Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 17:25, курсовая работа
Изучение выбранной темы – «Уголовно-правовые и криминологические аспекты преступлений против безопасности движения и эксплуатации автодорожного транспорта» предполагает достижение следующей цели – рассмотреть транспортные преступления, с точки зрения современного белорусского уголовного права. В соответствии с определенной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие транспортных преступлений;
- выяснить правовую природу изучаемых преступлений;
- определить основания классификации транспортных преступлений;
- охарактеризовать виды анализируемых преступлений;
-рассмотреть конкретные примеры транспортных преступлений, применительно к законодательной базе;
- обобщить в работе полученный материал, сделать выводы.
ВВЕДЕНИЕ
В
настоящее время значительную угрозу
общественной безопасности представляют
нарушения в сфере
Вопросы обеспечения безопасности движения автомобильного транспорта постоянно состоят в компетенции не только отдельных ведомств и организаций, но и всей общественности нашей страны. Данная работа посвящена исследованию такой проблемы, как понятие и виды транспортных преступлений. Актуальность изучения выбранной темы обуславливается тем, что значительное внимание, уделяемое проблемам дорожной безопасности, крайне необходимо. Дело в том, что механический транспорт, в том числе и автомобильный, – при неправильной эксплуатации или несоблюдении правил дорожного движения, является источником тяжелых, а подчас и трагических последствий.
Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность дорожного движения или эксплуатации автодорожных транспортных средств.
Предметом исследования является транспортные преступления, как один из источников повышенной общественной опасности, изучение их классификации (видов), а так же основные направления предупреждения данного вида преступлений.
Изучение выбранной темы – «Уголовно-правовые и криминологические аспекты преступлений против безопасности движения и эксплуатации автодорожного транспорта» предполагает достижение следующей цели – рассмотреть транспортные преступления, с точки зрения современного белорусского уголовного права. В соответствии с определенной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
-
рассмотреть понятие
-
выяснить правовую природу
-
определить основания
-
охарактеризовать виды
-рассмотреть конкретные примеры транспортных преступлений, применительно к законодательной базе;
- обобщить в работе полученный материал, сделать выводы.
При написании данной работы были использованы следующие методы: сравнительный метод (сравнению подвергаются виды транспортных преступлений), типологический (выделяются и рассматриваются виды преступлений на транспорте), аналитический (проводится анализ нескольких видов транспортных преступлений по основным признакам).
В правовой литературе данная тема освещена достаточно широко. При изучении выбранной темы были использованы работы таких авторов, как Лукашов А.И., Шуленкова И.В., Наумов А.В., Кудрявцев В.Н., Скуратов Ю.И., Никулин С.И., Лебедев В.М., Куринов А.В. и др., затрагивающие вопросы изучения транспортных преступлений с современной точки зрения. Также были использованы материалы с Интернет-ресурсов.
Законодательной основой изучения основных направлений по выбранной теме стал Уголовный кодекс РБ от 9 июля 1999 г. N 275-З, а так же Правила дорожного движения Республики Беларусь, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 г. №551.
ГЛАВА 1
ТРАНСПОРТ И ТРАНСПОРТНЫЕ
ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ИСТОРИИ
УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
До образования Белорусского независимого государства понятие транспортных преступлений существовало уже в начале 20 в. Первоначально оно было сформировано в дореволюционном уголовном законодательстве Российской империи. Принимая во внимание обстоятельство, что территория современной Беларуси входила в состав данного государственного образования, то нормы, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта Уголовного права Российской империи распространяли свое действие и на Беларусь. Автор считает необходимым рассмотреть отдельные правовые акты, касающиеся поставленного в работе вопроса [2, c. 3].
Основное внимание в Уголовном уложении 1903 г. уделялось в первую очередь обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, речного и морского транспорта. Так, в гл. 30 "Повреждение имущества, путей сообщения, граничных и тому подобных знаков или иных предметов" устанавливалась ответственность лиц, виновных "в повреждении служащих для общественного пользования водяных путей, шлюзов, водоспуска, плотины, моста или иного сооружения для переправы, судоходства, предупреждения наводнений" (ст. 557). В ч. 2 этой статьи предусматривалась ответственность за такие же действия, если они создавали опасность для жизни людей. В ст. 558 говорилось об ответственности за нарушение безопасности железнодорожного движения или плавания, что могло выражаться в повреждении железнодорожных путей или подвижного состава железных дорог, пароходов и морских судов, а также об ответственности за повреждение "предостерегательных знаков, установленных для безопасности железнодорожного движения или судоходства". Более суровая ответственность предусматривалась ст. 558 Уложения в случаях крушения железнодорожного транспорта, парохода и морского судна.
В Уголовном уложении содержались и другие нормы, обеспечивающие безопасность функционирования железнодорожного и водного (морского и речного) транспорта. Наиболее суровая ответственность устанавливалась для лиц, нарушивших правила безопасности с целью вызвать крушение какого-либо из названных видов транспорта [19, c. 5].
Советская
власть с первых дней существования
решительно боролась с организаторами
и участниками
В Уголовном кодексе 1922 г. специальных статей об ответственности за безопасность движения и эксплуатации транспорта не было. Однако она регламентировалась нормами, которые предусматривали ответственность за неисполнение или нарушение правил, установленных законом или обязательным постановлением для охраны порядка движения по железным дорогам и водным путям. С 1923 г. соответствующие статьи были дополнены указанием на воздушные пути. Таким образом, данные нормы положили начало формированию уголовного законодательства о транспортных преступлениях [8, c. 7].
Ответственность за преступные посягательства на безопасность движения железнодорожного, водного и воздушного транспорта предусматривалась в различных главах Кодекса, что определялось спецификой субъективной стороны и субъекта преступления.
Так,
при наличии контрреволюционной
цели посягательство на безопасность
движения железнодорожного, водного
или воздушного транспорта квалифицировалось
как контрреволюционное преступление
и было предусмотрено в
Уголовный кодекс 1926 г. также содержал нормы, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта. Например, в ст. 75 предусматривалась ответственность за нарушение правил безопасности на железнодорожном транспорте. Однако отдельных норм об ответственности за автотранспортные преступления в этом Кодексе еще не было. В 1929 г. в него ввели статью об ответственности за разрушения и повреждения железнодорожного и иных путей сообщения, сооружений на них, предостерегающих знаков, подвижного состава и судов с целью вызвать крушение поезда или судна.
23
января 1931 г. ЦИК и СНК СССР
приняли постановление "Об
ответственности за
Верховный Суд СССР в постановлениях Пленумов от 26 мая 1932 г. и от 19 декабря 1936 г. ориентировал судебные органы на говорилось лишь о деяниях на железнодорожном и водном транспорте, по ней квалифицировались также преступные нарушения правил движения на автотранспорте.
Впоследствии
Уголовный кодекс 1926 г. дополнялся и
иными нормами, например, о нарушении
работниками гражданской
И только в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 15 сентября 1950 г. "О квалификации преступлений, связанных с нарушением правил движения на автотранспорте", разъяснялось, что при авариях автотранспорта с человеческими жертвами ответственность водителей, не являющихся работниками транспорта, должна наступать в зависимости от последствий и характера вины по статьям о преступлениях против личности.
Такое решение вопроса проблему не решало. Поэтому в Уголовном кодексе 1960 г., хотя и не была выделена самостоятельная глава, посвященная нормам об ответственности за посягательство на безопасность движения и эксплуатации транспортных средств, однако в нем сформирована достаточно четкая система транспортных преступлений.
На
момент вступления в силу Уголовного
кодекса 1960 г. в нем содержались
в гл. 10 следующие статьи об ответственности
за: нарушения правил безопасности
движения и эксплуатации механического
транспорта работником транспорта (ст.
211), такие же нарушения лицами, не
являющимися работниками
В 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июля в Уголовный кодекс 1960 г. были включены статьи об ответственности за угон автотранспортных средств (ст. 212.1), самовольную без надобности остановку поезда (ст. 213.1).
В 1968 г. ст. 212 была объединена со ст. 211, так как законодатель счел, что разграничение ответственности за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации механических транспортных средств в зависимости от признаков субъекта ни теоретически, ни практически не оправдано.
В
том же 1968 г. Указом Президиума Верховного
Совета РСФСР от 19 июня группа транспортных
преступлений была дополнена статьями
об ответственности за управление транспортным
средством в состоянии
В 1973 г. рассматриваемая группа преступлений была дополнена ст. 213.2 "Угон воздушного судна" [19, c. 12].
Кроме глав 1 и 10 две статьи гл. 3 "Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности", по мнению некоторых ученых, должны были быть отнесены к группе транспортных преступлений. Это - ч. 2 ст. 127 (оставление в опасности) и ст. 129 (неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие).
Примерно с середины 60-х годов в теории уголовного права стала выделятся группа транспортных преступлений как подсистема "преступлений против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения".