Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:08, курсовая работа
Личность, общество и государство - важнейшие объекты безопасности, которые взяты под охрану российским законодательством, в том числе и уголовным. Признание человека, его прав и свобод наивысшей социальной ценностью предполагает создание надлежащих социальных условий, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность людей, нормальное функционирование общественных и государственных институтов.
Сообщение о готовящемся акте
терроризма может быть сделано
в любой форме: устно,
Субъективная сторона
Захват заложника (ст. 206) и похищение человека (ст. 126). Похищение человека в большинстве случаев происходит путем насильственного захвата, затем дальнейшего удержания и выдвижения каких-либо требований и условий для освобождения похищенного. Захват заложника предполагает наличие специальной цели - понуждения к совершению определенного действия. Но и похищение совершается не просто ради самого похищения, а тоже в определенных целях, - например, получения выкупа. Впрочем, для этих двух преступлений хорошо разработаны критерии разграничения, и пересечение может возникнуть только тогда, когда захватом заложника понуждается к действиям гражданин, а не государство; но здесь может отсутствовать нарушение общественной безопасности.
Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208), бандитизм (ст. 209), организация преступного сообщества (ст. 210). Статье 208 не повезло - её почему-то причислили к террористическим преступлениям (см. Закон о борьбе с терроризмом, ст. 205.1 УК РФ), хотя незаконное вооруженное формирование может быть создано кем угодно, а не только и не сколько террористами. Предыстория этой статьи берет свое начало в ст. 1 Закона "Об обороне": "создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных федеральными законами, запрещаются и преследуются по закону". Такое понимание незаконных вооруженных формирований было воспринято и УК РФ, но антитеррористическая кампания исказила его содержание. Таким способом, например, незаконные дружины общественной самообороны причисляются к террористическим организациям, а их члены - к террористам, что является просто правовым нонсенсом26.
Бандитизм в ранее действующих кодексах не относился к посягательствам на общественную безопасность, а включался в главы о государственных преступлениях. Ближайший конкурент бандитизма - вооруженный разбой; их разграничению посвящены десятки монографий и диссертаций. Состав бандитизма считается оконченным с момента создания банды, т.е. устойчивой вооруженной группы для нападения на граждан и организации. Здесь можно отметить некоторое противоречие: устойчивость как обязательный признак банды объективно может проявиться лишь при известном временном периоде её деятельности и реально совершенных нападениях. Поэтому всё достоинство усеченного состава создания банды сходит на нет и превращается в фикцию.
То
же самое относится и к
Приведение в негодность объектов жизнеобеспечения (ст. 215.2), терроризм (ст. 205) и диверсия (ст. 281). Терроризм и диверсия не так уж и разнородны. Диверсия совершается в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности государства - это обязательный признак данного преступления. Вместе с тем трудно представить себе диверсию, не нарушающую общественную безопасность, и террористов, которые не хотят подорвать экономическую безопасность государства. Тем более, что внешнее выполнение обоих составов часто одинаковы - совершение взрывов, поджогов и иных общественно опасных действий.
Ст. 215.2 УК РФ предусматривает такое преступление, как разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние объектов энергетики, электросвязи, жилищного и коммунального хозяйства или других объектов жизнеобеспечения, если эти деяния совершены из корыстных или хулиганских побуждений. Вместе с тем и акты терроризма, и акты диверсии наряду со своими целями могут совершаться из корыстных побуждений. Таким образом, данный состав частично вторгается в сферу действия норм ответственности за гораздо более тяжкие преступления, что нельзя признать удачной криминализацией данного деяния.
Пиратство
(ст. 227), бандитизм (ст. 209), разбой (ст. 162).
Пиратство предполагает нападение
на морское или речное судно в
целях завладения чужим имуществом,
совершенное с применением насилия либо
с угрозой его применения (ч. 1 ст. 227) или
то же самое, но совершенное неоднократно
либо с применением оружия или предметов,
используемых в качестве оружия (ч. 2 ст.
227). Видно, что ч. 1 может быть аналогом
разбоя, а ч. 2 - аналогом бандитизма. Комментаторы
данной статьи полагают, что это преступление
должно совершаться в открытом море, вне
юрисдикции государства, в противном случае
нельзя говорить о пиратстве. Однако из
данной нормы ничего подобного не следует.
Ссылки на международно-правовое определение
пиратства не убеждают - УК РФ не воспринял
ни одно из международных определений,
и для уяснения содержания пиратства не
требует обращаться к конвенциям по открытому
морю и морскому праву27. Таким образом,
можно констатировать частичное пересечение
составов бандитизма, разбоя и пиратства.
3
Криминологические
особенности, детерминанты
и предупреждение преступлений
против общественной
безопасности
3.1
Криминологическая
характеристика преступлений
против общественной
безопасности
Общественная
безопасность - это состояние общества,
характеризующееся его
Преступные посягательства на общественную безопасность охватывают значительное количество предусмотренных законодательством уголовно наказуемых деяний, которые могут быть объединены в три основные группы:
Наряду с существованием общего объекта преступного посягательства все указанные преступления обладают некоторыми криминологическими особенностями.
Важнейшей среди них является особая общественная опасность данных преступлений, нанесение в результате их совершения прямого или косвенного ущерба общественной безопасности в целом, безопасности личности, собственности, в частности.
Хотя общее число преступлений, посягающих на общественную безопасность и общественный порядок (ежегодно около 210 тыс.), составляет незначительную часть всего объема преступности в стране (7 - 7,5%), последствия их совершения, наносимый при этом моральный и материальный ущерб обществу чрезвычайно велики.
Наблюдается небольшой, но стабильный рост числа рассматриваемых преступлений. За последние годы их количество возросло примерно на 10% при ежегодном приросте, составляющем 5 - 7%28.
В структуре преступлений против общественной безопасности и общественного порядка преобладают хулиганство (62,2%); действия, связанные с незаконным оборотом оружия (31,9%); заведомо ложные сообщения об акте терроризма (2,5%). В то же время относительно невелико количество таких особо опасных преступлений, как терроризм (0,15%); бандитизм (0,2%); захват заложника (0,01%); организация преступного сообщества (0,05%) либо незаконного вооруженного формирования (0,08%); вандализм (0,28%); нарушения различных правил безопасности (0,3%), хотя именно эти преступления наносят наиболее тяжкий вред общественной безопасности либо создают для нее существенную угрозу29.
Большинству лиц, совершающих наиболее тяжкие преступления против общественной безопасности, присущи умышленный характер вины, применение насилия как способа совершения общественно опасного деяния, а также использование в качестве орудия преступления либо объекта посягательства предметов, являющихся источником повышенной опасности (оружие, взрывные устройства, взрывчатые, радиоактивные материалы и т.п.).
Характеристика
детерминантов совершения преступлений
против общественной безопасности, личности
преступника и мер их предупреждения более
конкретно рассматривается при последующем
криминологическом анализе терроризма
и незаконного оборота оружия.
3.2
Криминологический
анализ терроризма и
преступлений, связанных
с незаконным оборотом
оружия
В самом общем смысле терроризм - это преступная деятельность, выражающаяся в устрашении населения и органов власти с целью достижения преступных намерений.
Одной
из криминологических
По мнению некоторых западных криминологов, в настоящее время человечество стоит на пороге новой "столетней" войны, но теперь уже с терроризмом. Уникальность ситуации состоит в том, что мир впервые столкнулся с врагом, не ставящим перед собой конкретных политических задач, выполнив которые можно добиться спокойствия и процветания. Целью современных "нигилистов" является всеобщее разрушение, а средством для ее достижения - физическое уничтожение существующей цивилизации.
Особая общественная опасность терроризма находит выражение в его целях, характере средств их достижения, а также в последствиях террористической деятельности.
При наличии зафиксированной в ст. 205 УК РФ общей цели терроризма (нарушение общественной безопасности, устрашение населения, оказание воздействия на принятие решений органами власти) он предполагает также достижение многих конечных целей. Так, террористическая деятельность может осуществляться в целях:
К криминологическим особенностям терроризма относится и широкий спектр мотивов участников террористических действий. В настоящее время наряду с политическими и националистическими побуждениями этих лиц широкое распространение в мотивации приобретают корысть, месть, экономическая и политическая конкуренция, самоутверждение и пр.
Немаловажное значение для криминологической характеристики терроризма и его предупреждения имеет анализ сложного механизма совершения конкретных террористических действий. Их начальный этап предполагает особую организацию, привлечение значительных сил и средств, информационное, тактическое и ресурсное обеспечение. При этом важным условием успеха террористов служит эффект неожиданности их действий.