Террористический акт

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Личность, общество и государство - важнейшие объекты безопасности, которые взяты под охрану российским законодательством, в том числе и уголовным. Признание человека, его прав и свобод наивысшей социальной ценностью предполагает создание надлежащих социальных условий, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность людей, нормальное функционирование общественных и государственных институтов.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ДО.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

     Основной  этап террористической акции предполагает применение конкретных преступных действий; заключительный - выдвижение требований к органам власти, обращение за поддержкой к различным общественным силам.

     Каждому этапу террористических действий органы власти, обеспечения правопорядка должны противопоставлять соответствующие обстановке оперативные, информационные, переговорные, боевые и другие действия с учетом как общей задачи борьбы с терроризмом, так и частных задач ликвидации конкретной террористической группы, освобождения заложников, устранения общественно опасных последствий.

     Важной  особенностью современного терроризма является публичный (рассчитанный на массовое восприятие, на устрашение) характер действий террористов. Именно поэтому они  широко (часто с помощью СМИ) используют саморекламу, применяют насилие, пытаются вызвать страх и даже шок у населения и у власти.

     Криминологическая характеристика терроризма немыслима  без уяснения особенностей личности террориста, знание которых является первейшим условием выявления соответствующих  лиц, постановки их на оперативный учет, осуществления индивидуальной профилактической работы, успешного проведения контртеррористических операций.

     Как свидетельствуют результаты исследования, террористами становятся, как правило, мужчины молодого (до 30 лет) либо зрелого (от 30 до 50 лет) возраста, недостаточно образованные (лишь 54,3% из них имели среднее образование), зачастую (около 70%) не имеющие постоянного источника доходов. Достаточно высока среди них доля бывших спортсменов, а также в прошлом военнослужащих - участников боевых действий при ликвидации межнациональных и иных конфликтов31.

     Обобщение основных криминологических характеристик  терроризма позволяет достаточно полно  раскрыть его сущность. При этом представляется вполне обоснованным следующее  определение терроризма. Терроризм  как социальное явление - это публично совершаемые общеопасные действия или угрозы таковыми, направленные на устрашение населения или социальных групп, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов.

     В этом определении четко прослеживаются такие криминологические особенности  терроризма, как его общая опасность, публичный характер исполнения, преднамеренное создание обстановки страха, применение насилия и психологического воздействия  в целях склонения власти к определенному поведению.

     Существование и развитие терроризма определяются в значительной мере общими причинами  преступности - противоречиями, существующими  в различных сферах жизни общества.

     Отмеченные  разнообразные детерминанты терроризма проявляют себя при наличии достаточно широкого круга лиц, групп, течений, не соглашающихся с существующей в конкретном государстве системой организации общественной жизни, желающих изменить ее в нужном для них направлении в сжатые сроки без приложения значительных усилий.

     Значительно легче реализовать меры специально-криминологического предупреждения терроризма, направленные в основном на устранение условий, способствующих этой преступной деятельности. Данные меры, базирующиеся на мониторинге  криминогенной ситуации, включают:

  1. постоянную антитеррористическую пропаганду;
  2. противодействие процессам, создающим почву для совершения террористических действий, в том числе осуществление контроля за националистической, фундаменталистской, экстремистской средой, за информацией, представляющей интерес для террористов, за хранением оружия, взрывчатых веществ и материалов повышенной опасности, охрану режимных объектов;
  3. поддержание в постоянной готовности ведомственных систем противодействия терроризму, создание единого для них банка данных, их материально-техническое, финансовое, организационное обеспечение;
  4. предотвращение замышленных и пресечение совершаемых актов террористической деятельности;
  5. психологическую и виктимологическую подготовку населения и его инструктаж о поведении в условиях совершения террористических действий и их ликвидации;
  6. подготовку и проведение контртеррористических операций.

     Реализация  указанных специально-криминологических  мер предупреждения терроризма возложена  на всю систему правоохранительных органов государства, в том числе на органы ФСБ и внутренних дел, играющие особую роль в сборе информации о готовящихся террористических действиях, в их предотвращении и пресечении.

     Основным  нормативным правовым актом Российской Федерации, регулирующим правоотношения в области оборота оружия, является Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии». В нем даны понятия предметов оборота ("оружие", "боеприпасы", "огнестрельное оружие", "газовое оружие" и пр.); перечислены субъекты, имеющие право приобретать оружие; регламентирован порядок продажи и передачи его государственным военизированным организациям, контроля за оборотом оружия и т.д. В этом Законе содержится и положение о том, что огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства должны содержаться в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц32. Нарушение данного требования является одним из условий, способствующих совершению преступлений против общественной безопасности, связанных с незаконным оборотом оружия.

     В соответствии с указанным Законом  оборот оружия включает его производство, торговлю, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, использование, изъятие, ввоз в страну и вывоз из нее.

     К преступлениям, связанным с незаконным оборотом оружия, относятся: контрабанда  оружия; незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение  оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ  и взрывных устройств; незаконное изготовление оружия; хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Незаконному обороту оружия способствует совершение таких преступлений, как небрежное хранение огнестрельного оружия; ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

     Особая  общественная опасность незаконного  оборота оружия состоит в создании им необходимых условий для совершения тяжких и особо тяжких преступлений, в росте так называемой вооруженной преступности. Причем некоторое снижение показателей такой преступности объясняется не ее реальным уменьшением, а увеличивающейся латентностью. Состояние этой преступности, ежегодное совершение 12 - 14 тыс. преступлений с применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств вызывает особую тревогу33.

     Увеличение  вооруженной преступности находится  в прямой зависимости от политической и экономической ситуации за последнее  десятилетие. Продолжающаяся нестабильность общества, перманентное возникновение очагов региональных и межнациональных конфликтов, криминализация экономики привели к значительному росту преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. В свою очередь, это повлекло за собой открытое применение преступниками различных видов оружия при совершении тяжких и особо тяжких преступлений.

     Незаконный  оборот оружия представляет собой сложный  вид преступной деятельности, включающий различные нелегальные способы  его приобретения и последующего обращения с ним.

     Учитывая  географическое положение России, происходящие в ней социальные, экономические  процессы, большой потенциал вооружения и боевой техники, происходящую передислокацию войск, военно-морских баз, наличие  большого числа торговых, рыболовных, грузопассажирских портов, слабую укрепленность государственной границы, в последнее время расширяются предпосылки и возможности контрабандного вывоза и ввоза оружия. Все чаще оружие захватывается преступными группами и переправляется в районы межнациональных конфликтов.

     При совершении ежегодно около 3000 подобных преступлений соотношение различных  видов хищения оружия таково: кражи - 63%; разбойные нападения - 12%; грабежи - 9%; присвоение - 14%; растрата - 2%.

     Большинство краж оружия (93%) совершается из его специальных хранилищ (складов, оружейных комнат, дежурных частей с сейфами для хранения оружия и др.) либо у отдельных лиц. В зависимости от характера проникновения в эти хранилища кражи можно классифицировать на совершенные путем использования свободного доступа (28%) либо технических средств преодоления препятствий (72%)34.

     Незаконный  оборот оружия наряду с его незаконным приобретением включает также и  такие противоправные действия с  ним, как передача, сбыт, хранение, перевозка  или ношение, количество которых ежегодно составляет около 50 тыс. Применение находящегося в незаконном обороте оружия в преступных целях выходит за рамки такого оборота и образует наряду с ним самостоятельный вид преступления35.

     Выявление причин и условий, способствующих незаконному  обороту оружия, имеет важное значение для его предупреждения. К ним относятся:

  1. недостаточная укрепленность границ Российской Федерации с рядом новых независимых государств, ранее составляющих СССР;
  2. наличие очагов локальных вооруженных конфликтов внутри России и вокруг нее;
  3. снижение уровня исполнительской, служебной и производственной дисциплины в учреждениях, на предприятиях и объектах, вовлеченных в оборот оружия;
  4. слабая техническая защищенность подобных объектов;
  5. ослабление жесткого государственного контроля за транспортированием и перевозкой оптовых партий оружия и боеприпасов, что в значительной степени связано с трудностями и упущениями в сфере проведения экономических и социальных реформ;
  6. ухудшение общей криминогенной ситуации в России, связанной прежде всего с проявлениями организованной преступности и ростом насильственных преступлений;
  7. недостаточная эффективность функционирования государственной системы выявления и пресечения каналов незаконного оборота оружия в связи с их слабой материально-технической базой, проблемами кадрового обеспечения, слабой организацией взаимодействия и координации между отдельными структурными звеньями, отсутствием единого централизованного учета находящегося в обороте оружия, боеприпасов36.

     В результате действия этих факторов наблюдается  выход оружия из-под контроля государства, что с неизбежностью влечет противоправное обладание им отдельными лицами. В  свою очередь, насыщенность страны оружием  предопределяет его неправомерное применение. Соответственно возникает и существует прямая зависимость между ростом незаконного оборота оружия и количеством совершаемых вооруженных преступлений. Реальную опасность стали представлять организованные преступные группы, члены которых используют оружие в качестве основного аргумента при решении возникающих проблем. Нормальным для них средством устранения конкурентов стали убийства по найму.

     Предупреждение  преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, осуществляется на общесоциальном и специально-криминологическом уровнях.

     Исходя  из причин и условий, способствующих совершению преступлений, связанных  с незаконным оборотом оружия, предупредительные  меры в первую очередь должны быть направлены на осуществление компетентными  органами государства контроля за спросом на оружие у законопослушной части населения; исключение возможности его незаконного удовлетворения; перекрытие каналов поступления оружия в нелегальный оборот; изъятие оружия из незаконного оборота.

     В настоящее время следует в первую очередь предпринять усилия по повышению и укреплению деятельности правоохранительных органов государства в целях их более эффективного воздействия на предотвращение глобального развития негативных процессов в сфере незаконного оборота оружия.

     Что же касается мер предупреждения преступлений, совершение которых сопряжено с незаконным распространением оружия и предметов вооружения, то создание соответствующих средств борьбы с этими посягательствами предполагает еще и обнаружение в криминогенном комплексе такого объекта, который ранее не испытывал воздействия со стороны институциональных средств борьбы с преступностью. В настоящее время необходимы качественная перестройка всей системы профилактической работы, создание более эффективных средств воздействия как на преступность в целом, так и на преступления, связанные с незаконным оборотом оружия.

     К специальному предупреждению незаконного  оборота оружия и связанных с  его использованием преступлений относятся  и применение уголовно-правовых мер, осуществление общей и частной превенции. Так, привлечение виновного лица к уголовной ответственности за незаконный оборот оружия выступает в качестве фактора предупреждения других преступлений, в которых предметы вооружения являются средством достижения иного, более тяжкого преступного результата. Таким образом, положения уголовного закона выступают, с одной стороны, в качестве формы социально-политической и правовой оценки преступления, а с другой - как средство предупреждения насильственных, корыстно-насильственных и иных преступлений, в которых использование оружия является одним из способов их совершения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Террористический акт