Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 19:06, контрольная работа
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года проводит грань между преступлениями и проступками. В соответствии со ст.1 и 2 отделения первого главы первой, преступлением является всякое нарушение закона, через которое производится посягательство на неприкосновенность прав Верховной Власти и установленных ею властей, или же на права или безопасность общества или частных лиц, проступком же является нарушение правил, предписанных для охраны определенных законом прав и общественной или личной безопасности или пользы.
1 вопрос: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года.
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года проводит грань между преступлениями и проступками. В соответствии со ст.1 и 2 отделения первого главы первой, преступлением является всякое нарушение закона, через которое производится посягательство на неприкосновенность прав Верховной Власти и установленных ею властей, или же на права или безопасность общества или частных лиц, проступком же является нарушение правил, предписанных для охраны определенных законом прав и общественной или личной безопасности или пользы. При этом, ст.4 указывает на то, что преступлением является как действие, так и бездействие.
Уложение делит преступления и проступки на умышленны и неумышленные (ст.5). При этом, умышленные преступления и проступки делятся на 2 степени (ст.6): 1 – противозаконные деяния совершенные по заранее обдуманному намерению или умыслы; 2 – действия совершенные с намерением, но по внезапному побуждению без преднамеренного умысла. В соответствии со ст.7, противоправные действия сделанные случайно, без намерения и не по неосторожности не считались противозаконными.
Уложение достаточно определенно формирует стадии совершения преступления. Ст.8 выделяет 4 стадии преступления: обнаружение умысла, приготовление к приведению умысла в действие, покушение на совершение преступление и непосредственно само свершение преступления. Ст.9-12 определяются границы между этими стадиями. Так, например, изъявление на словах, или письменно, или же иным каким-либо действием намерение совершить преступление считается признаком умысла (ст.9).
Ст.97 устанавливает что наказание за преступление или проступок, а также и за любую из стадий преступления может быть назначено при наличии двух условия: 1 – когда противоправное действие несомненно доказано; 2 – содеянное или умышленное должно быть вменено подсудимому в вину.
Признаки состава преступления можно разделить на четыре подсистемы: признаки субъекта, объекта, объективной и субъективной стороны преступления.
Как следует из определения преступления данному в ст.1 Уложения, объектом преступления является права Верховной Власти и установленных Ею властей, или же права или безопасность общества или частных лиц.
Содержание субъекта преступления как элемента состава преступления раскрывается через содержание его признаков. К числу обязательных признаков субъекта относятся: характеристика лица, возраст, вменяемость.
Уложение достаточно подробно характеризует различные виды субъектов преступления. В соответствии со ст.13 принимается во внимание учинено ли преступление по предварительному согласию или без него.
В преступлениях, учиненных несколькими лицами без их предварительного согласия разделяются следующие субъекты (ст.14):
- главные виновные, которые распоряжались или управляли действиями других или приступившие к действиям прежде других;
- участники – лица, которые непосредственно помогали главным виновным в совершении преступления, а также лица, которые доставляли средства для совершения преступления или старались устранить препятствия для совершения преступного деяния;
В преступлениях, учиненных несколькими лицами по их предварительному согласию выделяются следующие разновидности субъектов (ст.15):
- зачинщики, замыслившие преступление, побудили на преступление других и управляли действиями или же первые к ним приступили;
- сообщники, согласившиеся с зачинщиками совершить преступление;
- подговорщики или подстрекатели, которые сами непосредственно не участвовали в преступлении но оказывали воздействие на других, чтобы склонить их к совершению преступления;
- пособники, которые не принимали прямого участия в преступлении, но помогали или обязывались помогать участникам преступления.
Кроме того, к субъектам преступления также относились попустители – лица, имеющие возможность предупредить преступление, заведомо допустили его, укрыватели – лица, не имевшие непосредственного участия в совершении преступления, но участвующие в сокрытии преступников или следов преступления. Также, субъектом являлись лица, которые знали о замысле или о свершившемся преступлении, но не донесли сведения до правительства (ст.17).
Что касается возраста субъекта преступления, то в соответствии со ст.100 Уложения, дети не достигшие семилетнего возраста не подлежали наказаниям за преступления и проступки. Также, не привлекались к уголовной ответственности дети от семи до десяти лет и не имеющие надлежащих знаний о своих обязанностях (ст.143). Аналогично, освобождались от ответственности дети в возрасте от десяти до четырнадцати лет, при условии установления, что преступление совершено ими без разумения.
Возрастом совершеннолетия считался 21 год. Для лиц, в возрасте от 14 до 21 лет, более мягкие виды наказания. По общему правилу наказание назначалось одною или двумя степенями ниже относительно соответствующих наказаний для взрослых (ст. 146).
Вменяемость субъекта также учитывалась, при определении наказания. Так, в соответствии с п.3 Ст.98, безумие, сумасшествие и припадки болезни, приводящие в состояние умоисступления или совершенное беспамятство. Критерии невменяемости были закреплены в ст.101-102 Уложения. Так, преступление не вменялось безумным, сумасшедшим или больным в вину, когда нет сомнения, что он не мог иметь понятия о противозаконности и о самом свойстве деяния или совершил в точно доказанном припадке умоисступления или совершенного беспамятства. Данное правило также распространялось на потерявших умственные способности и рассудок от старости и на так называемых «лунатиков (сонноходцев)».
К числу основных признаков объективной стороны преступления относятся:
- действие или бездействие, посягающее на тот или иной объект;
- общественно опасные последствия;
- причинная связь между действием (бездействием) и последствиями.
В ст.1 Уложения говорится, о том, что преступлением является всякое нарушение закона, через которое происходит посягательство на неприкосновенность прав Власти Верховной и установленных ею Властей, или же права и безопасность общества или частных лиц, при этом, в ст.4 закреплено, что преступлением признается как само противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания законом предписано.
Таким образом, устанавливаются признаки объективной стороны. Действием или бездействием является нарушение закона, а общественно опасным последствием является нарушение прав Власти или прав и безопасности общества или частных лиц.
Ст.12 Уложения устанавливает, что преступление считается совершившимся, если последовало преднамеренное виновным или же иное от его действий зло. Т.е. причинной связью между действиями и последствиями является наступление «зла» в результате действий виновного.
Субъективную сторону преступления образуют следующие признаки: вина, мотив, цель и эмоциональное состояние лица.
Уложение 1845 года устанавливало определенные обстоятельства, по которым содеянное не должно быть вменяемо в вину. К ним относились:
1)
"совершенная невинность того
деяния, коего случайным и
2)
малолетство в таком возрасте,
когда подсудимый не мог еще
иметь понятия о свойстве
3)
безумие, сумасшествие и
4)
ошибка случайная или
5) принуждение от превосходящей непреодолимой силы;
6) необходимость обороны" (ст. 98).
Таким образом, понятие вины в уголовном праве 1845 года ограничивается рядом норм.
Общий мотив преступления не закреплен в конкретных нормах документа. Намерение совершить «зло» по данному Уложению не требовало наличия мотива.
Эмоциональное
же состояние лица впервые было зафиксировано
в Уложение как обстоятельство влияющее
на степень вины. Так, в соответствии с
п.5 ст.140 если преступление было совершено
вследствие сильного раздражения, произведенными
обидами, оскорблениями или иными поступками
лица, которому он намеревался сделать
или сделал «зло», данный факт принимался
как обстоятельство уменьшающее вину.
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года состояло из 12 следующих разделов:
Раздел 1 – (стр.8) О преступлениях, проступках и наказаниях вообще;
Раздел 2 – (стр.69) О преступлении против веры и о нарушении ограждающих её постановлений;
Раздел 3 – (стр.105) О преступления государственных;
Раздел 4 – (стр.117) О преступления и проступках против порядка управления;
Раздел 5
– (стр.160) О преступлениях и проступках
по службе государственной и
Раздел 6 – (стр.237) О преступлениях и проступках против постановлений о повинностях государственных и земских;
Раздел 7 – (стр.257) О преступлениях и проступках против имущества и доходов казны;
Раздел 8 – (стр.418) О преступлениях и проступках против общественного благоустройства и благочиния;
Раздел 9 – (стр.720) О преступлениях и проступках против законов о состояниях;
Раздел 10 – (стр.748) О преступлениях против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц;
Раздел 11 – (стр.806) О преступлениях против прав семейственных;
Раздел 12 – (стр.829) О преступлениях и проступках против собственности частных лиц.
Таким образом, уложение было систематизировано по следующим объектам правонарушений: вера, государство, порядок управления, государственная и общественная служба, воинская и земская повинность, казна, общественное благоустройство, сословный строй, жизнь, здоровье, свобода и честь частных лиц, семейные отношения, частная собственность.
Как следует из названий Разделов, все нарушения против веры, государства, жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц, семейных прав являлись преступлениями (отсутствовала возможность классификации нарушений как проступков).
К преступлениям против веры относились богохульство (гл.1), отступление от веры и порицание церкви (гл.2), оскорбление святынь и нарушение церковного благочиния (гл.3), святотатство, разграбление церковных могил и мертвых тел (гл.4). Примечательно, что отдельной главой в разделе о нарушениях против веры выделена глава о лжеприсяге, что в настоящее время известно как дача ложных показаний.
Первым
среди государственных
Раздел четвертый регламентировал нарушения в области неповиновения властям (гл.1), неуважения к должностным лицам (гл.2), самовольного присвоения власти (гл.3), похищения или уничтожения документов (гл.4), взлома тюрем, освобождении лиц, находящихся под стражей (гл.5), создание и участие в тайных и запрещенных обществах (гл.6) и дезертирства (недозволенное оставление отечества) (гл.7).
Пятый раздел устанавливал наказания за различного рода должностные нарушения (невыполнение служебных требований, превышение полномочий, распоряжение вверенным имуществом, подлог, неправомерные отношения между начальниками и подчиненными и др.) Отдельного внимания заслуживала, актуальная в настоящее время тема коррупции. Получение и вымогание взяток регулировалось главой шесть четвертого раздела Уложения «о мздоимстве и лихоимстве», при этом, ответственность устанавливалась не только тех лиц, которые получали взятку, но также и те лица, которые давали её (ст.412).
Информация о работе Уложение о наказниях уголовных и исправительных 1845 года