Уголовно-правовая характеристика взяточничества

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 08:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - уголовно-правовая характеристика взяточничества и разработка предложений по совершенствованию российского уголовного законодательства об ответственности за взяточничество.

В ходе достижения указанной цели будут решены следующие задачи: определено понятие взяточничества, исследована социальная сущность взяточничества, рассмотрены объективные и субъективные признаки состава дачи и получения взятки, проанализированы квалифицирующие составы дачи и получения взятки, сформулированы предложения по совершенствованию российского уголовного законодательства об ответственности за взяточничество.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие взяточничества 6
Глава 2. Место взяточничества среди преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления 10
Глава 3. Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ (получение взятки) 16
3.1. Объективные признаки преступления, предусмотренного ст.290 УК РФ
16
3.2. Субъективные признаки преступления, предусмотренного ст.290 УК РФ
19
3.3. Квалифицирующие признаки преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ 24
Глава 4. Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ (дача взятки) 32
Заключение 38
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ УК 2ч..doc

— 230.00 Кб (Скачать)

        Этот порядок включает в себя, с одной стороны, внутренний распорядок функционирования самих государственных органов, а с другой - порядок сношений этих органов с объектами государственного управления. В первом случае следует вести речь о государственной службе, во втором - о порядке управления. Исходя из сказанного, полагаю, что родовым объектом преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ, следует признавать только интересы государственной и муниципальной службы, иными словами, служебный долг государственных и муниципальных служащих, что должно найти свое отражение в наименовании данной главы.

       Видовым объектом взяточничества  являются общественные отношения,  складывающиеся в процессе выполнения такой составляющей служебного долга должностного лица, как запрет получать вознаграждение от юридических и физических лиц в связи с исполнением служебных обязанностей.

        Само это вознаграждение трактуется  уголовно-правовой наукой как  предмет взятки. При этом один  из первых возникающих в процессе  квалификации взяточничества вопрос - вопрос о разграничении взятки и подарка. По моему мнению, он может возникать только в ситуации получения «неофициального» подарка на сумму до 3 тысяч рублей, поскольку в ситуации обращения в свою пользу подарка, принятого в процессе официальных мероприятий, следует вести речь о присвоении государственного имущества в связи с занимаемой должностью, а в ситуации принятия неофициального подарка на сумму свыше 3000 руб., при отсутствии признаков взяточничества, - о должностном проступке.

        При характеристике предмета взятки особое значение имеет его размер. В отличие от иных корыстных преступлений, размер предмета в данном случае, не имея криминализирующего значения, является основанием дифференциации ответственности. На мой взгляд, такая ситуация отражает непоследовательную позицию законодателя. Если размер взятки может влиять на объем ответственности в рамках уголовно-правовых отношений, то он должен быть одним из критериев криминализации взяточничества, а потому следует либо ввести норму об ответственность за мелкое взяточничество, либо иным образом установить минимальный порог взяточничества.

        Общая характеристика взяточничества  требует освещения одного из  самых острых вопросов в учении  о должностных преступлениях  - вопроса о субъекте данных преступлений. На основе действующего служебного законодательства можно сделать вывод о том, что каждое должностное лицо должно являться государственным или муниципальным служащим. В этой связи возникают вопросы со статусом лиц, выполняющих управленческие функции в государственных или муниципальных учреждениях. Основная линия развития отечественного законодательства свидетельствует о последовательном ограничении круга должностных лиц исключительно теми, кто выполняет функции государственного публичного управления. В силу такой логики законодательства представляется уместным изъять лиц, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных учреждениях, из числа должностных и внести соответствующие изменения в текст примечания 1 к ст. 285 УК РФ.

        В итоге все служащие (как субъекты  преступления) в УК РФ могут  быть классифицированы на две  группы: 1) государственные и муниципальные  служащие, которые, в свою очередь,  представлены должностными лицами, включая лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ, и иными служащими; 2) служащие коммерческих или иных организация, представленные также двумя группами: лицами, выполняющими управленческие функции в данных учреждениях и иными служащими.

       Созданная таким образом система специальных субъектов позволяет по-новому оценить качество уголовно-правовых предписаний о запрете незаконного вознаграждения. Анализ показывает наличие существенного пробела в части отсутствия в УК ответственности государственных и муниципальных служащих, не являющихся должностными лицами, за получение незаконного вознаграждения, и соответственно частных лиц - за его дачу. Учитывая объективную потребность, считаю возможным предусмотреть соответствующие предписания вслед за ст. 291 УК РФ. Это решение «замкнет» систему субъектов незаконного вознаграждения, создаст более твердые уголовно-правовые гарантии коррупции в системе государственного и муниципального аппарата управления.

         С вопросом о субъекте взяточничества  тесно связана проблема дифференциации ответственности должностных лиц. Решение законодателя усилить ответственность за получение взятки лиц, занимающих государственные должности РФ, субъектов РФ и глав органов местного самоуправления, представляется правильным и обоснованным. Однако вызывает недоумение отсутствие дифференциации ответственности должностных лиц в составе дачи взятки. По моему убеждению, дача взятки, совершенная должностным лицом, обладает высокой степенью общественной опасности, поскольку представляет собой одновременное нарушение и уголовного, и служебного законодательства, отражает имеющиеся в реальности коррумпированные связи внутри государственного или муниципального аппарата, грубо дискредитирует авторитет публичной службы. В силу изложенного, считаю возможным предусмотреть в ч. 2 ст. 291 УК, наряду с имеющимся, такой квалифицирующий признак, как дача взятки, совершенная должностным лицом.

     Все же, основным фактором, благоприятствующим коррупции, является закон, сформулированный неоднозначно или содержащий оценочные признаки и тем самым представляющий должностным лицам возможность применять его по собственному усмотрению с целью обогащения.

     Для устранения этого фактора коррупции  призван законодатель, который посредством точно определенного и однозначного формулирования правовых норм, обязывает должностных лиц фиксировать решение, заложенное в самом законе, но это все в идеале.

 

Список  литературы

Нормативные акты:

1. Уголовный  кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (ред.  от 4 октября 2010 г.)//СПС Гарант.

2. Гражданский  кодекс Российской Федерации  часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ  и часть четвертая от 18 декабря  2006 г. N 230-ФЗ (ред. от  4 октября 2010 г.)// СПС «Гарант».

3. Федеральный  закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"//СПС «Гарант»

4. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред.  14 февраля 2010 г.)//СПС «Гарант»

5. Федеральный  закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ  «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 01.12.2007) // СПС «Гарант».

6. Уголовный  кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. (Принят третьей сессией ВС  РСФСР пятого созыва 27 октября 1960 г.) – М., Юрид. лит-ра. – 1987г.

Специальная литература:

7. Бабанин  В.А., Собоев Б.К. Ответственность  за взяточничество // 8. Законодательство и экономика. - №3. - 2004г.

8. Волженкин  Б.В. Служебные преступления. М., 2000.

9. Даль  В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. М., 1989-1991. Т. 1.

10. Егорова  Н. Взяточничество и хищения:  проблемы квалификации // Российская юстиция. – 1996. - №6.

11. Егорова  Н.А. Преступления против интересов  службы. Волгоград, - 1999.

12. Комментарий к постановлениям Пленумов Верховных Судов РФ (РСФСР) по уголовным делам (Рыжаков А.П.) - Система ГАРАНТ.

13. Комментарий  к Уголовному кодексу Российской  Федерации. - 2-е изд., перераб. и доп./отв. ред. А.И. Рарог. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

14. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова). - 6-е изд., перераб. и доп. - "Юрайт-Издат", 2010 г.

15. Курс  уголовного права. Том 5. Особенная  часть (под ред. доктора юридических наук, профессора Г.Н. Борзенкова, доктора юридических наук, профессора В.С.Комиссарова) - М.: ИКД "Зерцало-М", 2002.

16. Малиновский И.Б. Коррупция: проблемы уголовной ответственности государственных служащих М.,1996.-С. 83-97

17. Практика  прокурорского надзора при рассмотрении  судами уголовных дел. Сб. документов. М., 1987.

18. Тимошенко  И., Ходеев Ф. «Взятка» в праве  и русском языке // Российская  юстиция - 2003, - №10.

19. Уголовное  право России: особенная часть/Под  ред. А.И. Рарога.- 4-е изд.,перераб.  и доп.- М.: Эксмо,2010.- 704с.

20. Упоров  И. От понятия «мздоимство»  к понятию «взятка» // Российская  Юстиция - № 2 – 2001.

21. Ходеев  Ф., Шутенко Т. Взяткомания: болезнь  или привычка? // Российская юстиция. - №2. - 2004г.

22.Щепельков  В.Ф. Субъект преступления: преодоление  пробелов уголовного закона // Журнал российского права - 2002 - № 2.

Материалы практики:

23. Постановление  Пленума Верховного Суда РФ  от 10 февраля 2000 г. № 6 "О судебной  практике по делам о взяточничестве  и коммерческом подкупе" (с  изм. от 06.02.2007)// СПС «Гарант»

24. Постановление  Президиума Верховного Суда РФ  от 13 мая 1998 г. "Ответственность за получение взятки должностным лицом наступает по ч.1 ст.290 УК РФ, если действия, входящие в служебные полномочия должностного лица, совершены за вознаграждение в пользу взяткодателя без нарушения закона" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1999г. -№2. - с.14.

25. Постановление  Президиума Верховного Суда РФ  от 25 декабря 2002 г. "Получение судебным приставом денег за действия, которые он не мог осуществить из-за отсутствия служебных полномочий и невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать как мошенничество, а не получение взятки" (Извлечение) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2003г. - №10. – с.15

26. Постановление  Президиума Верховного Суда РФ от 5 февраля 2003 г. "Деньги, являющиеся предметом взятки, подлежат взысканию в доход государства" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - август 2003г. - №8.

27. Определение  СК Верховного Суда РФ от 28 января 1998 г. "Действия лица квалифицируются по совокупности преступлений как получение взятки и злоупотребление должностными полномочиями, если последнее образует самостоятельный состав преступления" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1998г. - №11. - с.5.

28. Постановление  Московского областного суда  от 18 января 2001 г. "Если лицо получает  от кого-либо деньги или иные  ценности якобы для передачи  должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное следует квалифицировать как мошенничество" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2001г. - №8. – с.16.

29. Постановление  президиума Тульского областного  суда от 1 июля 1996 г. "Неоднократные  требования должностным лицом  взятки при отсутствии с его  стороны угрозы совершения действий, которые могли причинить ущерб законным интересам взяткодателя, судом не признаны вымогательством" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1997г. - №4. - с.7.

Материалы сайтов:

mk.ru

www.mvd.ru

duma.tomsk.ru

http://oblsud.tomsk.ru

www.supcourt.ru

genproc.gov.ru

www.sledcomproc.ru

www.korupcii.net

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика взяточничества