Транспортные преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Изучение выбранной темы – «Уголовно-правовые и криминологические аспекты преступлений против безопасности движения и эксплуатации автодорожного транспорта» предполагает достижение следующей цели – рассмотреть транспортные преступления, с точки зрения современного белорусского уголовного права. В соответствии с определенной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотреть понятие транспортных преступлений;

- выяснить правовую природу изучаемых преступлений;

- определить основания классификации транспортных преступлений;

- охарактеризовать виды анализируемых преступлений;

-рассмотреть конкретные примеры транспортных преступлений, применительно к законодательной базе;

- обобщить в работе полученный материал, сделать выводы.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 66.32 Кб (Скачать)
align="justify">     Субъект - специальный -  лицо, управляющее  автодорожным транспортным средством. Уголовная ответственность за данное преступление наступает по достижении 16 лет.

     Квалифицированный состав данного преступления предусматривает  ответственность за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, либо передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, совершенные лицом, не имеющим права управления транспортным средством в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения [7, c. 25]. 

     2.3. Юридический анализ ст.318 - Выпуск в эксплуатацию технически неисправного  транспортного средства либо незаконный допуск к управлению им 

      Основным  объектом в данном преступлении выступают  общественные отношения, обеспечивающие безопасность дорожного движения или  эксплуатации автодорожных транспортных средств.

     В качестве дополнительных объектов выступают  жизнь и здоровье человека, а также  отношения собственности.

     Объективная сторона выражается в форме действия либо бездействия и представляет собой выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправного транспортного средства, либо допуск к управлению транспортным средством лица, заведомо не имеющего права управления транспортным средством или заведомо находящегося в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, либо иное грубое нарушение правил эксплуатации транспортного средства, совершенные лицом, ответственным за техническое состояние или эксплуатацию транспортного средства [13, c. 564]. Данные деяния находятся в причинной связи с последствиями, которые являются альтернативными, и выражаются:

     1. В причинении менее тяжкого телесного повреждения (повреждение, неопасное для жизни но повлекшее длительное расстройство здоровья, т.е. последствия, непосредственно связанные с повреждением (заболевания, нарушение функций и т.д.), продолжительностью свыше 3 недель (более 21 дня), но не более 4 месяцев (или 122 дней) без повреждения костей скелета; значительную стойкую утрату трудоспособности менее чем на  одну треть, т.е. утрату трудоспособности от 10 до 33 процентов) -часть 1;

     2. В причинении ущерба в особо крупном размере (крупным размером ущерба признается размер ущерба на сумму в тысячу и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления) – часть 1;

     3. Причинение тяжкого телесного повреждения (как опасного для жизни, так и неопасного) – часть 2;

     4. Смерть человека (смерть физиологическую, наступающую с момента смерти мозга) – часть 2 [14, c. 683].

     Состав  преступления характеризуется как  материальный. Моментом окончания преступления признают наступление вышеуказанных последствий.

     Субъективная  сторона характеризуется неосторожной формой вины, которая в свою очередь  представлена в виде преступного  легкомыслия либо преступной небрежности. Лицо предвидело возможность наступления  указанных общественно опасных  последствий совершаемого им выпуска в эксплуатацию заведомо технически неисправного транспортного средства, либо допуска к управлению транспортным средством лица, заведомо не имеющего права управления транспортным средством или заведомо находящегося в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, либо иное грубое нарушение правил эксплуатации транспортного средства, но без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело такой возможности, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть [7, c. 36].

     Субъект - специальный -  лицо, управляющее  автодорожным транспортным средством. Уголовная ответственность за данное преступление наступает по достижении 16 лет. 

     2.4. Юридический анализ ст.319 - Нарушение правил содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений 

      Основным  объектом в данном преступлении выступают  общественные отношения, обеспечивающие безопасность дорожного движения или  эксплуатации автодорожных транспортных средств.

     В качестве дополнительных объектов выступают  жизнь и здоровье человека, а также  отношения собственности [19, c. 167].

     Объективная сторона выражается в форме действия либо бездействия и представляет собой нарушение правил содержания дорог, улиц, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии либо непринятие мер к своевременному запрещению или ограничению движения лицом, ответственным за безопасность дороги. Данные деяния находятся в причинной связи с последствиями, которые являются альтернативными, и выражаются:

     1. в причинении менее тяжкого телесного повреждения (повреждение, неопасное для жизни но повлекшее длительное расстройство здоровья, т.е. последствия, непосредственно связанные с повреждением (заболевания, нарушение функций и т.д.), продолжительностью свыше 3 недель (более 21 дня), но не более 4 месяцев (или 122 дней) без повреждения костей скелета; значительную стойкую утрату трудоспособности менее чем на  одну треть, т.е. утрату трудоспособности от 10 до 33 процентов) -часть 1;

     2. в причинении ущерба в особо крупном размере (крупным размером ущерба признается размер ущерба на сумму в тысячу и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления) – часть 1;

     3. смерть человека (смерть физиологическую, наступающую с момента смерти мозга) – часть 2;

     4. причинение тяжкого телесного повреждения (как опасного для жизни, так и неопасного) – часть 2 [14, c. 685].

     Состав  преступления характеризуется как  материальный. Моментом окончания преступления признают наступление вышеуказанных последствий.

     Субъективная  сторона характеризуется неосторожной формой вины, которая в свою очередь  представлена в виде преступного  легкомыслия либо преступной небрежности. Лицо предвидело возможность наступления  указанных общественно опасных  последствий совершаемого им нарушения правил содержания дорог, улиц, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии либо непринятия мер к своевременному запрещению или ограничению движения, но без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело такой возможности, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

     Субъект - специальный -  лицо, управляющее  автодорожным транспортным средством. Уголовная ответственность за данное преступление наступает по достижении 16 лет [15, c. 96].

     Исходя  из вышеизложенного, можно сделать  следующие выводы:

     1. Объединение транспортных преступлений в самостоятельную главу Уголовного кодекса РБ обусловлено их посягательством на единый родовой объект, каковым являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта.

     2. По объективной стороне транспортные преступления представляют собой действия (например, угон либо захват с целью угона железнодорожного подвижного состава, воздушного или водного судна - ст.311 УК) или бездействия (недоброкачественный ремонт транспортного средства или путей сообщения - ст. 313, когда лицо не принимает каких-либо действий по устранению поломки), содержанием которых является заведомое нарушение установленных на транспорте правил безопасности. Эти правила носят многоуровневый характер.

     3. Сложность и многообразие правил безопасности вынудили законодателя сделать нормы об ответственности за транспортные преступления бланкетными. Таким образом, особенностью преступлений, посягающих на безопасность использования транспортных средств, является то, что диспозиции норм уголовного закона, определяющие их признаки, являются бланкетными. Поэтому для установления наличия состава конкретного преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта всякий раз необходимо обращаться к законам и другим нормативным актам, регламентирующим правила безопасности движения и эксплуатации транспорта.

     4. Для характеристики объективной стороны транспортных преступлений важно также, что, как правило (кроме ст. 311, 315 и 317-1 УК Республики Беларусь), имеет место материальное описание составов преступлений. Условием уголовной ответственности в этих случаях является наступление указанных в законе общественно опасных последствий. Причинение при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта легкого вреда здоровью человека, а также ущерба влечет не уголовную, а административную ответственность.

     5. Субъективная сторона транспортных преступлений может выражаться как в неосторожной форме вины, так и в умышленной.

     6. Субъект рассматриваемых деяний в большинстве случаев специальный, а именно лица, управляющие транспортным средством или иные лица, профессионально обязанные соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, в том числе, обеспечивать его безопасную эксплуатацию. Возраст наступления уголовной ответственности за транспортные преступления – с 16 лет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 3

       ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ  ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ  ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ  ТРАНСПОРТА 
 

     Главным направлением деятельности в борьбе с преступностью является ее предупреждение. Предупреждение преступности – это  многоуровневая система государственных  и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности. Разработка мер предупреждения преступности и отдельных преступлений – конечный результат и показатель эффективности всех криминологических исследований [10, c. 432].

     Специфика деятельности по предупреждению преступлений состоит в том, что значительная ее часть связана с принуждением, сопряжена с вмешательством в сферу личной жизни. Эта принудительная сторона деятельности должна быть жестко регламентирована законом. Отсюда следует, что кроме принципов социального управления (целеполагания, системности, объективности, основного звена, оптимальности и эффективности) предупреждение преступности должно соответствовать правовым принципам, важнейшим из которых является принцип законности.

     Принцип исследования является определяющим в  выделении предупреждения преступности в особую разновидность социального управления. Именно цель предупреждения преступности является системообразующим, объединяющим началом, позволяющим относить субъекты, объекты и меры воздействия к этой особой деятельности. Цель находится в центре внимания субъекта, и достижение ее служит мерилом качества и эффективности предупредительной работы [9, c. 342].

     Принцип системности предполагает рассмотрение предупреждения преступности как взаимодействия субъекта (управляющая подсистема) и объекта (управляемая подсистема), а меры предупреждения преступлений — в качестве отношений управления.

     Принцип объективности требует максимального  соотнесения управляющих воздействий с закономерностями и тенденциями развития социальных процессов. Применительно к предупреждению преступности это означает, что предупредительная деятельность невозможна без познания и учета закономерностей функционирования объекта и социума [1, c. 378].

     Борьба  с преступностью «кавалерийскими  наскоками» приносит больше вреда, чем  пользы. Принцип основного звена  позволяет найти главную задачу деятельности по предупреждению преступлений, вычленить ключевую проблему или  несколько проблем, концентрируя основные ресурсы на той из них, решением которой  можно существенно снизить уровень  преступности. Принцип оптимальности  и эффективности требует, чтобы при наименьшей затрате сил и средств, материальных и финансовых ресурсов получить наилучший результат в возможно короткий срок. В предупреждении преступлений действие этого принципа ограничивается принципом законности, в соответствии с которым все предупредительные мероприятия должны осуществляться в рамках закона, – и никакое стремление к эффективности не может оправдать его нарушение [11, c. 356].

     В криминологической литературе предлагаются различные классификации мер профилактики. В наибольшей степени отвечающей задаче программирования и организации профилактической деятельности представляется классификация по следующим основаниям: по уровню предупредительной деятельности, по механизму, объему, по содержанию предупредительных мер, по субъекту их исполнения.

Информация о работе Транспортные преступления