Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:50, курсовая работа
Дорожно-транспортные происшествия влекут и колоссальные материальные потери. Это свидетельствует о необходимости повышения безопасности движения автомототранспортных средств. Решение этой проблемы в значительной степени зависит от состояния дисциплины на транспортных предприятиях и водительского состава, качества подготовки водителей, совершенствования технологического состояния транспортных средств, состояния дорог и технического обслуживания транспорта.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (ст. ст.317,318)………………………………………………….5
1.1 Общее понятие дорожно-транспортных преступлений……………..5
1.2 Виды дорожно-транспортных преступлений………………………...7
2 НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАЦИИ АВТОДОРОЖНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ…………….11
2.2 Объект и объективная сторона………………………………………..11
2.3 Субъект и субъективная сторона……………………………………..16
3 ВЫПУСК В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ТЕХНИЧЕСКИ НЕИСПРАВНОГО АВТОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ЛИБО НЕЗАКОННЫЙ ДОПУСК К УПРАВЛЕНИЮ ИМ…………………………….20
3.1 Объект и объективная сторона…………………………………….20
3.2 Субъект и субъективная сторона………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................................26
25
СОДЕРЖНИЕ………………………………………………………
1.1 Общее понятие дорожно-транспортных преступлений……………..5
1.2 Виды дорожно-транспортных преступлений………………………...7
2 НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАЦИИ АВТОДОРОЖНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ…………….11
2.2 Объект и объективная сторона………………………………………..11
2.3 Субъект и субъективная сторона……………………………………..16
3 ВЫПУСК В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ТЕХНИЧЕСКИ НЕИСПРАВНОГО АВТОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ЛИБО НЕЗАКОННЫЙ ДОПУСК К УПРАВЛЕНИЮ ИМ…………………………….20
3.1 Объект и объективная сторона…………………………………….20
3.2 Субъект и субъективная сторона………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................
ВВЕДЕНИЕ
Современное человеческое общество немыслимо без высокоразвитого механического транспорта. Поэтому автомобильный и городской электротранспорт интенсивно развиваются. Республика Беларусь сейчас мощная автомобильная держава. В транспортный поток республики ежегодно вливаются тысячи новых автомобилей и других самоходных транспортных средств.
С ростом количества транспортных средств растет интенсивность движения, учащаются случаи нарушения правил дорожного движения, которые влекут тяжелые, а подчас и трагические последствия. Вместе с этим усложняется обеспечение безопасности на дорогах.
В связи с увеличением количества автомобилей число жертв дорожного травматизма неуклонно возрастает. Например, по Гомельской области в 2003 году было зарегистрировано 264 дорожно-транспортных происшествий. Данные статистики свидетельствуют о росте преступных нарушений правил дорожного движения, последствиями которых становиться гибель людей либо причинение им тяжких телесных повреждений.
Если, например, в 2002 году было зарегистрировано 1319 нарушений с такими последствиями, то в 2003 году это число возросло до 1434, что составило 8,7 % роста. Соответственно возросло и количество лиц, совершивших данные преступления (в 2002 году – 1273, а в 2003 – 1405 человек).
Дорожно-транспортные происшествия влекут и колоссальные материальные потери. Это свидетельствует о необходимости повышения безопасности движения автомототранспортных средств. Решение этой проблемы в значительной степени зависит от состояния дисциплины на транспортных предприятиях и водительского состава, качества подготовки водителей, совершенствования технологического состояния транспортных средств, состояния дорог и технического обслуживания транспорта.
Определенная роль в решении этой проблемы принадлежит как законодательству, так и практике его применения, правильное применение которого способствует предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
Данная работа посвящена дорожно-транспортным преступлениям в Республике Беларусь. Главными задачами являются полное и всестороннее изучение видов данных преступлений, характеристика таких составов как нарушение правил дорожного движения и эксплуатации автодорожных транспортных средств и выпуск в эксплуатацию технически неисправного автодорожного транспортного средства либо незаконный допуск к управлению им; изучение объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны вышеназванных преступлений; рассмотрение квалифицированных составов и предусмотренной за эти преступления ответственности.
В работе были использованы как учебные пособия по уголовному праву, так и монографии таких авторов как Лукьянов В.В. «Проблемы квалификации дорожно-транспортных преступлений»,который всесторонне рассмотрел механизм дорожно-транспортного происшествия, уделил большое внимание уголовно-правовым проблемам, связанным с обеспечением безопасности движения, и вопросам квалификации дорожно-транспортных преступлений; Жулев В.И. в своей работе «Предупреждение дорожно-транспортных происшествий» рассмотрел виды дорожно-транспортных происшествий и их связь с правонарушениями, анализировал причины и условия, способствующие преступным нарушениям правил, прежде всего – сопряженные с пьянством , также использовалось Постановление Пленума Верховного Суда «О судебной практике по делам о транспортных преступлениях» , которое содержит пояснения и толкования по применению судами законодательства об ответственности за дорожно-транспортные преступления.
1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (ст.ст. 317,318)
1.1 Общее понятие дорожно-транспортных преступлений
Дорожное движение – одна из наиболее характерных и неотъемлемых частей современной цивилизации. Самой серьезной, поистине глобальной стала проблема безопасного дорожного движения.
Проблема безопасности дорожного движения превратилась в проблему большой государственной важности. Проблема эта комплексная, т.к. связана с каждым из элементов сложной системы человек-автомобиль-дорога [1, с. 3-4].
Понятие безопасности дорожного движения содержится в Правилах дорожного движения, принятых постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2002 года и вступивших в силу 1 июля 2003 года. Согласно данных правил безопасность дорожного движения – это состояние дорожного движения, обеспечивающее минимальную вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия и опасности для движения [2, с. 5].
Также понятие безопасность дорожного движения некоторыми авторами трактуется, как качество, состояние процесса при котором каждый участник дорожного движения обязывается соблюдать определенные требования, обеспечивающие его безопасность, и тем самым создавать для всех и каждого возможность безопасного передвижения. Общественные отношения в данном случае – это отношения между участниками процесса дорожного движения, которые проявляются через действия по управлению транспортными средствами, изменяющими их положение, скорость и направление движения. Каждое лицо, управляющее транспортным средством, а также пешеходы своими действиями создают определенные условия для движения других участников процесса, которые должны реагировать на них соответствующим образом [3, с. 135].
Дорожно-транспортные преступления представляют собой сложные явления, возникающие в результате нарушений определенных правил как непосредственными участниками дорожного движения, так и лицами, ответственными за состояние транспортных средств и дорожных условий [4, с. 27].
Транспортные преступления – это предусмотренные законодательством общественно-опасного деяния (действия или бездействия), посягающие на установленный законом или иным нормативным актом порядок безопасного функционирования (движения или эксплуатации) механических транспортных средств [5, с. 6].
Дорожно-транспортное преступление – наиболее «представительный» вид неосторожных преступлений, и принципы их предупреждения должны опираться на общетеоретические основы борьбы с неосторожными преступлениями в сфере взаимодействия человека с техникой. Изучение криминологического содержания дорожно-транспортных происшествий позволяет лучше уяснить их место в системе общественно-опасных деяний, обеспечивает выявление обстоятельств, способствующих их совершению, и соответственно – разработку профилактических мер [1, с. 6-7].
Дорожно-транспортные преступления относятся к числу неосторожных и в отличие от умышленных преступлений, которые имеют стадии приготовления и покушения, преступления по неосторожности всегда предстают только в законченном завершенном виде, т.е. с реально наступившим результатом. Здесь всегда присутствует «полный комплект» элементов преступления, предусмотренных диспозицией соответствующей статьи Уголовного Кодекса. Привлечение к уголовной ответственности за приготовление к совершению дорожно-транспортного преступления или за покушение на него исключено [1, с. 39].
Возрастающее внимание к преступлениям в сфере взаимодействия человека с техникой сопровождается формированием теории их предупреждения. Концептуальный анализ вопросов, касающихся природы и механизма дорожно-транспортных преступлений, личных особенностей соответствующей категории преступников, содержания и направленности профилактических мероприятий, несомненно должны способствовать развитию указанной теории. Каждое дорожно-транспортное преступление является следствием противоправного поведения, в подавляющем большинстве случаев – сознательного нарушения правил дорожного движения. Существует непосредственная связь между противоправным поведением водителей в виде административных проступков и дорожно-транспортными преступлениями, к которым эти проступки приводят с известной степенью вероятности [1, с. 6-7].
Объект транспортных преступлений – общественные отношения в сфере безопасной работы транспорта или общественная безопасность. Общественная опасность транспортных преступлений состоит, с одной стороны в том , что ими создается опасность причинения вреда жизни и здоровью многих людей, с другой – причиняется или может быть причинен значительный материальный ущерб и наряду с этим нарушается безопасное функционирование самого транспорта. Особенностью транспортных преступлений является то, что вред личности или имуществу причиняется в основном при нарушении правил использования источников повышенной опасности и потерпевшие, как правило, случайные лица. Указанные преступления создают угрозу неопределенному кругу лиц или материальных средств, к тому же путем нарушения правил безопасности [5, с.6-7].
Предупреждение дорожно-транспортных преступлений, повышение эффективности борьбы с ними предполагают комплексное решение одновременно социальных, экономических, организационных, идейно-воспитательных и других проблем; учета многообразия и сложности тех социальных процессов и явлений, которые взаимосвязаны с интенсификацией дорожного движения. Дорожно-транспортные преступления необходимо исследовать с учетом их тесной взаимосвязи с иными дорожно-транспортными правонарушениями и происшествиями, т.к. во-первых, преступному поведению водителя нередко предшествуют нарушения им правил дорожного движения непреступного характера; во-вторых, преступные нарушения правил дорожного движения всегда бывают связаны с влиянием объективных условий движения, в том числе с нарушениями тех же правил другими субъектами; в-третьих, эффективное предупреждение преступлений немыслимо без профилактики тех проступков (управление транспортом в состоянии опьянения, превышение скорости и др.), которые лишь в определенных условиях могут повлечь тяжкие последствия [1, с. 14].
1.2 Виды дорожно-транспортных преступлений
В Уголовном Кодексе Республики Беларусь закреплено два состава дорожно-транспортных преступлений – это статья 317 Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации автодорожных транспортных средств, и статья 318 Выпуск в эксплуатацию технически неисправного автодорожного транспортного средства либо незаконный допуск к управлению.
Ст.317 Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации автодорожных транспортных средств
1. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации автодорожных транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее по неосторожности причинение менее тяжкого телесного повреждения, -
наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения, -
наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Примечание. Под автодорожными транспортными средствами, указанными в статьях 214, 317 и 318 настоящего Кодекса понимаются все виды автомобилей, тракторы и иные самоходные машины, трамваи, троллейбусы, а также мотоциклы и другие механические транспортные средства с рабочим объемом двигателя не менее пятидесяти кубических сантиметров [6, с.200].
Ответственность за указанные нарушения в УК дифференцирована в зависимости от наступивших последствий.
Законодательная регламентация рассматриваемых нарушений претерпела по сравнению с УК 1960 г. некоторые изменения. В УК 1960 г. Первоначально была установлена уголовная ответственность за названные нарушения и в том случае, если они влекли причинение легкого телесного повреждения или причинение существенного материального ущерба. В дальнейшем указанные последствия не стали признаваться признаками преступного нарушения правил безопасности дорожного движения.
Однако в ст.206 УК 1960 г. в ее последней редакции предусматривались достаточно строгие санкции за такие преступления в зависимости от тяжести наступивших последствий. Лишение свободы на срок до 3 лет либо исправительные работы на срок до 2 лет или штраф как альтернативные наказания могли быть назначены за нарушения правил безопасности движения, повлекшие причинение потерпевшему менее тяжкого телесного повреждения (часть 1 ст. 206 УК). За указанные нарушения, повлекшие смерть потерпевшего или причинение ему тяжкого телесного повреждения, предусматривалось единственно возможное наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет (часть 2 ст. 206 УК). Нарушения, повлекшие гибель нескольких лиц, подлежали наказанию в виде лишения свободы сроком от 3 до 15 лет (часть 3 ст. 206 УК).
УК 1999 г. существенно смягчил ответственность за рассматриваемое преступление, отнеся его к преступлениям не представляющим большой общественной опасности (часть 1 ст. 317) и к менее тяжким преступлениям (части 2 и 3 ст. 317) с соответствующими для таких категорий санкциями. Максимальный срок лишения свободы за совершение этого преступления даже при наличии особо тяжких последствий, как за все иные неосторожные преступления, установлен в 7 лет.