Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 10:45, курсовая работа
Статья 317 Уголовного кодекса РФ устанавливает ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность. Преступление, предусмотренное ст. 317 УК РФ, - наиболее опасное из всех преступлений против порядка управления.
1. Уголовно-правовая характеристика посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа
1.1.
Объективные признаки
посягательства на жизнь
сотрудника правоохранительного
органа: объект и объективная
сторона посягательства
Объект посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа.
Статья 317 Уголовного кодекса РФ устанавливает ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность. Преступление, предусмотренное ст. 317 УК РФ, - наиболее опасное из всех преступлений против порядка управления. Повышенная опасность этого преступления определяется прежде всего особой важностью и множественностью его непосредственных объектов [28,с.418]. Первый непосредственный объект рассматриваемого преступления – общественное отношение, обеспечивающее охраняемые законом порядок осуществления деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Второй непосредственный объект данного преступления – общественное отношение, обеспечивающее жизнь сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, участвующих в охране общественного порядка, а также близких таких лиц [20,с.623].
В составе преступления, предусмотренном комментируемой статьей, фактически объединены два состава преступления, известных УК РСФСР 1960 г. (ст.ст. 191(2) и 191(5)). Редакция комментируемой статьи отличается от редакции указанных статей прежнего Уголовного кодекса в первую очередь тем, что вместо перечисления, как это было в УК РСФСР 1960 г., самых различных и многочисленных категорий потерпевших в ст. 317 УК 1996 г. указаны лишь три их разновидности: сотрудник правоохранительного органа, военнослужащий, их близкие.
В законодательстве не раскрывается понятие правоохранительных органов и не дается их перечень, поэтому в каждом конкретном случае данный вопрос должен решаться правоохранительными органами. Определённым ориентиром может служить ст. 2 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Согласно этой статье к защищаемым лицам относятся: судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитражные заседатели, присяжные заседатели; прокуроры; следователи; лица, производящие дознание; лица, осуществляющие оперативно – розыскную деятельность; сотрудники федеральных органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, принимавшие непосредственное участие в пресечении действий вооружённых преступников, незаконных вооружённых формирований и иных организованных преступных групп; сотрудники органов федеральной службы безопасности; сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; судебные исполнители; работники контрольных органов Президента Российской Федерации, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений; сотрудники федеральных органов государственной охраны; работники таможенных и налоговых органов, федеральных органов государственного контроля, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счётной палаты Российской Федерации, а также иные категории государственных и муниципальных служащих по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации, близкие лиц, перечисленных выше[17,с.464].
Вместе с тем, не все сотрудники, перечисленные в Законе, относятся к правоохранительным органам в смысле ст. 317 УК РФ. Данное обстоятельство заставляет хотя бы кратко подвергнуть анализу специфику деятельности конкретных правоохранительных органов для того, чтобы выяснить, сотрудники каких органов могут считаться потерпевшими от посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа.
Согласно Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» её задачами, в частности, являются выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений, а также выявление и установление виновных. Выполняя задачи такого рода, сотрудники оперативно-розыскных подразделений выполняют одновременно и функции по охране общественного порядка и обеспечению безопасности, следовательно, соответствующие сотрудники относятся к числу потерпевших в результате совершения рассматриваемого преступления.
Оперативно-розыскная деятельность является компетенцией органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Комитета по контролю за оборотом наркотиков, федеральных органов государственной охраны, включая органы главного Управления охраны России и службы безопасности президента России, таможенных органов, Службы внешней разведки России.
Согласно закону «О статусе судей» в России, к судейскому корпусу, кроме непосредственно судей, относятся также судебные приставы. Круг их полномочий ограничен отправлением правосудия. Но ведь отправление правосудия – это соблюдение правопорядка, т.е., следуя формулировке общественного порядка, обеспечение последнего. Следовательно, судебные исполнители выполняют функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Значит, они также могут быть отнесены к числу потерпевших от преступления, предусмотренного статьей 317 УК РФ. Аналогичные выводы касаются прокурора, следователя, судьи, лица, производящего дознание, и т.д. Если, например, лицо, производящее дознание, совершает положенные ему по закону действия с целью раскрытия преступления, то он делает все необходимое для обеспечения и сохранения общественного порядка и общественной безопасности. Квалифицированное проведение дознавательских действий, в результате которых виновный предстанет перед судом, означает не что иное, как обеспечение общественного порядка. Однако законодатель счёл более целесообразным отнести данных лиц к категории потерпевших от преступлений против правосудия (глава 31 УК РФ), создав специальную норму статьи 295 УК РФ. Вследствие чего данную группу лиц нельзя отнести к потерпевшим на основании положений ст. 317 УК РФ.
Все остальные лица, перечисленные в Законе «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», также могут рассматриваться в качестве потерпевших от преступления, предусмотренного статьей 317 УК РФ, если в отношении таких лиц не создана специальная норма.
В связи с определенной спецификой деятельности необходимо отдельно остановиться на статусе работника милиции. Согласно ст. 2 Закона РФ «О милиции», ее задачей является, в частности, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. По подчинённости милиция входит в структуру МВД РФ, являясь его составной частью. Однако далеко не все сотрудники МВД относятся к категории правоохранителей, поскольку из всей системы МВД РФ к органам милиции, согласно ст. 7 Закона, имеют отношение лишь подразделения криминальной милиции и милиции общественной безопасности. Значит, именно данные подразделения, структурирующие милицию, осуществляют функции, в частности, по охране общественного порядка, а их сотрудники могут выступать в качестве потерпевших в результате совершения рассматриваемого преступления. Остальные сотрудники МВД могут быть потерпевшими в рассматриваемом случае только тогда, когда они специально привлекаются к выполнению функций по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности. Так, в Федеральном конституционном законе РФ «О чрезвычайном положении» указано, что для обеспечения режима чрезвычайного положения используются, в частности, сила и средства органов внутренних дел. В такого рода ситуациях любой сотрудник МВД, привлечённый к обеспечению режима чрезвычайного положения, становится потенциальным потерпевшим от посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа. Таким образом, оказывается, что в структуре МВД существует подразделение милиции, сотрудники которого являются потенциальными потерпевшими от преступления, предусмотренного статьей 317 УК РФ, в силу возложенных на них официально полномочий, а также сотрудники, которые могут быть таковыми потерпевшими, но лишь в силу временно возложенных на них функций охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности.
Особый акцент на деятельность подразделений милиции необходимо делать специально, поскольку основная масса работы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности ложится на плечи сотрудников этих органов.
Забытые народные дружины, эффективно осуществлявшие в прошлом деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, сейчас постепенно возрождаются вновь. Их помощь сотрудникам милиции очевидна, а эффект деятельности – несомненен. Поскольку народные дружинники выполняют часть милицейской работы в связи с охраной общественного порядка, постольку они также относятся к числу потерпевших от рассматриваемого преступления. Но каков статус народной дружины, которая не входит в структуру правоохранительных органов? Думается, что её статус ничем не отличается от статуса иных правоохранителей, за тем лишь исключением, что народная дружина – организация общественная, хотя и существующая исключительно ради поддержания общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Если система народных дружин будет развиваться, то представляется необходимым издать закон о статусе народных дружинников, в котором их деятельность следует приравнять к деятельности других правоохранительных структур со ссылкой на общественный, а не государственный характер организации [27,с.34-37].
Таким образом, категории лиц, которые могут относиться к правоохранительным органам применительно к статье 317, определяются не только принадлежностью к тому или иному органу, но и характером выполняемых обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Сотрудники частных охранных или детективных служб не наделены полномочиями работников правоохранительных органов, но в определённых случаях закон наделяет сотрудников частных служб функциями охраны общественного порядка или обеспечения общественной безопасности. Так, Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г. предоставляет право частным детективам или охранникам: а) защиты жизни и здоровья граждан; б) обеспечения порядка в местах проведения массовых мероприятий (ст. 3 Закона). В Законе особо подчеркивается: «Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе» (ст. 3 Закона). Таким образом, на частную детективную и охранную службу возлагаются полномочия, в том числе и по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности. Причём, данные полномочия входят в круг служебной деятельности сотрудников, а, следовательно, не могут рассматриваться с позиций общественного долга.
Выполняя служебные обязанности, прямо вытекающие из закона, по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности, а также сотрудничая в данной связи с государственными правоохранительными органами, сотрудники частных агентств выполняют строго ограниченные функции, которые полностью вписываются в рамки специальной по отношению к п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ нормы. Отсюда может быть только один вывод: посягательство на жизнь сотрудника частной охранной или детективной службы, выполняющего обязанности по охране общественного порядка, должно быть квалифицировано по ст. 317 УК РФ [27,с.46-47].
Военнослужащими являются граждане, проходящие военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях. Статус военнослужащих имеют также военнослужащие, прикомандированные в установленном порядке к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам государственной власти субъектов Федерации, международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям, имущество которых находится в федеральной собственности, акционерным обществам, 100% акций которых находится в федеральной собственности и которые выполняют работу в интересах обороны страны и безопасности государства, иным предприятиям, учреждениям и организациям, если это предусмотрено федеральным законом, а также в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане, проходящие военные сборы. Лица, проходящие службу в иных государственных военизированных органах и формированиях на основания других законов и нормативных правовых актов, имеющие специальные звания, сходные или аналогичные с воинскими званиями, не являются военнослужащими и их статусом не обладают.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с федеральным законом о воинской обязанности и военной службе. К военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; офицеры, призванные на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы [17,с.464-465].
Статус военнослужащего ограничивает его деятельность как защитника Отечества и не распространяется на функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Среди всех категорий военнослужащих функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности возложены лишь на внутренние войска Министерства внутренних дел России.
Иные военнослужащие могут быть потерпевшими от этого преступления лишь в случае специального привлечения их к охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности, как, например, в период чрезвычайного положения. Но их деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности является исключительно побочной, временной деятельностью.
В связи с отнесением военнослужащих, осуществляющих функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, к категории потерпевших от посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, возникает важный вопрос о возможности признания потерпевшим от данного преступления лица, которое неправомерно призвано на военную службу во внутренние войска МВД РФ и в качестве военнослужащего войскового наряда назначено на службу по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности. Например, субъект, страдающий бронхиальной астмой, дающей ему возможность избежать службы в армии, все же призывается на действительную военную службу и претерпевает физический вред от правонарушителя в связи с охраной общественного порядка. Строго говоря, такой субъект не может быть признан военнослужащим, поскольку стал таковым неправомерно, а, следовательно, посягательство на его жизнь должно быть оценено по статьям УК РФ, предусматривающим уголовную ответственность против жизни.