Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:33, дипломная работа
Цель работы – исследование современного правового регулирования деятельности судебных органов и органов прокуратуры, поиск практических проблем в их деятельности и выработка направлений и решения.
Задачи работы предполагают анализ:
- места прокуратуры в системе разделения властей;
- принципов, функций, задач и основных направлений деятельности органов прокуратуры Республики Казахстан;
- процедуры организации прокурорского надзора за законностью рассмотрения уголовных дел в судах;
- проблем взаимоотношений прокуратуры и суда;
- правовых основ судебной власти;
- юридических гарантий независимости судей, требований, предъявляемых к судьям;
- организационного обеспечения судебной деятельности;
- особенностей производства по делам с участием присяжных заседателей.
Введение 4
1 Роль и место прокуратуры в Республике Казахстан 8
1.1 Место прокуратуры в системе разделения властей 8
1.2 Принципы, функции, задачи и основные направления деятельности органов прокуратуры Республики Казахстан 14
1.3 Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел в судах 23
1.4 Современные аспекты взаимоотношений прокуратуры и суда 28
2 Судебная власть в Республике Казахстан 32
2.1 Правовые основы судебной власти 32
2.2 Правосудие, его свойства и принципы 41
2.3 Правовой статус судьи 50
2.4 Организационное обеспечение судебной деятельности 59
2.5 Производство по делам с участием присяжных заседателей 62
Заключение 78
Список использованных источников 82
Острой
В.Л.
Органы
прокуратуры и
судебная власть
Дипломная
работа
по специальности 050301 - «Юриспуденция»
Содержание
Актуальность темы. Конституция Республики Казахстан – Основной Закон нашего государства, в разделе II не только признает и гарантирует права и свободы человека в соответствии с Конституцией, но и устанавливает, что права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов (п. 1-2 ст. 12)[1].
Это
общее правило обязывает
Проведение этой многоаспектной деятельности требует наличия в государстве определенных структур, органов, которые осуществляли бы постоянный контроль и надз анского, административного, уголовного судопроизводства с целью обеспечения прав и свобод граждан, повышения ответственности государства перед гражданами, а в целом – для обеспечения результативности судебной защиты[2]. Направления развития судебной власти достаточно четко определил Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев: «Правоохранительная и судебная система должны обеспечить справедливую и эффективную защиту прав казахстанцев, оградить бизнес от незаконных вмешательств»[3, с. 3]. В целях снижения уровня коррупции в судебной системе должна быть ужесточена ответственность судей за совершение правонарушений и несоблюдение судейской этики[4, с. 2].
Всё это обуславливает актуальность исследования места и роли прокуратуры Республики Казахстан в системе правоохранительных органов, а также место и роли судебной власти в деле защиты прав и свобод граждан.
Причинами выбора темы работы послужил особый правовой статус прокуратуры в системе разделения властей, а также исключительная важность судебной власти в системе защиты прав и свобод граждан. Данным структурам присущ комплекс правовых проблем, которые на взгляд автора нуждаются в решении.
Основу наметившихся в стране судебных преобразований составило не только историко-правовое наследие, но и опыт западноевропейских государств. Распространенная в демократических странах идея замены карательного правосудия восстановительным правосудием нашла своих сторонников в нашей стране и начала активно реализовываться применительно к условиям Казахстана. Наиболее важными направлениями в правотворческой деятельности были выбраны изменение процедур, обеспечивающих более эффективную защиту прав личности и доступности правосудия, ликвидация конфликтных ситуаций путем достижения примирения сторон, расширение диспозитивности, состязательности в уголовном процессе, использование дифференциации форм судопроизводства[2].
Общепризнанные принципы и нормы международного права, ставшие составной частью отечественной правовой системы, определили основные направления развития институтов материального и процессуального права. Потребовали срочной корректировки законодательства об основах судоустройства, о статусе судей. Существующие общие стандарты во многом предопределили базисные принципы формирования суда, повысив требования, предъявляемые к судьям.
Задача судебно-правовой реформы, проводимой в стране, – формирование независимой судебной власти, ориентированной на обеспечение правозащитной функции как приоритетной. Это меняет подход к ряду традиционных для нашей системы принципов правосудия, таких как публичность, законность, гласность, коллегиальность и др.
Многие законодательные изменения, принятые в ходе судебной реформы, – создание системы гарантий независимости судей, расширение судебного контроля за законностью расследования в целом и применением мер процессуального принуждения в частности, начала состязательности, допуск защитника с ранних этапов предварительного следствия и др. – вызывают одобрение и поддержку юридической общественности.
Иные
же меры принимаются не столь безоговорочно
или не принимаются вовсе. К последним
следует отнести разрушение сложившейся
системы прокурорского надзора, отказ
от принципа коллегиальности при отправлении
правосудия по большинству уголовных
и гражданских дел и пр. Не способствует
развитию и укреплению судоустройства
Казахстана также значительное отставание
законотворчества от действительно сложившегося
положения. Так, например, до сих пор не
сформированы и не получили должной законодательной
регламентации органы, обязанные исполнять
такой вид уголовного наказания, как арест,
ограничение свободы, а также не разработан
порядок и не определены органы, обязанные
применять такую меру пресечения, как
домашний арест; не утихает дискуссия
по вопросу о совершенствовании административного
судопроизводства (принятие разработанного
ещё в 2006 году Министерством Юстиции Республики
Казахстан Административно-
Объект исследования в работе – общественные отношения, связанные с организацией деятельности органов прокуратуры и органов, осуществляющих судебную власть.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, устанавливающие правовой статус, а также практические материалы, характеризующие деятельность органов прокуратуры и органов, осуществляющих судебную власть.
Цель работы – исследование современного правового регулирования деятельности судебных органов и органов прокуратуры, поиск практических проблем в их деятельности и выработка направлений и решения.
Задачи работы предполагают анализ:
- места прокуратуры в системе разделения властей;
- принципов, функций, задач и основных направлений деятельности органов прокуратуры Республики Казахстан;
- процедуры организации прокурорского надзора за законностью рассмотрения уголовных дел в судах;
- проблем взаимоотношений прокуратуры и суда;
- правовых основ судебной власти;
- юридических гарантий независимости судей, требований, предъявляемых к судьям;
- организационного обеспечения судебной деятельности;
- особенностей производства по делам с участием присяжных заседателей.
Методологическую и теоретическую основу работы составляют общенаучный диалектический метод познания, философские, формально-логические методы: анализ, синтез, описание, сравнение, моделирование, а также социологический и другие приемы исследования.
Теоретическая значимость работы заключается в обширном круге литературных источников, привлеченных к написанию работы, а также широком круге нормативно-правовых актов, на основе которых проводилось исследование. Комплексный анализ законодательства Республики Казахстан в области регулирования деятельности прокуратуры и органов судебной власти позволил выявить недостатки правового регулирования и сделать предложения по их устранению.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Прокуратура как надзирающий орган взаимосвязана с каждой из ветвей государственной власти в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Данное заключение позволяет сделать вывод о необходимости введения в Конституцию Республики Казахстан отдельной главы, посвященной прокуратуре.
2. В настоящее время прокуратура Республики Казахстан стала осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина на законодательном уровне. Выделение рассматриваемого вида деятельности прокуратуры свидетельствует о признании значительно возросшего в современной конкретно-исторической ситуации ее правозащитного потенциала, о существенном усилении позиций органов прокуратуры в государственном механизме охраны прав и свобод человека и гражданина.
3. Правозащитная деятельность прокуратуры довольно удачно дополняет существующие модели правового обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан. При этом упреки и замечания о внесудебном механизме этого института с позиции правовых теорий западноевропейских стран и США не выдерживают критики в силу того обстоятельства, что конечная цель – обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности казахстанской прокуратуры достигается правовыми средствами
4. Главным назначением судебной власти является разрешение политических, социальных, экономических и прочих видов конфликтов. Кроме того, судебная власть обладает рядом сущностных характеристик: она реальна, обладает всеми видовыми, родовыми признаками и чертами, свойственными любой иной власти; как любое иное социальное явление существует только в динамике; в пределах своей компетенции сильнее любой организации или индивида, обладающих той же компетенцией на территории конкретного государства;
ор за исполнением законов, иных нормативных актов, а также соблюдением Конституции РК. Одним из таких правозащитных для казахстанской правовой системы механизмов (органов) была и остается прокуратура, осуществляющая надзор за соблюдением Конституции Республики Казахстан и исполнением законов, действующих на ее территории.
Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве.
Цели деятельности прокуратуры заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Основное содержание деятельности прокуратуры составляет прокурорский надзор. Помимо него прокуратура осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния, координацию деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, участвует в правотворческой деятельности. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами.
Принципами организации и деятельности прокуратуры являются централизация, независимость, законность и гласность.
Наряду с прокуратурой, особая роль в обеспечении государственной защиты прав и свобод человека и гражданина отводится судебной власти. Необходимость создания и укрепления судебной власти в Казахстане обусловила ускоренное реформирование всей правоохранительной структуры, судебной системы, гражд
Структура
дипломной работы. Дипломная работа
состоит из введения, 2 разделов, 9 подразделов,
списка использованных источников, заключения.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Конституции Республики Казахстан единственным источником власти в Республики Казахстан является ее народ. Конституция в данном случае есть правовая основа народовластия. Она «узаконивает социальный механизм властвования народа»[5, с. 43]. Исходя из смысла Конституции РК, можно сделать вывод, что конституционными принципами, определяющими взаимоотношения человека и власти, являются: приоритет прав и свобод человека, верховенство права, взаимная ответственность человека и власти, судебная защита прав и свобод человека.