Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 08:12, курсовая работа
Цель курсовой работы - уголовно-правовая характеристика взяточничества и разработка предложений по совершенствованию российского уголовного законодательства об ответственности за взяточничество.
В ходе достижения указанной цели будут решены следующие задачи: определено понятие взяточничества, исследована социальная сущность взяточничества, рассмотрены объективные и субъективные признаки состава дачи и получения взятки, проанализированы квалифицирующие составы дачи и получения взятки, сформулированы предложения по совершенствованию российского уголовного законодательства об ответственности за взяточничество.
Введение 3
Глава 1. Понятие взяточничества 6
Глава 2. Место взяточничества среди преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления 10
Глава 3. Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ (получение взятки) 16
3.1. Объективные признаки преступления, предусмотренного ст.290 УК РФ
16
3.2. Субъективные признаки преступления, предусмотренного ст.290 УК РФ
19
3.3. Квалифицирующие признаки преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ 24
Глава 4. Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ (дача взятки) 32
Заключение 38
Список литературы
Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ст. 17) запрещает государственным служащим получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждение от физических и юридических лиц (подарки, денежные средства, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются по акту в государственный орган, в котором государственный служащий замещает должность государственной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом РФ. 2
Объективная сторона получения
взятки представляет собой
При этом под действиями (бездействием) должностного лица, которые он должен совершить в пользу взяткодателя, следует понимать такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями, а под незаконными действиями должностного лица - неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения.
Получение взятки имеет
В случаях, когда должностное
лицо отказалось принять
Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет взятки, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на получение либо дачу взятки.
Не может быть квалифицировано как покушение на дачу или получение взятки, высказанное намерение лица дать (получить) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало.
Действия (бездействие) должностного
лица, за которые получается взятка,
находятся за рамками состава
рассматриваемого преступления. Это
значит, что для признания
3.2.
Субъективные признаки
преступления, предусмотренного
ст.290 УК РФ
Субъектом (точнее –
Данное преступление не входит в исчерпывающий список преступлений, ответственность за которое несет малолетний или несовершеннолетний, да и специфика преступления не позволяет несовершеннолетнему быть его субъектом по определению. Должность требует определенных знаний, умений, житейского опыта, специальной подготовки. Однако на сегодняшний день, как ни прискорбно, высокие требования к кандидатам на должности чиновников несколько позабылись. В прошлом и позапрошлом веке предусматривалось ступенчатое прохождение службы, обязательное наличие определенного образования, а в некоторых случаях лицо должно было иметь и соответствующее сословное происхождение. В настоящее время, особенно с усиление т.н. местничества, среди чиновников можно встретить лиц самых различных, порой не отличающихся ни деловыми качествами, ни необходимыми профессиональными знаниями.
Итак, субъектом получения взятки
в соответствие с примечанием
к ст.285 УК РФ может быть лицо,
постоянно, временно или по
специальному полномочию осуществляющее
функции представителя власти либо выполняющее
организационно-
По определению ФЗ «О системе
государственной службы
- Российской Федерации;
- федеральных
органов государственной
- субъектов Российской Федерации;
- органов
государственной власти
- лиц,
замещающих должности,
- лиц,
замещающих должности,
К представителям власти в целом следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями).
Более того, п.4 Постановления причисляет к субъектам преступления также и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе.1
Возможны ситуации, когда одно
лицо одновременно выполняет
и сугубо профессиональные, и
должностные функции (
Таким образом, не являются
субъектами получения взятки
работники государственных органов
и органов местного самоуправления, государственных
и муниципальных учреждений, исполняющие
в них профессиональные или технические
обязанности, которые не относятся к организационно-
Так, Судебная коллегия по
Субъективная сторона
Мотивом взяточничества
В случаях, когда должностное лицо, получая материальные ценности, вводит в заблуждение передающего их, утверждая, что ценности передаются за работу в виде штрафа, налога, сборов и т.п., то такие действия получением взятки не являются.
Так, Л., работая оперуполномоченным
отделения дознания отдела милиции, систематически
с использованием своего служебного положения
получал от граждан деньги. Имея в своем
производстве материалы о правонарушениях,
Л. вступал в переговоры с лицами, в отношении
которых велась проверка, и получал с них
деньги в виде штрафа, а в возбуждении
уголовных дел отказывал, ссылаясь на
договоренность с работниками милиции
или суда, чтобы создать у граждан видимость
законности получения у них денег. Граждане
были уверены, что платят штраф в соответствии
с законом за совершенное правонарушение.
Л. был первоначально осужден за получение
взятки. Однако позднее его действия были
квалифицированы как злоупотребление
служебным положением и мошенничество2.
3.3.
Квалифицирующие
признаки преступления,
предусмотренного ст. 290
УК РФ
Перейдем непосредственно к рассмотрению квалифицирующих признаков ст.290 УК РФ.
Первый квалифицирующий
Как подчеркивают исследователи, действия (бездействие), о которых говорится в ч. 2 ст. 290 УК, могут быть преступными (совершение за взятку злоупотребления полномочиями, незаконное освобождение от уголовной ответственности и т.п.) и непреступными, но противоправными с точки зрения иных отраслей законодательства1
Информация о работе Уголовно-правовая характеристика взяточничества