Террористический акт

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Личность, общество и государство - важнейшие объекты безопасности, которые взяты под охрану российским законодательством, в том числе и уголовным. Признание человека, его прав и свобод наивысшей социальной ценностью предполагает создание надлежащих социальных условий, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность людей, нормальное функционирование общественных и государственных институтов.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ДО.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

     Содержание  общественной безопасности нельзя сводить  только к соблюдению различных правил по производству специальных работ  и обращению с общеопасными предметами. Такой подход необоснованно ограничивает пределы общественной безопасности лишь сферой локальной или профессиональной деятельности, а ее содержание - специальной безопасностью8. Источником опасности для общества могут выступать не только опасные производства и предметы, но и опасные формы поведения людей, особенно выражающиеся в насильственных формах поведения. Если такой социальный источник направлен на тот же объект, что и "технический" источник, обладает такой же разрушительной силой и способен причинить такие же последствия, то данные факторы нельзя игнорировать при правовой оценке содеянного. В ряде случаев отдельные опасные формы поведения людей необходимо расценивать как угрожающие безопасности общества.

     В последнее время значительную угрозу для России приобретает международный  и государственный терроризм, превращающий мирное население в объект силового воздействия с целью дестабилизации обстановки, запугивания людей, лишения их способности оказывать организованное противодействие. 
Совершенно ясно, что терроризм - явление не новое, но еще не изученное до конца. Очевидно и то что общество и государство в различных условиях могут проявлять себя по разному, в зависимости от масштабов угрозы и действий со стороны террористических групп и объединений.    В связи с этим, Государственной Думой 3 июля 1998 г. был принят Федеральный закон «О борьбе с терроризмом»9.

     Как угроза национальной безопасности России терроризм охватывает своим деструктивным  воздействием все основные сферы  общественной жизни страны, все более  приобретая значение одного из основных факторов, препятствующих стабилизации социально-политических отношений в стране. Специфика механизма террористического воздействия обусловливает многоплановость разрушительного влияния терроризма на всю систему общественных отношений, а также его повышенную опасность, особенно в связи с возрастанием угрозы развития массового терроризма к использования его субъектами средств массового поражения. Современная социальная и общественно-политическая обстановка в России характеризуется ростом криминальных тенденций, распространением политического экстремизма, усилением угрозы терроризма. Эффективная борьба с терроризмом приобретает все более важное значение в системе обеспечения национальной безопасности. Терроризм является одной из наиболее опасных разновидностей политического экстремизма и носит острый криминальный характер10.

     Проблема  обеспечения общественной безопасности и правового (законного) ограничения  прав и свобод человека в современных  условиях приобретает особую остроту  и требует самого пристального внимания. Вряд ли можно поставить под сомнение актуальность этой проблемы для российского общества, и события последних лет демонстрируют новые тенденции в расстановке приоритетов: на первое место по общегосударственной важности выходят вопросы обеспечения общественной безопасности, неизбежно связанные с определенным ограничением прав и свобод человека и гражданина. Отметим, что исследование вопросов соотношения безопасности общества и соблюдения прав человека затрагивает в первую очередь рассмотрение личных прав человека (гражданина). В данном контексте не разграничиваются права гражданина и человека, поскольку каждый гражданин, прежде всего человек.

     Существующая  действительность диктует необходимость  по-новому взглянуть на проблему защиты прав и свобод человека и гражданина: на сегодняшний момент главным приоритетом государства должно стать обеспечение оптимального объема прав и свобод человека в целях гарантирования безопасной жизнедеятельности общества в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2 Система и виды преступлений против общественной безопасности 

   2.1 Виды преступлений против общественной безопасности, их                                    классификация и систематизирование 

                                                                    

     Особенностью  преступлений против общественной безопасности является то, что они объективно вредны для широкого круга общественных отношений (безопасности личности, нормальной деятельности предприятий, учреждений, организаций и других социальных институтов). При совершении преступлений против общественной безопасности вред причиняется интересам не конкретного человека, а общественно значимым интересам - безопасным условиям жизни общества в целом. При этом непосредственному преступному воздействию могут подвергаться такие социальные ценности, как нормальные и безопасные условия жизни всего общества, общественный порядок, безопасность при производстве различного рода работ и обращении с общеопасными предметами.

     Преступления  против общественной безопасности и  общественного порядка представляют собой предусмотренные Уголовным кодексом умышленные или неосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействие), причиняющие существенный вред безопасным условиям жизни общества, здоровью населения и общественной создающие реальную угрозу причинения такого вреда11.

     Высокая степень социальной опасности преступлений против общественной безопасности обусловливается, прежде всего, внутренними свойствами этих преступлений. Они нарушают функциональную предназначенность общественной безопасности, для которой характерно обеспечение, во-первых, безопасности неопределенно широкого круга правоохраняемых интересов (личности, имущества, деятельности социальных институтов и т.д.); во-вторых, неприкосновенности жизни и здоровья неопределенно широкого круга лиц; в-третьих, охраны, наряду с общественной безопасностью, и других социальных благ. Например, устанавливая ответственность за терроризм, законодатель обеспечивает охрану не только общественной безопасности как самостоятельного социального блага, но и имущества, жизни, здоровья людей. Таким образом, можно сказать, что общественная безопасность обладает свойством "комплексного" объекта уголовно-правовой охраны12.

       Поэтому вышеизложенные свойства  преступлений против общественной  безопасности позволяют отграничивать их от преступлений против личности (убийств, причинения вреда здоровью и т.п.), собственности (хищений, уничтожения или повреждения имущества), порядка управления и т.д. Если в статьях о преступлениях против личности и собственности защищаются интересы пусть индивидуально не определенной, но все-таки конкретной личности или организации, то нормы о преступлениях против общественной безопасности имеют целью защиту безопасных условий жизнедеятельности общества в целом.

     Характерной чертой механизма совершения преступлений против общественной безопасности является то обстоятельство, что такие социальные ценности общества, как жизнь, здоровье, права и свободы личности, собственность и т.п., нарушаются опосредованно, путем причинения вреда отношениям, регламентирующим безопасные условия общества. Однако от этого данные преступления не становятся менее опасными, чем, например, преступления против личности или собственности. Поскольку здесь имеет место "комплексное" преступление и вред причиняется интересам не конкретной личности, а общественно значимым интересам - безопасным условиям общества в целом, постольку законодатель устанавливает достаточно суровые санкции за совершение преступлений против безопасности общества13.

     Раздел  о преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка как самостоятельное структурное подразделение в Уголовном кодексе России выделен впервые. Принимая решение об объединении рассматриваемых преступлений в одну группу, законодатель руководствовался необходимостью обеспечения всесторонней охраны таких важных социальных благ, как безопасность общества и порядок в нем14. На протяжении всей истории цивилизации безопасность и порядок являлись одними из главных целей и неотъемлемыми слагаемыми деятельности людей, социальных групп, обществ, государств и мирового сообщества. Забота о безопасности и порядке имманентно присуща каждой частице социальной структуры общества - от конкретного индивида до предельно широкого объединения людей.

       Классификация преступлений, посягающих на общественную безопасность, позволяет не только систематизировать их, но и правильно определить приоритеты объекта уголовно-правовой охраны. В современной уголовной науке существует немало мнений относительно классификаций преступлений против общественной безопасности. Любые частные успехи и неудачи в деле построения классификации имеют общее значение. Применение нестандартных методов, разработка новых принципов классификации интересны практически всем ученым, занятым этими проблемами.

     Система преступлений против общественной безопасности включает:

1) преступления, связанные с нарушением условий защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства (ст. 205-211, 215'-2153,           227 УК);

2) преступления, связанные с нарушением общественного порядка (ст. 212-          214 УК);

3) преступления, связанные с нарушением правил безопасности при ведении работ, а также обращения взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ, пиротехнических изделий, ядерных материалов или радиоактивных веществ        (ст. 215,216-221 УК);

4) преступления, связанные с незаконным оборотом и использованием оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств      (ст. 222—226 УК).

     Общественная  опасность данных преступлений заключается в подрыве системы общественной безопасности, сложившихся правил общежития15.

     В уголовной науке нет единства мнений ни в отношении основных принципов  классификации, ни в построении классификационных  систем, ни в способах сбора и  обработки материала. Подобная ситуация осознается учеными как появление в уголовной науке особой классификационной проблемы, то есть, другими словами, все ученые соглашаются с мнением, что при классификации явлений, объектов и т.д. должно быть единое основание, но в выборе этого основания их мнения расходятся.

     По  совпадающему объекту рассматриваемые  преступления В.П. Малков объединяет в  следующие группы:

     1) преступления, посягающие на состояние  защищенности личности, общества  и государства от разнообразных  внутренних и внешних угроз общеопасного характера (ст. ст. 205 - 211 УК РФ);

     2) преступления, посягающие на состояние  защищенности личности, общества  и государства от угроз в  связи с нарушениями общественного  порядка (ст. ст. 212 - 214, 215.2, 227 УК РФ);

     3) преступления, посягающие на защищенность личности, общества и государства от угроз в связи с нарушениями правил обращения с общеопасными материалами, веществами и изделиями (ст. ст. 218, 220 - 223, 226 УК РФ);

     4) преступления, посягающие на защищенность  личности, общества и государства от угроз в связи с нарушениями специальных правил безопасности ведения определенных видов работ или деятельности (ст. ст. 215 - 217, 219, 224, 225 УК РФ). Предлагая такую группировку преступлений против общественной безопасности, В.П. Малков делает оговорку на условность данной классификации. По его мнению, она представляется удобной с точки зрения изложения и запоминания учебного материала, а также уяснения сходства и различий объективных и субъективных признаков смежных составов, включенных в ту или иную группу.

     М.П. Ковалев и В.Н. Петрашев рассматривают  следующую классификацию:

     1) преступления, совершаемые с целью  оказания психического воздействия  на членов общества: терроризм  (ст. ст. 205 - 207 УК);

     2) преступления, совершаемые специально  организованными преступными группировками (ст. ст. 208 - 210);

     3) преступления, совершаемые с общеопасным  захватом имущества (ст. ст. 211, 227 УК);

     4) преступления против общественного  порядка: массовые беспорядки (ст. ст. 212 - 214 УК);

     5) преступления, совершаемые при производстве специальных видов работ (ст. ст. 215, 217 УК);

     6) преступления, сопряженные с нарушением  правил безопасности обращения  с общеопасными веществами и  материалами (ст. ст. 218 - 221 УК);

     7) преступления, сопряженные с нарушением  правил обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами (ст. ст. 222 - 226 УК).

     Родовым объектом преступлений против общественной безопасности является совокупность общественных отношений, обеспечивающих общественную безопасность и общественный порядок, безопасность здоровья населения, экологическую безопасность, безопасность движения и эксплуатации транспорта, компьютерных информационных процессов (в широком смысле слова).

     Видовым объектом являются общественные отношения, обеспечивающие защищенность жизни и здоровья граждан, имущественных интересов, общественного спокойствия и порядка, нормальной деятельности учреждений, организаций, предприятий.

     Непосредственным  объектом являются отдельные сферы  общественной безопасности. Дополнительным объектом может быть жизнь, здоровье, личная неприкосновенность, собственность, нормальное функционирование органов власти16.

Информация о работе Террористический акт