Уголовно-правовая характеристика взяточничества

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 08:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - уголовно-правовая характеристика взяточничества и разработка предложений по совершенствованию российского уголовного законодательства об ответственности за взяточничество.

В ходе достижения указанной цели будут решены следующие задачи: определено понятие взяточничества, исследована социальная сущность взяточничества, рассмотрены объективные и субъективные признаки состава дачи и получения взятки, проанализированы квалифицирующие составы дачи и получения взятки, сформулированы предложения по совершенствованию российского уголовного законодательства об ответственности за взяточничество.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие взяточничества 6
Глава 2. Место взяточничества среди преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления 10
Глава 3. Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ (получение взятки) 16
3.1. Объективные признаки преступления, предусмотренного ст.290 УК РФ
16
3.2. Субъективные признаки преступления, предусмотренного ст.290 УК РФ
19
3.3. Квалифицирующие признаки преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ 24
Глава 4. Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ (дача взятки) 32
Заключение 38
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ УК 2ч..doc

— 230.00 Кб (Скачать)
stify">       Положения ст.575 ГК РФ не допускает  дарение подарков, чья стоимость  превышает три тысячи рублей, государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Следовательно, исходя из смысла этой статьи, размер взятки (чтобы выгода считалась «взяткой», а не «подарком») должен превышать три тысячи рублей. Однако аналогичного положения в уголовном законодательстве не содержится и в Уголовном кодексе не установлены минимальные пределы стоимости взятки. Поэтому всегда следует исходить из причинно-следственной связи между получением материальной выгоды (в том числе меньше трех тысяч руб.) и совершением определенных действий в пользу взяткодателя1.

        Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ст. 17) запрещает государственным служащим получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждение от физических и юридических лиц (подарки, денежные средства, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются по акту в государственный орган, в котором государственный служащий замещает должность государственной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом РФ. 2

       Объективная сторона получения  взятки представляет собой получение  лично должностным лицом или  посредником взятки за определенные  действия (бездействие) в интересах  взяткодателя. Следовательно, ст.290 УК РФ предусматривает ответственность и в случае получения взятки не самим должностным лицом, а посредником.

          При этом под действиями (бездействием) должностного лица, которые он  должен совершить в пользу  взяткодателя, следует понимать  такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями, а под незаконными действиями должностного лица - неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения.

       Получение взятки имеет конструкцию  преступления с формальным составом. Оно считается законченным с  момента получения взятки должностным  лицом. Время передачи взятки (до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего) на квалификацию содеянного не влияет. Дача взятки, а равно и получение ее должностным лицом читаются оконченными с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей.1

       В случаях, когда должностное  лицо отказалось принять взятку, взяткодатель или лицо, передающее  предмет взятки несет ответственность  за покушение на преступление, предусмотренное статьей 291 УК  РФ.

       Если обусловленная передача  ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет взятки, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на получение либо дачу взятки.

       Не может быть квалифицировано  как покушение на дачу или получение взятки, высказанное намерение лица дать (получить) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало.

        Действия (бездействие) должностного  лица, за которые получается взятка, находятся за рамками состава  рассматриваемого преступления. Это  значит, что для признания преступления  оконченным фактического их совершения не требуется. Тем не менее, обязательным признаком состава получения взятки является связь между ними и фактом получения взятки. Эта связь выражается в том, что взятка обусловлена совершением одного из указанных выше действий (бездействия). Обусловленность взятки означает, что она дается под условием, что должностным лицом будут совершены действия (бездействие) по службе именно под влиянием факта получения взятки, и наоборот - что условием совершения действий (бездействия) является передача взятки или договоренность о таковой. Таким образом, взятка всегда является подкупом должностного лица. Даже тогда, когда взятка получается уже после совершения указанных в законе действий или бездействия (так называемая взятка-вознаграждение), она должна быть обусловлена, т.е. совершению действий (бездействию) должна предшествовать договоренность о взятке. 

3.2. Субъективные признаки  преступления, предусмотренного  ст.290 УК РФ 

        Субъектом (точнее – специальным  субъектом) преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ является должностное лицо. Все иные лица, участвующие вместе с ним в совершении этого преступления, в том числе и выдававшие себя за должностных, могут отвечать только за соучастие в получении взятки как организаторы, подстрекатели или пособники.

       Данное преступление не входит в исчерпывающий список преступлений, ответственность за которое несет малолетний или несовершеннолетний, да и специфика преступления не позволяет несовершеннолетнему быть его субъектом по определению. Должность требует определенных знаний, умений, житейского опыта, специальной подготовки. Однако на сегодняшний день, как ни прискорбно, высокие требования к кандидатам на должности чиновников несколько позабылись. В прошлом и позапрошлом веке предусматривалось ступенчатое прохождение службы, обязательное наличие определенного образования, а в некоторых случаях лицо должно было иметь и соответствующее сословное происхождение. В настоящее время, особенно с усиление т.н. местничества, среди чиновников можно встретить лиц самых различных, порой не отличающихся ни деловыми качествами, ни необходимыми профессиональными знаниями.

       Итак, субъектом получения взятки  в соответствие с примечанием  к ст.285 УК РФ может быть лицо, постоянно, временно или по  специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.)1. 
 

       По определению ФЗ «О системе  государственной службы Российской  Федерации»1 государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) по обеспечению исполнения полномочий:

- Российской  Федерации;

- федеральных  органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

- субъектов  Российской Федерации;

- органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

- лиц,  замещающих должности, устанавливаемые  Конституцией Российской Федерации,  федеральными законами для непосредственного  исполнения полномочий федеральных  государственных органов;

- лиц,  замещающих должности, устанавливаемые  конституциями, уставами, законами  субъектов Российской Федерации  для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

        К представителям власти в  целом следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями).

        Более того, п.4 Постановления причисляет  к субъектам преступления также и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе.1

        Возможны ситуации, когда одно  лицо одновременно выполняет  и сугубо профессиональные, и  должностные функции (организационно-распорядительные  и (или) административно-хозяйственные). Например, главный врач государственной поликлиники, с одной стороны, осуществляет прием, лечение граждан (как и любой медицинский работник), а с другой - руководит профессиональной деятельностью подчиненных ему сотрудников (врачей, медицинских сестер и т.п.). Ответственность за должностное злоупотребление он может нести только во втором случае, когда содеянное обусловлено наличием у виновного организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Лица, выполняющие исключительно профессиональные функции, например рядовой врач-педиатр, к числу должностных не относятся2.

     Таким образом, не являются  субъектами получения взятки  работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям. Вместе с тем, если на таких работников возлагаются указанные функции, они могут стать субъектами рассматриваемого  вида преступления.     Приведу пример из судебной практики:

         Так, Судебная коллегия по уголовным  делам ВС РФ 7октября 1999г. рассматривая  дело Ш., обратила внимание на  то, что врач-терапевт городской поликлиники, на которого были возложены обязанности председателя медицинской водительской комиссии при поликлинике, исходя из должностной инструкции, наделяющей председателя этой комиссии организационно - распорядительными полномочиями, признан должностным лицом, способным нести ответственность в качестве субъекта преступления, предусмотренного ст. 290 УК.1

          Субъективная сторона получения  взятки характеризуется прямым  умыслом. При получении взятки  виновное лицо осознает, что полученная  им имущественная (материальная) выгода незаконна и направлена на совершение им определенных действий в пределах его компетенции в пользу взяткодателя или представляемых им лиц – очевидна причинно-следственная связь.

        Мотивом взяточничества является  корысть, целью же - личное обогащение, получение какой-либо имущественной выгоды. Корыстная заинтересованность понимается здесь как стремление получить имущественную выгоду без противоправного безвозмездного изъятия и обращения чужих средств в свою пользу или пользу других лиц, т.е. без признаков хищения чужого имущества. Личная заинтересованность может быть выражена и в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение дел в организации, учреждении, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой вышестоящего начальника в решении личного или служебного вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.д.1

           В случаях, когда должностное лицо, получая материальные ценности, вводит в заблуждение передающего их, утверждая, что ценности передаются за работу в виде штрафа, налога, сборов и т.п., то такие действия получением взятки не являются.

         Так, Л., работая оперуполномоченным отделения дознания отдела милиции, систематически с использованием своего служебного положения получал от граждан деньги. Имея в своем производстве материалы о правонарушениях, Л. вступал в переговоры с лицами, в отношении которых велась проверка, и получал с них деньги в виде штрафа, а в возбуждении уголовных дел отказывал, ссылаясь на договоренность с работниками милиции или суда, чтобы создать у граждан видимость законности получения у них денег. Граждане были уверены, что платят штраф в соответствии с законом за совершенное правонарушение. Л. был первоначально осужден за получение взятки. Однако позднее его действия были квалифицированы как злоупотребление служебным положением и мошенничество2. 

3.3. Квалифицирующие  признаки преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ 

         Перейдем непосредственно к рассмотрению квалифицирующих признаков ст.290 УК РФ.

          Первый квалифицирующий признак  – «получение должностным лицом  взятки за незаконные действия (бездействие)» (ч.2 ст.290 УК РФ).

         Как подчеркивают исследователи, действия (бездействие), о которых говорится в ч. 2 ст. 290 УК, могут быть преступными (совершение за взятку злоупотребления полномочиями, незаконное освобождение от уголовной ответственности и т.п.) и непреступными, но противоправными с точки зрения иных отраслей законодательства1

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика взяточничества