Функции и полномочия прокурора при производстве дела в суде первой инстанции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Данная тема довольно актуальна в современной действительности, ведь участие прокурора в уголовном процессе относится к специальным средствам обеспечения законности в уголовном процессе. Во всех государствах, особенно в последнее время, значительное внимание уделяется укреплению законности при производстве по уголовным делам. И это понятно, потому что в данной сфере наиболее существенно ограничиваются такие жизненно важные права и свободы граждан, как неприкосновенность личности, жилища, свободы передвижения, честь и достоинство и др. Выступая в суде в качестве представителя государства, он защищает его интересы и интересы конкретных физических и юридических лиц, которым был причинен вред совершенным преступлением. Таким образом, прокурор является одним из важнейших элементов достижения справедливости, как по отношению к обвиняемому, так и по отношению к потерпевшему.

Содержание

Введение…………………………………………………………….. 3
1. Понятие направления деятельности, функций, полномочий прокурора в уголовном процессе:
а) направление деятельности прокурора……………………… 5
б) понятие и виды уголовно-процессуальных функций прокурора………………………………………………………………7
в) полномочия прокурора, их соотношение с его функциями…………………………………………………………….25
2. Функции и полномочия прокурора в суде первой инстанции
а) особенности процессуального положения прокурора в судебных стадиях……………………………………………………..28
б) функция уголовного преследования………………………..30
в) правозащитная функция……………………………………..43
г) функция установления объективной истины по делу……..52
д) функция надзора……………………………………………..55
е) функция борьбы с преступностью………………………….59
ж) особенности реализации прокурором своих функций и полномочий в суде с участием присяжных заседателей, при производстве по делам несовершеннолетних, по делам о применении принудительных мер медицинского характера и при судебном разбирательстве в особом порядке………………………60
Заключение……………………………………………………………69
Список литературы…………………………………………………...71

Работа содержит 1 файл

Курсовик 3 (3).doc

— 273.00 Кб (Скачать)

     В содержание функции входят такие  действия прокурора, как возбуждение  уголовного дела в отношении конкретного  лица; дача следователю или дознавателю  указаний или личное принятие решений о поставлении лица в положение подозреваемого или привлечении его в качестве обвиняемого; применение к ним мер пресечения или иных мер процессуального принуждения; утверждение обвинительного заключения или акта; направление дела в суд и поддержание обвинения в суде; внесение в вышестоящие суды представлений на оправдательные приговоры по мотивам мягкости наказания или с целью переквалификации на более тяжкую статью УК РФ; отстаивание обвинения в вышестоящих судебных инстанциях при поддержании представления или рассмотрении жалобы иных субъектов уголовного процесса и др. Пределы действия - все стадии.

     Функция руководства процессуальной деятельностью следователя, дознавателя и органов дознания по возбуждению уголовных дел и расследованию преступлений прямо не закреплена в Законе «О прокуратуре РФ» и УПК РФ. Однако, исходя из полномочий прокурора, представляется возможным говорить о ее существовании.

     Сущность  данной функции заключается в  направлении прокурором деятельности органов дознания, дознавателя и следователя, связанная с возбуждением и расследованием уголовных дел.17 Руководить - значит направлять чью-то деятельность. Цель - правильное, основанное на законе возбуждение уголовных дел и быстрое, полное, всестороннее, объективное производство предварительного расследования. Задача - использование предоставленных полномочий, а также научных методов и способов для эффективного руководства процессуальной деятельностью органов дознания, дознавателей и следователей по возбуждению и расследованию уголовных дел. Содержание функции: поручать проверку сообщения о преступлении органу дознания или следователю; продлевать срок проверки; возвращать материалы для дополнительной проверки; разрешать споры о подследственности; поручать расследование уголовного дела дознавателю, следователю либо нижестоящему прокурору; давать указания о направлении расследования; участвовать в проведении следственных и иных процессуальных действий или проводить их лично; давать поручения органам дознания; изымать дело у органа дознания и передавать его следователю; передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому; передавать дело от одного следователя прокуратуры другому; отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования; отменять необоснованные постановления (с точки зрения правильности направления расследования); продлевать срок предварительного расследования; возвращать дело на дополнительное расследование;  приостанавливать  производство  по делу;  создавать следственные группы; осуществлять организационные меры по проведению следственных и иных процессуальных действий и др. По содержанию указанная функция прокурора намного шире, чем функция начальника следственного отдела по руководству, процессуальной деятельностью подчиненных следователей. Начальник следственного отдела уполномочен лишь поручать производство предварительного следствия подчиненному следователю или нескольким следователям, изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю в пределах руководимого им отдела, создавать следственную группу, отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия, давать указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения (ст. 39 УПК РФ).

     Пределы действия рассматриваемой функции прокурора - стадии возбуждения, предварительного расследования, возобновления дел по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

     Функцию руководства процессуальной деятельностью, как представляется, не следует сводить до уровня метода или способа осуществления прокурорского надзора. Это отдельная функция, по своей сущности, целям, задачам, содержанию и пределам действия отличающаяся от функции надзора. Например, цель надзорной функции - выявлять совершенные или готовящиеся нарушения законов в уголовном процессе, а цель руководства - правильное, основанное на законе возбуждение уголовных дел и быстрое, полное, всестороннее, объективное производство предварительного расследования.

     Функция координации деятельности правоохранительных органов по возбуждению  уголовных дел  и расследованию преступлений. Сущность - привлечение прокурором различных правоохранительных органов к совместным согласованным действиям в уголовном процессе. Цель - быстрое выявление признаков преступления, его раскрытие и качественное расследование. Задача - эффективное использование прокурором своих полномочий по координации деятельности различных правоохранительных органов с учетом их возможностей по возбуждению уголовных дел, раскрытию и расследованию преступлений.

     Содержание: поручать проведение проверки сообщений о преступлениях одновременно следователю (дознавателю) - процессуальным путем, и органам дознания - оперативным; создавать оперативно-следственные группы; давать поручения органам дознания о проведении следственных и оперативно-розыскных действий. Пределы действия - стадии возбуждения и предварительного расследования, стадия возобновления производства по уголовному делу ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.

     Данная  функция очень тесно связана  с предыдущей. Однако это разные функции. Функция руководства процессуальной деятельностью отличается от функции координации тем, что прокурор при реализации первой руководит процессуальной деятельностью отдельно взятого субъекта - органа дознания, дознавателя или следователя. Он, конечно, может руководить и одновременно несколькими субъектами по возбуждению и расследованию не связанных между собою дел. Функция же координации появляется тогда, когда необходимо привлечь для проведения предварительной проверки или расследования по одному и тому же поводу или преступлению различные правоохранительные органы. Их совместные действия помогают оперативно и более эффективно проверить полученное сообщение о преступлении, выявить его признаки, раскрыть преступление по горячим следам и провести его качественное расследование.

     Указанную функцию не следует отождествлять  с функцией прокуратуры по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, которая закреплена в ч. 2 ст. 1 и ст. 8 Закона «О прокуратуре РФ». Они различаются по целям, задачам, содержанию, сфере действия, кругу субъектов и источникам законодательного регулирования. Цель уголовно-процессуальной функции прокурора по координации процессуальной деятельности - быстрое выявление признаков преступления, его раскрытие и качественное проведение расследования. Цель же функции координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью значительно шире - повышение эффективности борьбы с преступностью путем разработки и осуществления правоохранительными органами  согласованных  действий   по   своевременному   выявлению, раскрытию, пресечению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению. Эта функция прокуратуры направлена на понижение уровня преступности в стране. Соответственно, и круг задач у нее шире, чем у уголовно-процессуальной функции прокурора.18

     По  содержанию они различаются тем, что прокурор, реализуя уголовно-процессуальную функцию, выполняет только процессуальные действия, тогда как реализуя функцию координации борьбы с преступностью, может осуществлять и организационно-управленческую деятельность: проводить координационные совещания руководителей правоохранительных органов; организовывать совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучении и распространении положительного опыта; разрабатывать предложения о совершенствовании правового регулирования деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и т. д.

     Круг  субъектов, которые могут быть задействованы  прокурором при реализации уголовно-процессуальной функции, ограничен уголовно-процессуальным законодательством - правоохранительные органы, осуществляющие следствие, дознание или оперативно-розыскную деятельность. В реализации второй функции могут быть задействованы и иные государственные органы или научные учреждения. Прокуратура вправе осуществлять «разработку совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений».

     Процессуальная  деятельность прокурора регулируется на уровне закона и только уголовно-процессуальными  нормами, тогда как координация  деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью - еще и подзаконными актами - Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью от 18 апреля 1996 г. и приказами Генерального прокурора.

в) полномочия прокурора, их соотношение с  его функциями

     Полномочия  прокурора состоят из предоставленных ему прав и обязанностей. С их помощью реализуются возложенные на него функции в уголовном процессе. Если мы определили уголовно-процессуальную функцию субъекта как его общую обязанность, или общее право, то следует иметь в виду, что общие права и обязанности не предусматривают конкретизации действий субъектов в стадиях уголовного процесса или в конкретных ситуациях. Например, в п. 1 ст. 37 УПК РФ говорится об общих обязанностях прокурора «осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия». УПК РФ возлагает на следователя общую обязанность «осуществлять предварительное следствие по уголовному делу» (ч. 1 ст. 38) и определяет защитника как «лицо, осуществляющее в установленном настоящим Кодексом порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу» (ч. 1 ст. 49). В ст. 16 УПК РФ говорится о праве подозреваемого и обвиняемого на защиту. Эти общие права и обязанности не содержат указания на то, каким именно образом осуществляются надзор, уголовное преследование, предварительное следствие, защита. Они осуществляются с помощью закрепленных в детализирующих статьях УПК РФ прав и обязанностей, которые становятся субъективными правами и обязанностями субъектов уголовного процесса при возникновении между ними конкретных уголовно-процессуальных правоотношений. В теории права отмечалось, что «правовые нормы, устанавливающие права и обязанности граждан, определяющие компетенцию и структуру органов власти и управления или общественной организации, закрепляют "абсолютные" права граждан и организаций, т. е. такие права, которыми пользуется субъект права по отношению ко всем остальным лицам, воздействует определенным образом на волю и сознание людей, стимулирует у субъектов определенный характер деятельности... Общие права и обязанности субъектов, существующие на стадии доправоотношения, конкретизируются в субъективном праве и юридической обязанности участников правоотношения»19.

     Полномочия  прокурора не могут быть строго подразделены на надзорные, по руководству расследованием, уголовному преследованию и т. д. Одни и те же полномочия могут обеспечивать реализацию сразу нескольких функций2. Например, право прокурора давать указания о привлечении конкретного лица в качестве обвиняемого обеспечивает реализацию функции руководства процессуальной деятельностью органов расследования и функции уголовного преследования, а право давать согласие следователю или дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуальных действий или принятии решений по делу - реализацию функции надзора и руководства процессуальной деятельностью. Право отмены незаконного постановления обеспечивает реализацию правозащитной функции и руководства процессуальной деятельностью, а в иных случаях - и уголовного преследования (отмена постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица) и т. п.

     В ч. 6 ст. 37 УПК РФ сказано, что предусмотренные  в данной статье полномочия осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами  и вышестоящими прокурорами. Возникает вопрос, какими полномочиями обладают помощники перечисленных прокуроров? На это уже обращалось внимание в печати. На основании анализа норм УПК РФ и Закона «О прокуратуре РФ», делались диаметрально противоположные выводы. Одни авторы утверждают, что под прокурорами в уголовном процессе в соответствии с п. 31 ст. 5 УПК РФ понимаются также их помощники20, другие относят к ним только тех прокуроров, которые перечислены в ч. 6 ст. 37 УПК РФ21.

     Представляется, что такой важный вопрос должен быть четко урегулирован в законодательном порядке, а не решаться путем логического анализа действующих норм. X. Аликперов правильно предлагает внести дополнение в ст. 37 УПК РФ, разграничив полномочия прокуроров и помощников. Так, помощник прокурора не обладает полномочиями давать согласие на возбуждение уголовного дела, на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуальных действий, которые проводятся только по судебному решению, утверждать обвинительное заключение и обвинительный акт, отстранять следователя от производства расследования и т. д. По нашему мнению, целесообразно предоставить прокурору право делегировать некоторые свои полномочия помощникам. Например, проводить проверки исполнения требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; истребовать от органов дознания, дознавателя, следователя для проверки уголовные дела, документы, материалы предварительных проверок и иные - ведения о совершенных преступлениях; проверять законность задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, и содержания под стражей; поддерживать государственное обвинение в суде.

Функции и полномочия прокурора  в суде первой инстанции

а) особенности процессуального  положения прокурора  в судебных стадиях

     В период проведения судебной реформы наиболее жаркие дискуссии о полномочиях органов прокуратуры вызвали два вопроса - о сохранении за ней общенадзорных полномочий и функции надзора зa деятельностью суда. Принятый в январе 1992 г. Закон «О прокуратуре РФ» уже не содержал раздела «Надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах», имевшегося в Законе «О прокуратуре СССР» 1979 г. Вместо этого появился раздел «Участие прокурора в рассмотрении дел судами», т. е. слово «надзор» было заменено словом «участие». Таким образом законодатель хотел подчеркнуть, что прокурорская функция надзора за судом упраздняется.

Информация о работе Функции и полномочия прокурора при производстве дела в суде первой инстанции