывает законы и иные правовые акты, противоречащие Конституции и законам республики, в органы и должностным лицам, их принявшим;
3) является членом Высшего судебного совета;
4) издает обязательные
для исполнения всеми
5) принимает в пределах своей компетенции следующие нормативные правовые акты:
- по вопросам применения норм Уголовно-процессуального кодекса и законодательства Республики Казахстан об оперативно-розыскной деятельности, обязательные для исполнения органами дознания и следствия, а также органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
- по вопросам правовой статистики и специальных учетов, обязательные для всех субъектов правовой статистики;
- другие нормативные правовые акты;
6) принимает решение о согласовании по нормативным правовым актам, издаваемым органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие;
7) образует, реорганизует и упраздняет прокуратуры, учреждения органов прокуратуры, определяет их структуру, права и обязанности структурных подразделений, штатную численность и фонд оплаты труда в органах прокуратуры в пределах лимита штатной численности, утвержденного Президентом Республики Казахстан;
8) представляет Президенту республики кандидатуры для присвоения высших классных чинов и воинских званий;
9) назначает на должность и освобождает от должности прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров, военных прокуроров, их заместителей, прокуроров районов, городов и приравненных к ним прокуроров;
10) отчитывается перед Президентом республики о деятельности органов прокуратуры;