Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 17:25, курсовая работа
Изучение выбранной темы – «Уголовно-правовые и криминологические аспекты преступлений против безопасности движения и эксплуатации автодорожного транспорта» предполагает достижение следующей цели – рассмотреть транспортные преступления, с точки зрения современного белорусского уголовного права. В соответствии с определенной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие транспортных преступлений;
- выяснить правовую природу изучаемых преступлений;
- определить основания классификации транспортных преступлений;
- охарактеризовать виды анализируемых преступлений;
-рассмотреть конкретные примеры транспортных преступлений, применительно к законодательной базе;
- обобщить в работе полученный материал, сделать выводы.
На ошибки в квалификации нарушений правил безопасности движения механического транспорта указывалось и в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 6 октября 1970 г. (с последующими изменениями).
В развернувшейся в теории уголовного права дискуссии относительно содержания главы о транспортных преступлениях предлагалось тяжесть наказания за транспортные преступления определять не столько наступившими последствиями, сколько иными обстоятельствами (например, нахождение за рулем водителя в состоянии опьянения, особо злостный характер нарушения или неоказание помощи потерпевшему в аварии), включая эти признаки в качестве квалифицирующих признаков отдельных транспортных преступлений. Предлагались и привилегированные составы при наличии таких признаков, как обусловленность наступивших последствий нарушения правил движения действиями других лиц, наличие скрытых дефектов транспортного средства, экстремальные условия ситуации [4, c. 16].
В белорусском законодательстве преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатацию транспорта, впервые выделены в самостоятельную главу в Уголовном кодексе Республики Беларусь, вступившем в силу с 9 января 1999 г. Это объясняется тем, что на современном этапе развития общества, то есть с ростом количества транспортных средств, в том числе и автомобильных, значительно увеличивается распространенность и опасность преступлений, посягающих на безопасное для людей и общества функционирование транспорта.
Глава, объединяющая данные преступления расположена в X разделе Уголовного кодекса Республики Беларусь: «Преступления против общественной безопасности и здоровья населения». Таким образом, отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта являются неотъемлемой составной частью всего комплекса отношений, реализующих и охраняющих безопасность в обществе [19, c. 9].
В самом разделе 28 глава Уголовного кодекса Республики Беларусь занимает второе место после главы о преступлениях против общественной безопасности, и в ней предусмотрены такие преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, как:
1.Статья 309. Умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения;
2.Статья 310. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций;
3.Статья 311. Угон либо захват с целью угона железнодорожного подвижного состава, воздушного или водного судна;
4.Статья 312. Самовольная без необходимости остановка поезда;
5.Статья 313. Недоброкачественный ремонт транспортного средства или путей сообщения;
6.Статья 314. Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта;
7.Статья 315. Нарушение правил международных полетов;
8.Статья 316. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации маломерных судов;
9.Статья 317. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств;
10.Статья 317-1. Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования);
11.Статья 318. Выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства либо незаконный допуск к управлению им;
12.Статья 319. Нарушение правил содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений;
13.Статья 320. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов;
14.Статья 321. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта [18].
Таким
образом, преступления против безопасности
движения и эксплуатации транспорта
представляют собой «предусмотренные
уголовным законом общественно
опасные деяния, посягающие на общественные
отношения по поводу обеспечения
безопасности жизни и здоровья людей,
сохранности материальных ценностей
в процессе движения и эксплуатации
морского, речного, воздушного, железнодорожного,
автомобильного и трубопроводного
транспорта». Следует отметить, что общая
дефиниция данных преступлений, как это
видно из истории, остается неизменной
с начала 20 века.
ГЛАВА 2
ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ
СТ.СТ. 317, 317,
318, 319 УГОЛОВНОГО
КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
2.1.
Юридический анализ
ст.317 - Нарушение правил
дорожного движения
или эксплуатации транспортных
средств
Анализируемое преступление – одно из распространенных в современных условиях. Оно состоит в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, повлекшем причинение вреда здоровью человека либо повлекшем причинение смерти.
Следует отметить, что под автодорожными транспортными средствами законодатель понимает все виды автомобилей, тракторы и иные самоходные машины, трамваи, троллейбусы, а также мотоциклы и другие механические транспортные средства с рабочим объемом двигателя не менее пятидесяти кубических сантиметров [5, c. 67].
Основным объектом в данном преступлении выступают общественные отношения, обеспечивающие безопасность дорожного движения или эксплуатации автодорожных транспортных средств.
Дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Основными принципами обеспечения его безопасности являются:
В качестве дополнительных объектов выступают жизнь и здоровье человека, а также отношения собственности.
Предметом преступления выступает механическое транспортное средство, предназначенное для движения по дороге, перевозки пассажиров, грузов или установленного на них оборудования, а также самоходная машина.
Объективная сторона выражается в форме действия либо бездействия и представляет собой нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации автодорожных транспортных средств. Данные деяния находятся в причинной связи с последствиями, которые являются альтернативными и выражаются:
1. В причинении менее тяжкого телесного повреждения (повреждение, неопасное для жизни но повлекшее длительное расстройство здоровья, т.е. последствия, непосредственно связанные с повреждением (заболевания, нарушение функций и т.д.), продолжительностью свыше 3 недель (более 21 дня), но не более 4 месяцев (или 122 дней)без повреждения костей скелета; значительную стойкую утрату трудоспособности менее чем на одну треть, т.е. утрату трудоспособности от 10 до 33 процентов) -часть 1;
2. Смерть человека (смерть физиологическую, наступающую с момента смерти мозга) – часть 2;
3. Причинение тяжкого телесного повреждения (как опасного для жизни, так и неопасного) – часть 2;
4. Смерть двух или более лиц – часть 3 [6, c. 67].
Состав преступления характеризуется как материальный. Моментом окончания преступления признают наступление вышеуказанных последствий.
Субъективная
сторона характеризуется
Субъект
- специальный - лицо, управляющее
автодорожным транспортным средством.
Уголовная ответственность за данное
преступление наступает по достижении
16 лет [15, c. 89].
2.2.
Юридический анализ
ст. -
Управление транспортным
средством лицом, находящимся
в состоянии опьянения,
передача управления
транспортным средством
такому лицу либо отказ
от прохождения проверки (освидетельствования)
Основным объектом в данном преступлении выступают общественные отношения, обеспечивающие безопасность дорожного движения или эксплуатации автодорожных транспортных средств.
В качестве дополнительных объектов выступают жизнь и здоровье человека, а также отношения собственности.
Предметом преступления выступает механическое транспортное средство, предназначенное для движения по дороге, перевозки пассажиров, грузов или установленного на них оборудования, а также самоходная машина [19, c. 157].
Объективная сторона выражается как в форме действия, так и в форме бездействия и состоит:
1. В управлении транспортным средством в состоянии опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
2. В передаче управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
3. В отказе от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения, либо состояния, вызванного потреблением наркотических, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ [18].
Особенность данного преступления состоит в его административной преюдиции, т.е. деяние совершается в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение.
Состав преступления характеризуется как формальный. Моментом окончания преступления признают момент совершения одного из вышеуказанных действий.
Субъективная
сторона характеризуется