Транспортные преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Изучение выбранной темы – «Уголовно-правовые и криминологические аспекты преступлений против безопасности движения и эксплуатации автодорожного транспорта» предполагает достижение следующей цели – рассмотреть транспортные преступления, с точки зрения современного белорусского уголовного права. В соответствии с определенной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотреть понятие транспортных преступлений;

- выяснить правовую природу изучаемых преступлений;

- определить основания классификации транспортных преступлений;

- охарактеризовать виды анализируемых преступлений;

-рассмотреть конкретные примеры транспортных преступлений, применительно к законодательной базе;

- обобщить в работе полученный материал, сделать выводы.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 66.32 Кб (Скачать)

     По  уровню предупредительней деятельности выделяют две группы мер  общесоциального  и специального (криминологического) характера.

     Функция общесоциальной профилактики последовательно  осуществляется всем прогрессивным развитием общества. Общесоциальное предупреждение преступности связано с наиболее значимыми и долговременными видами социальной деятельности, крупными мерами развития экономики, обеспечения прав, свобод, законных интересов граждан, поддержания культуры и нравственности, укрепления законности, социальной защиты населения. Подобные меры не ставят перед собой специальных целей борьбы с преступностью и предупреждения преступлений. Однако они имеют важный криминологический аспект, являясь основой, платформой специальной профилактики, поскольку их направленность на решение задач социального развития создает предпосылки ограничения преступности, противодействует криминогенным факторам, ее продуцирующим [20, c. 167].

     Специальная (криминологическая) профилактика включает меры, направленные именно на устранение, ослабление, нейтрализацию криминогенных факторов, исправление лиц, могущих совершить или уже совершивших преступления. Специальные криминологические меры предупреждения преступности осуществляются государственными органами.

     Что касается профилактики транспортных преступлений, то действия участников дорожного движения регламентируются специальными правилами. От того, насколько совершенны основные компоненты дорожного движения, образующие систему «человек-автомобиль-дорога», а также от качества его регулирования, зависит уровень обеспечения безопасности дорожного движения.

     Главным компонентом процесса дорожного  движения является человек и в  первую очередь – водитель транспортного  средства. Водитель должен обладать высокими профессиональными качествами, развитым чувством долга и ответственности, хорошо знать Правила дорожного  движения [11, c. 33]. Статистика свидетельствует, что подавляющее большинство дорожно-транспортных происшествий и преступлений происходит по вине нерадивых, безответственных, недисциплинированных водителей, которые либо сознательно, умышленно нарушают предписанные им нормы поведения, проявляя тем самым грубое пренебрежение к своим обязанностям (соблюдению правил дорожного движения), либо допускают небрежное отношение к своему долгу, легкомысленно и невнимательно оценивая дорожную обстановку.

     Наличие перечисленных личностных свойств  у определенной категории водителей  транспортных средств является следствием дефектов общего воспитания, когда  в человеке с детства не формируются  такие качества, как дисциплина, ответственность, уважение к окружающим и их интересам. Таким лицам ничего не стоит с легкостью нарушить любой запрет в угоду своим  индивидуалистическим интересам. Немаловажную роль играют и недостатки, пробелы  в профессиональной подготовке водителей, а также в их нравственно-правовом воспитании. У многих из них выработаны уважение к правовым нормам, их четкое понимание и безусловная готовность исполнять содержащиеся в них  правила предосторожности в любой  ситуации, высокая техническая культура [10, c. 456].

     На  морально незрелую, социально недисциплинированную личность также отрицательно действуют  имеющие место факты нарушений  Правил дорожного движения со стороны  других лиц, которые по тем или  иным причинам остались безнаказанными, собственный опыт безнаказанного правонарушающего поведения.

     Легкомысленно-небрежное  отношение к своим обязанностям по управлению автомобилем выражается в том, что водитель невнимательно  относится к оценке дорожных условий, не контролирует должным образом  стремительно изменяющуюся дорожную ситуацию, в результате чего он оказывается  не в состоянии адекватно среагировать на возникшую опасность. При этом либо с запозданием принимаются  правильные меры для ликвидации этой опасности, либо выбирается ошибочный  вариант поведения, который нарушает норму закона.

     Быстрая, точная и правильная оценка дорожной ситуации может быть объективно осложнена  жесткими временными рамками, условиями  плохой видимости при определенных погодных условиях и т.п.

     Определенную  роль в оценке дорожной ситуации играют психологические свойства и состояния  личности. Своевременная и правильная оценка сложившейся на дороге обстановки затруднительна для человека неуравновешенного  или, наоборот, слишком медлительного, не обладающего быстрой реакцией и умением быстро принимать решения. На возможность адекватно оценить  и принять правильное решение  влияют также различные отрицательные  эмоции, болезненное или утомленное состояние [1, c. 389].

     Субъективные  причины и условия дорожно-транспортных преступлений и других происшествий, происходящих по вине пешеходов и  других участников движения, в основном те же, что и у водителей.

     Дорожно-транспортным происшествиям и преступлениям  способствуют различные объективные  факторы (или условия), которые могут  быть разделены на технические, организационно-управленческие и организационно-правовые.

     К числу технических условий ДТП  следует отнести то, что современные  автодороги не всегда отвечают возросшим  требованиям, которые диктует развивающаяся  автомобилизация. Многие магистрали имеют  низкую пропускную способность, плохое качество дорожного покрытия, недостаточную  освещенность, не всегда подвергаются своевременному и качественному  ремонту. С плохим состоянием дорог  связано 12,6 % дорожно-транспортных происшествий. Некоторые транспортные средства имеют  конструктивные недостатки, что сказывается  на их безопасной эксплуатации, не все  они снабжены средствами так называемой пассивной безопасности (привязные  ремни, амортизационные устройства и т.п.) [11, c. 372].

     Под организационно-управленческими условиями  понимаются различные факторы, в  частности, дефекты в организации  дорожного движения. Например, в  последнее время наблюдаются  случаи произвольной, не вызываемой объективной  необходимостью установки дорожных знаков. Недостатки в техническом обслуживании и ремонте автомобилей приводят к тому, что многие из них вынужденно эксплуатируются с неисправностями, а это создает дополнительную опасность возникновения ДТП. Несовершенна и система профессионального отбора и обучения водителей. В условиях возрастающей интенсификации дорожного движения требования к лицам, желающим получить права на управление транспортным средством, должны быть повышены.

     Дорожно-транспортным происшествиям и преступлениям способствуют и условия организационно-правового порядка, заключающиеся в недостаточном знании участниками дорожного движения соответствующих правил и плохой организации их изучения.

     Кроме того, с возрастанием интенсивности  и плотности дорожного движения осложняется и осуществление  надзора за движением. Далеко не все  случаи превышения водителями скорости и управления в нетрезвом состоянии  выявляются. Определенную негативную роль играет и недостаточная нормативная  урегулированность всего комплекса  вопросов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения [9, c. 354].

     Обеспечение безопасности дорожного движения –  сложная многоплановая проблема. Поэтому меры по предупреждению ДТП  и дорожно-транспортных преступлений должны носить комплексный характер.

     Следует иметь в виду, что деятельность по предупреждению ДТП непосредственно  влияет на динамику дорожно-транспортных преступлений. Поскольку грань между  ними лежит в сфере последствий, а нарушения могут быть (и бывают) совершенно идентичны, профилактическая работа, направленная на предупреждение как дорожно-транспортных происшествий, так и дорожно-транспортных преступлений, может быть в целом качественно  однородна.

     В настоящее время в нашей стране в основном сложилась государственная  система обеспечения безопасности дорожного движения, включающая в  себя разветвленную сеть органов  и организаций, каждая из которых в пределах своей компетенции осуществляет меры по предупреждению ДТП и снижению их тяжести и последствий.

     Особое  место среди них занимает Государственная инспекция по безопасности дорожного движения и их дорожно-патрульная служба.

     На  дорожно-патрульную службу, в частности, возложены следующие функции:

    1. регулирование движения транспорта и пешеходов;

    2. выявление и пресечение нарушений Правил дорожного движения;

    3. контроль за содержанием дорожной сети;

    4. надзор за техническим состоянием транспорта;

     5. регистрация и учет автомототранспортных средств;

     6. учет и анализ ДТП и причин и условий их возникновения, а также принятие мер к их устранению;

     7. применение к нарушителям установленных законом мер воздействия;

     8. организация и проведение агитационно-пропагандистской работы [13, c. 578].

     Характеризуя  содержание деятельности дорожно-патрульной службы, можно сказать, что все свойственные ей функции в конечном счете имеют профилактическую направленность, поскольку их осуществление подчинено одной главной цели – обеспечению безопасности дорожного движения.

     Осуществляя регулирование дорожного движения, выявляя и пресекая нарушения  Правил дорожного движения, сотрудники дорожно-патрульной службы обеспечивают четкое, бесперебойное и безопасное функционирование транспорта, укрепляют дисциплину всех участников движения.

     В профилактической деятельности дорожно-патрульной службы важное место отводится надзору за техническим состоянием транспортных средств. Проведение периодических технических осмотров, контроль за осуществлением автотранспортными предприятиями мероприятий по содержанию транспортных средств в исправном состоянии, выборочный контроль исправности транспорта на улицах и дорогах и т.д. – важное условие безаварийной работы транспорта, предупреждения возможных дорожно-транспортных происшествий и преступлений [20, c. 175].

     Осуществляемый  дорожно-патрульной службой контроль за состоянием дорожной сети также имеет большое профилактическое значение, поскольку направлен на снижение числа ДТП из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог.

     На  дорожно-патрульную службу возложена также задача вести учет и анализ ДТП, причин и условий их возникновения. От того, на сколько хорошо налажены учет и анализ, в известной мере зависит эффект профилактических мероприятий, разрабатываемых и осуществляемых дорожно-патрульной службой.

     Данные  об аварийности с целью выявления  присущих ей тенденций могут анализироваться:

     1. по времени года и суток, дням недели;

     2. по местам возникновения ДТП;

     3. по определенным автомобильным предприятиям и т.д. [1, c. 401].

     Результаты  такого анализа позволяют не только выявить причины и условия, способствующие совершению дорожно-транспортных происшествий и преступлений, но и разрабатывать  конкретные, целенаправленные и эффективные  меры по их профилактике.

     Определенное  внимание в этой работе следует уделять  и анализу сведений о лицах, пострадавших в ДТП. Обобщенные данные помогают точнее определить объекты профилактического воздействия и повысить его действенность.

     Агитационно-пропагандистская, право-воспитательная работа среди водителей автотранспортных средств, широких слоев населения включает: разъяснение законодательства, правительственных документов по вопросам безопасности дорожного движения, информирование граждан о дорожно-транспортных происшествиях и преступлениях, их причинах, условиях и последствиях, а также о проделанной и планируемой на перспективу работе по повышению безопасности дорожного движения. Эта работа может проводиться с использованием как средств массовой информации (печати, радио, телевидения), так и устной пропаганды (лекций, бесед, докладов, консультаций), наглядной агитации (плакатов, памяток, проспектов, информационных листовок и т.п.) [19, c. 176].

     Специфической формой воспитательно-профилактического воздействия на участников дорожного движения (водителей, пассажиров, пешеходов) являются смотры по безопасности дорожного движения, операции, рейды, тематические конкурсы и кинофестивали, агитпробеги.

     В деле предупреждения дорожно-транспортных происшествий и преступлений наряду с организационными, техническими и  воспитательными мерами определенное место занимают и правовые меры.

     Так, дорожно-патрульная служба может применять к нарушителям Правил дорожного движения и иных нормативов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения, административно-правовые меры воздействия. Применение к нарушителям административно-правовых норм оказывает профилактическое воздействие на все категории участников дорожного движения (водителей, пассажиров, пешеходов), население в целом [17].

Информация о работе Транспортные преступления