Помимо приведенных
выше формулировок в юридической
литературе имеется множество различных
определений уголовной политики.
Так, например, по мнению И.А. Исмаилова,
уголовную политику можно охарактеризовать
как "направление деятельности государства,
осуществляемой на уровне политического
руководства, управления, принятия и
реализации конкретных решений и
имеющей основным назначением определение
и проведение в жизнь задач, форм
и содержания, целенаправленных мер
борьбы с преступностью (воздействия
на нее), организацию и обеспечение
оптимального функционирования и развития
этой системы на надлежащей идеологической,
правовой, информационной, ресурсной
базе и во взаимодействии с другими
социальными системами" Исмаилов
И.А. Указ. соч. С. 124. Представляют несомненный
интерес определения, иллюстрирующие
современный взгляд на проблему. С.С.
Босхолов считает: "Под уголовной
политикой следует понимать: 1) государственную
политику (доктрину) борьбы с преступностью,
выраженную в соответствующих директивных
актах (законах, указах Президента, постановлениях
правительства); 2) научную теорию и
синтез соответствующих политических,
социологических и правовых знаний;
3) особый вид социальной деятельности,
направленной на активное, наступательное
противодействие преступности и
другим правонарушениям". В.П. Ревин
подчеркивает: "Уголовная политика
- это целенаправленная активная деятельность
государства по защите общества от
преступности, разработка и реализация
оптимальной стратегии, призванной
обеспечить достижение цели стабилизации
и ограничения уровня преступности,
создания предпосылок позитивных тенденций
преступности". Определения уголовной
политики, не включающие перечень отраслей
антикриминального цикла, на наш
взгляд, наиболее отражают сущность понятия,
снижают излишнюю дискуссионность,
хотя и носят более общий характер
Уголовная политика и ее реализация
органами внутренних дел: Учебник / Под
ред. Л.И. Беляевой. М.: Академия управления
МВД России, 2003. С. 7.
Касаясь структуры
уголовной политики, С.В. Бородин
говорил о правомерности употребления
таких понятий, как уголовно-правовая
политика, уголовно-процессуальная политика,
судебная политика, исправительно-трудовая
политика. Вместе с тем он подчеркивал,
что это "лишь составные части
уголовной политики, поскольку предмет
каждой из них входит как неразрывная
часть в предмет уголовной
политики" <*>. Исходным пунктом
здесь служит представление о
том, что главное в борьбе с
преступностью - ее предупреждение. Такой
подход к определению границ уголовной
политики представляется наиболее перспективным,
ибо борьбе с преступностью придается
комплексный характер, а сама она (политика)
приобретает необходимую глубину и объемность
Бородин С.В. Теоретические проблемы советской
уголовной политики // XXV съезд КПСС и дальнейшее
укрепление социалистической законности.
М., 1977. С. 27.. Анализируя понятие уголовной
политики, необходимо отметить главное
- ее ведущую роль по отношению к материальным
и процессуальным отраслям права антикриминального
цикла, управление применением норм которых
является одной из форм реализации уголовной
политики. В отраслевом контексте данные
понятия направлены на то, чтобы выделить
из правовой сущности уголовной политики
как системы направления, обслуживаемые
отдельными отраслями права и решающие
задачи, которые ставятся соответствующими
кодексами для применения своих норм и
институтов.
Подводя итог вышеизложенному,
можно сказать, что все авторы
рассматривают уголовную политику
как направление государственной
деятельности, определяющее стратегию
и тактику борьбы с преступностью
на базе уголовного материального, процессуального
и исполнительного права. Однако
наряду с традиционными определяющими
уголовной политики - деятельностью
государства, профилактикой правонарушений,
борьбой с преступностью, юридическими
составляющими и ресоциализацией
преступников - в настоящее время
появились факторы, которые нельзя
не учитывать при определении
понятия, раскрытия содержания и
сущности уголовной политики Российской
Федерации. Общепризнанными понятиями
современной общественно-политической
жизни являются: политика, внутренняя
политика, внешняя политика и международная
политика. В свою очередь, внутренняя
(внутригосударственная, национальная)
политика подразделяется на социальную,
экономическую, экологическую и
некоторые иные. Внутренняя политика
- это направления деятельности государства
и общества (как через государство,
так и через иные политические
и неполитические образования), связанные
с решением задач, касающихся населения
в целом, отдельных групп населения,
государства в целом или его
частей (субъектов федеративного
государства). Иными словами, тот
или иной вопрос является (становится)
политическим, когда он затрагивает
большие массы людей, страну, государство,
части государства. Вопрос может
быть политическим какое-то время, затем
перестать быть таковым. Правопорядок,
борьба с преступностью, безопасность
личности в зависимости от их состояния
могут быть вопросами социальными
(социальной политики) и могут быть
вопросами внутригосударственной
политики в целом, но во всех случаях
они касаются всего общества и
государства и требуют принятия
специальных мер государственного
и общественного характера, которые
традиционно можно назвать уголовной
политикой. Причем на нынешнем этапе
состояния и развития российского
общества и государства это элемент
внутригосударственной политики в
целом, что объясняется следующими
общенациональными и общегосударственными
обстоятельствами, а также активным
включением России в антитеррористические
усилия ООН и других организованных
форм сообщества, в сферу международного
сотрудничества по борьбе с транснациональными
преступлениями.
В связи с
появлением различных форм собственности
в Российской Федерации (ст. 8 Конституции
РФ, ст. 212 Гражданского кодекса РФ) и
соответственно сокращением участия
государства в производительных
сферах (не всегда оправданное) возросла
ответственность предпринимателей
и иных собственников (особенно собственников
(фактических и формальных) средств
производства) за безопасность, сохранность
и эффективность использования
этой собственности. Переложить полностью
на государство ответственность
за собственность, за правопорядок (условие
нормального всестороннего развития
общества), за преступность, за безопасность
личности невозможно и нецелесообразно.
Следовательно, собственники должны принимать
участие в выработке и проведении
в жизнь уголовной политики. Естественно,
не только предприниматели, объединенные
в союзы, но и иные звенья политической
системы российского общества, а также
все субъекты развивающегося гражданского
общества должны участвовать в ее разработке
и проведении в жизнь. Государство определяет
политико-правовую составляющую уголовной
политики и обеспечивает через правоохранительные
органы ее осуществление при поддержке
участников всех организованных форм
российского общества.
Российская Федерация
находится в процессе становления
как подлинно сложное - федеративное
- государство. И федеральный центр,
разрабатывая основы уголовной политики
РФ, должен тщательно учитывать особенности
положения дел в субъектах
РФ - республиках, краях, областях, автономных
округах и автономной области
в сфере обеспечения правопорядка,
борьбы с преступностью и безопасности
личности.
Конец XX и начало
XXI в. характеризуется увеличением
числа и повышением степени общественной
опасности ряда "новых" и "старых"
преступлений - терроризма и международного
терроризма, наркомафии и незаконного
оборота наркотиков, различных форм
организованной преступности и т.п.
Причем в условиях существования
оружия массового поражения эти
общеуголовные деяния угрожают и
покушаются не только на правопорядок
и безопасность личности, но и на
национальную безопасность конкретных
государств и международную безопасность.
Ситуация в Чеченской Республике
ярко показала, что бороться с террористической
угрозой и актами международного
терроризма, контрабандой оружия, бандитизмом
в рамках "старой" уголовной
политики весьма затруднительно. Российское
Правительство, выполняя внутригосударственные
и международные обязательства
по обеспечению национального и
международного правопорядка, пресечения
преступности и охраны прав и свобод
человека, уже не может действовать,
опираясь лишь на органы уголовной
юстиции. При разработке и проведении
в жизнь российской уголовной
политики необходимо ориентироваться
на взаимодействие и взаимное дополнение
систем уголовной юстиции, правоохранительных
органов системами национальной
и международной безопасности. С
одной стороны, важно, чтобы каждая
система действовала в пределах,
определенных законом, с другой - занимаясь
специфическими вопросами, например, борьбы
с терроризмом, они должны взаимодействовать.
Хороший пример в российской практике
- создание Федеральной антитеррористической
комиссии, где представлены не только
органы, обеспечивающие национальную
безопасность, но и МВД России и
другие структуры, занимающиеся борьбой
с общеуголовной преступностью
и обеспечением безопасности личности.
Центральной составляющей
уголовной политики являются уголовно-правовая,
уголовно-процессуальная и уголовно-исполнительная
отрасли. Однако их создание и успешное
функционирование (применение), выработка
и осуществление государственных
директив в сфере обеспечения
правопорядка, борьбы с преступностью
и обеспечения безопасности личности,
разработка и организация предупреждения
преступности и ресоциализация преступника
должны строиться на полинормативной
основе. Уголовная политика как часть
внутригосударственной политики должна
строиться и осуществляться на основе
политических директив, норм права, морали
(нравственности), религиозных норм,
обычаев, а также корпоративных
норм. Нельзя забывать и о положениях
ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: "Общепризнанные
принципы и нормы международного
права и международные договоры
Российской Федерации являются составной
частью ее правовой системы. Если международным
договором Российской Федерации
установлены иные правила, чем предусмотренные
законом, то применяются правила
международного договора". Иными
словами, при выработке уголовной
политики необходимо учитывать и
политические решения международных
организаций типа ООН, СНГ и др.,
и программы борьбы с преступностью
и терроризмом, и нормы и стандарты ООН
в области уголовной юстиции. Таким образом,
обобщая все то, что было наработано советской
и российской наукой, опираясь на реалии
сегодняшнего дня в России и в мире, можно
дать следующее определение понятия уголовной
политики. Уголовная политика - это система
принципов, политических и политико-правовых
предписаний, правовых и иных социальных
норм антикриминального цикла, криминологических
программ и программ ресоциализации преступника,
выработанных на научной основе и осуществляемых
государством совместно с субъектами
российского гражданского общества по
обеспечению правопорядка, предупреждения
и борьбы с преступностью, безопасности
личности, в необходимых случаях - национальной
безопасности. Уголовная политика предопределяется
национальными и международными условиями
борьбы с преступностью и терроризмом;
выражается в создании и осуществлении
единой и разносторонней системы государственных
директивных (политических) указаний,
норм уголовного права, уголовно-процессуального
права, уголовно-исполнительного права,
норм ряда иных социальных предписаний;
опирается на принципиальные основы предупреждения
преступности, борьбы с ней на национальном
и международном уровнях и обращения с
правонарушителями.
Глава II.
Превентивные меры по
регулированию бандитизма
2.1
Профилактика бандитизма
Расследование
и раскрытие преступлений, привлечение
виновных к уголовное ответственности
не исчерпывают обязанностей органов
предварительного следствия. Закон
возлагает на них и специальные
обязанности по предупреждению (превенции)
криминала. УПК РФ требует от органа
дознания и предварительного следствия,
а также при производстве судебного
разбирательства по уголовному делу
выявлять причины и условия, способствовавшие
преступлению. Установив их, органы
дознания, следователь, прокурор, суд
обязаны принять специальные
меры к их устранению с тем, чтобы
тем самым предупредить совершение
аналогичных или иных преступлений.
Однако сказанным
не исчерпывается содержание профилактической
деятельности следователя. Выявление
причин и условий совершения преступных
посягательств, играя само по себе предупредительную
роль, в то же время служит основой
для других превентивных мер следователя.
К их числу можно отнести следующие:
1) обнаружение
и раскрытие совершенных преступлений.
Таким путем не только пресекается
преступная деятельность конкретных
лиц, что имеет важное предупредительное
значение, но и обеспечивается
неотвратимость наказания, превентивная
роль которого несомненна;
2) устранение
выявленных причин и условий,
способствовавших преступлениям
конкретного вида, рода или совершенных
определенным способом, при определенных
обстоятельствах и т. п.;
3) меры воспитывающего
и предостерегающего характера;
4) общепрофилактические
меры, в том числе использование
возможностей средств массовой
информации, трудовых коллективов,
родовых и национальных традиций
и т. п.
Профилактическая
деятельность следователя и других
правоохранительных органов не может
преследовать цель полного искоренения
преступности в стране, которая была
декларирована в условиях господства
коммунистической идеологии. Как показывает
опыт истории, преступность присуща любому
общественному строю, ее развитие -- результат
действия определенных социальных закономерностей.
Задача профилактической деятельности
-- не полное искоренение преступности,,
а эффективное снижение ее количественных
и качественных показателей, уменьшение
ее воздействия на общество и государство,
повышение уровня личной безопасности
граждан, защиты их законных прав и интересов.
В достижении этих целей профилактической
деятельности следователю, как представителю
государственной власти, принадлежит
заметная роль.
Истина по делу
достигается лишь в том случае,
когда полно и всесторонне
установлены все обстоятельства,
входящие в предмет доказывания.
К числу этих обстоятельств закон
относит причины и условия, способствующие
преступлению, которые также подлежат
именно доказыванию, т. е. должны быть выявлены
путем применения всех процедур, предусмотренных
законом для этого процесса. Хотя
закон по понятным причинам не может
содержать перечня типичных причин
и условий, некоторые из них (в
отдельных случаях) он выключает
в предмет доказывания.
Вообще же следует
заметить, что требование закона устанавливать
по каждому делу именно причины преступления
носит в большей степени декларативный
характер: причина преступления -- настолько
сложная категория, обусловленная
многозначными социальными и
иными зависимостями, что установить
ее в рамках предварительного следствия
зачастую просто невозможно, если не довольствоваться
шаблонными и ничего не выражающими
констатациями типа "влияние среды",
"влияние преступного окружения
подследственного" и т. п. Поэтому
не случайно в литературе и в практической
следственной деятельности речь обычно
идет об установлении обстоятельств, способствовавших
преступлению, а не их причин.
Мировой опыт демократических
зарубежных стран показывает, что
в борьбе с организованной преступностью
использовались четыре основных стратегии:
1. Нанесение
урона, что предполагает аресты
лиц, входящих в организованные
преступные группы. Существенного
урона эта стратегия организованной
преступности не причинила, лишь
приводила к некоторому увеличению
расходов со стороны преступных
групп.
2. Разоблачение,
что предполагает безсистемные
сенсационные разоблачения честолюбивыми
прокурорами. Вместо причинения
вреда преступным организациям,
эта стратегия укрепляла их
репутацию и наводила ужас
на население.
3. Беспокоящие
действия, которые предполагают
применение в отношении членов
преступных организаций методов
сомнительной законности и подрывают
авторитет органов правосудия.
4. «Страусиная»
позиция, предполагает игнорирование
организованной преступности, отрицание
факта ее существования. Эта
стратегия помогает развитию
организованной преступности .
Ни одна из этих
стратегий себя не оправдала, поскольку
во всех случаях наблюдалось стремление
к святому соблюдению прав и свобод
личности, к соблюдению процедуры
уголовного судопроизводства. Такая
ориентация уголовной политики нейтрализовывала
усилия правоохранительных органов, позволяла
участникам криминальных структур использовать
демократические права и свободы
для ухода от ответственности. Меры
принуждения, расходящиеся в определенной
мере с правовыми основами уголовного
судопроизводства, оказывались более
эффективными, однако вызывали протест
со стороны общественности.