Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:26, дипломная работа
Цель дипломной работы ¾ на основе теоретических работ законодательства и практики выявить имеющиеся проблемы и сформулировать предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства, и обосновании современных положений и законодательных инициатив по оптимизации и совершенствованию процедур существующего досудебного производства в форме дознания.
Введение …………………………………………………………………..… 3
Глава 1. Общие условия предварительного расследования ………..……. 7
1.1 Понятие и условия предварительного расследования …………. 7
1.2. Формы предварительного расследования ……………………… 13
1.2.1 Общая характеристика предварительного следствия ……… 15
1.2.2 Общая характеристика дознания ………………………….... 17
1.3 Задачи и общий порядок предварительного расследования …… 21
Глава 2. дознание: сущность и особенности производства ……………….. 26
2.1 Виды и процессуальные полномочия органов дознания ………... 26
2.1.1 Сущность дознания. понятие и виды органов дознания …… 26
2.1.2 Процессуальные полномочия органов дознания ………….. 44
2.2 условия и особенности производства дознания ………………….…... 51
2.2.1 Особенности избрания мер пресечения и предъявление
обвинения при дознании ……………………………….….. 51
2.2.2 Окончание дознания составлением обвинительного акта …. 54
Глава 3. Направления совершенствования процессуальной деятельности органов дознания на стадии предварительного расследования……………. 59
3.1 Предупреждение ошибок на стадии предварительного
расследования ……………………………………………………... 59
3.2. Проблемы совершенствования деятельности органов
дознания ……………………………………………………..……. 67
Заключение ………………………………………………………….……... 71
Список использованных источников информации
Если же дознаватель в срок 10 суток не может предъявить обвинение (опять-таки в силу недостаточности собранных доказательств), то мера пресечения - заключение под стражу - должна быть отменена (часть третья ст. 224 УПК РФ).
Фактически законодатель обязывает дознавателя уже в момент избирания подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу определиться в том, сможет ли он (дознаватель) в течение 10 суток получить достаточные доказательства либо для предъявления обвинения, либо для составления обвинительного акта. В противном случае нет необходимости проходить эту непростую процедуру - получения согласия суда на заключение под стражу.
Таким образом, еще раз обратим внимание на то обстоятельство, что процессуальный порядок избрания меры пресечения - заключения под стражу при дознании ничем не отличается от общего порядка, установленного ст. 108 УПК РФ. Другое дело, что в отличие от предварительного следствия законодатель обязывает дознавателя выполнить в определенные сроки некоторые процессуальные действия в случае, если такая мера пресечения избирается при дознании. Что касается иных мер пресечения, то при их избрании на дознании не предусмотрено никаких особенностей.
Относительно каких-либо особенностей порядка предъявления обвинения при дознании следует заметить, что основания и процессуальный порядок привлечения лица в качестве обвиняемого, установленные правилами главы 23 УПК РФ, распространяются и при дознании (ч. 3 ст. 224 УПК РФ). Вместе с тем при дознании законодатель устанавливает некоторые условия, при которых дознаватель вправе применить правила главы 23 УПК РФ, а именно: лицо, которому предполагается предъявить обвинение, должно быть заключено под стражу, и только при невозможности составить обвинительный акт в течение 10 суток с момента его заключения под стражу дознаватель вправе составить постановление о привлечении в качестве обвиняемого при наличии оснований, указанных в ст. 171 УПК РФ. Таким образом, предъявлению обвинения при дознании должна обязательно предшествовать процедура избрания лицу меры пресечения в виде заключения под стражу и невозможность составления обвинительного акта, то есть невозможность окончить дознание без предъявления обвинения.
Подобные условия как предшествующие привлечению лица в качестве обвиняемого отсутствуют на предварительном следствии, что и обуславливает определенную особенность привлечения лица в качестве обвиняемого при дознании.
2.2. ОКОНЧАНИЕ ДОЗНАНИЯ СОСТАВЛЕНИЕМ ОБВИНИТЕЛЬНОГО АКТА
Признав,
что все необходимые
В обвинительном акте указываются:
1) дата и место его составления;
2) должность, фамилия, инициалы лица, его составившего;
3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;
4)
место и время совершения
5)
формулировка обвинения с
6)
перечень доказательств,
7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
8)
данные о потерпевшем,
9) список лиц, подлежащих вызову в суд.
Значение обвинительного акта состоит в том, что данный документ является итоговым, который составляется дознавателем по результатам проведенного дознания.
С
момента составления
Процессуальный порядок окончания дознания составлением обвинительного акта определен в ст. 225 УПК РФ. Структура данной нормы позволяет определить последовательность тех действий, которые выполняет дознаватель, оканчивая дознание.
После составления обвинительного акта дознаватель приглашает обвиняемого и его защитника для ознакомления с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем делается отметка в протоколе.
На основании части второй статьи 225 УПК РФ обвинительный акт и материалы уголовного дела должны быть предоставлены обвиняемому и его защитнику. Из данного законодательного правила можно сделать вывод о том, что дознаватель обязан ознакомить обвиняемого с указанными документами. Вместе с тем на основании части четвертой статьи 47 УПК РФ знакомиться с материалами уголовного дела по окончании расследования является правом обвиняемого. В то же время обвинительный акт должен быть предъявлен обвиняемому как документ, равнозначный постановлению о привлечении лица в качестве обвиняемого. В этой связи следует заметить, что дознаватель обязан ознакомить обвиняемого с обвинительным актом. Ознакомление же с материалами уголовного дела является правом обвиняемого и может иметь место только в том случае, если обвиняемый и его защитник ходатайствуют об этом. Таким образом, обвиняемый при дознании обязан прийти по вызову дознавателя для ознакомления с обвинительным актом, и в то же время он вправе не знакомиться с материалами уголовного дела.
После ознакомления с обвинительным актом и с материалами уголовного дела обвиняемого и его защитника дознаватель по ходатайству потерпевшего и его представителя должен предоставить материалы уголовного дела для ознакомления и этим участникам процесса.
Факт ознакомления этих участников уголовного судопроизводства должен быть зафиксирован в протоколе, который составляется в соответствии с частью второй статьи 225 УПК РФ.
Обвиняемый, защитник и потерпевший после ознакомления с материалами уголовного дела вправе заявлять ходатайства, которые должны быть рассмотрены дознавателем по правилам, установленным нормами гл. 15 УПК РФ («Ходатайства и жалобы»). Об удовлетворении ходатайства либо о полном или частичном отказе в его удовлетворении дознаватель выносит соответствующее постановление, которое доводится до сведения заявителя (ст. 122 УПК РФ).
После ознакомления заинтересованных участников с материалами уголовного дела дознаватель утверждает обвинительный акт у начальника органа дознания и только потом направляет материалы уголовного дела прокурору. Подпись начальника органа дознания имеет важное юридическое значение, поскольку только после утверждения обвинительного акта данный процессуальный документ приобретает силу итогового документа, составленного по результатам проведенного дознания.
Таким образом, следует обратить внимание на то двоякое значение, которое законодатель придает обвинительному акту. 1. Когда указанный документ составляется дознавателем в соответствии с частью первой статьи 225 УПК РФ, значение данного документа приравнивается к акту привлечения лица в качестве обвиняемого, так как именно с момента составления обвинительного акта при дознании в уголовном деле появляется обвиняемый (статья 46 УПК РФ). 2. Когда обвинительный акт утверждается начальником органа дознания на основании части четвертой статьи 225 УПК РФ, данный документ приобретает значение итогового процессуального решения, составленного по результатам проведенного расследования преступления в форме дознания. Только после утверждения обвинительного акта начальником органа дознания материалы уголовного дела вместе с итоговым документом передаются прокурору.
Полномочия прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом, определены статьей 226 УПК РФ. Изучив материалы уголовного дела, прокурор в течение 2 суток принимает по нему одно из следующих решений:
1. Об утверждении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд.
2.
О возвращении уголовного дела
для производства
3.
О возвращении уголовного дела
для пересоставления
4. О прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным статьями 24 - 28 УПК РФ.
5.
О направлении уголовного дела
для производства
При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.
После утверждения обвинительного акта прокурор обязан вручить копию данного документа обвиняемому, его защитнику и потерпевшему в порядке, установленном статьей 222 УПК РФ.
Двое суток, которые определены прокурору для изучения материалов уголовного дела и принятия процессуального решения, не входят в срок дознания, а находятся за его пределами.
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СовершенствованиЯ процессуальной деятельности ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ на стадии предварительного расследования
3.1 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
Вопрос о предупреждении средствами прокурорского надзора ошибок на стадии возбуждения уголовного дела при вовлечении в уголовный процесс лиц в качестве подозреваемых заслуживает особого внимания. На практике традиционно считается, что прекращение уголовного дела или уголовного преследования — явление отрицательное, свидетельствующее о необоснованном возбуждении уголовного дела.
По результатам работы ОВД Кабанского района по итогам 2008¾2009 годов число уголовных дел, производство которых прекращено в стадии предварительного расследования за отсутствием события, состава преступления и непричастностью к совершению преступления, сократилось с в 2008 году до 50 в 2009 году51.
Возникает вопрос: не были ли ошибками возбуждения тех уголовных дел, которые впоследствии были прекращены по реабилитирующим основаниям, правомерно ли прокуроры давали согласие на возбуждение этих уголовных дел?
Факт прекращения уголовного дела сам по себе еще не свидетельствует о незаконности или необоснованности возбуждения данного уголовного дела. Решение о возбуждении уголовного дела, как правило, принимается на основе не достоверного, а вероятного знания об обстоятельствах, подлежащих доказыванию (в противном случае теряло бы смысл последующее предварительное расследование), что по определению не исключает возможной ошибки.
Если
в ходе предварительного расследования
будет установлена