Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 07:20, статья
Коррупция - одно из серьезнейших преступлений транснационального характера. Коррупция представляет угрозу национальной безопасности всех государств, это обусловливает необходимость развития международного сотрудничества для выработки эффективных антикоррупционных мер.
19. Судам следует
иметь в виду, что под финансовыми
операциями и другими сделками,
указанными в ст. 174 и 174.1 УК
РФ, следует понимать действия
с денежными средствами, ценными
бумагами и иным имуществом (независимо
от формы и способов их осуществления,
например, договор займа или кредита, банковский
вклад, обращение с деньгами и управление
ими в задействованном хозяйственном
проекте), направленные на установление,
изменение или прекращение связанных
с ними гражданских прав или обязанностей.
К сделкам с имуществом или денежными
средствами может относиться, например,
дарение или наследование.
При этом по смыслу
закона ответственность по ст. 174 УК
РФ или по ст. 174.1 УК РФ наступает
и в тех случаях, когда виновным
лицом совершена лишь одна финансовая
операция или одна сделка с приобретенными
преступным путем денежными средствами
или имуществом.
22. В тех случаях,
когда лицо приобрело денежные
средства или иное имущество
в результате совершения
23. Под лицами,
использующими свое служебное
положение (п. "б" ч. 3 ст. 174 и
п. "б" ч. 3 ст. 174.1 УК РФ), следует
понимать должностных лиц,
Преступления,
касающиеся операций
со счетами
Конвенция СЕ УОК
1999 требует введения ответственности
за действия, направленные на сокрытие
коррупционных преступлений, даже совершенных
в иной юрисдикции, для чего требуется
внесение изменений в действующее
законодательство.
Конвенция СЕ УОК 1999 (ст. 14) требует квалифицировать в качестве преступлений, подлежащих уголовному или иному наказанию, следующие преднамеренные действия или бездействие, цель которых - совершить, сокрыть или представить в ложном свете обстоятельства преступлений, упомянутых в ст. 2-12:
оформление или
использование счета-фактуры
противоправное
незанесение в бухгалтерские
книги платежной операции.
Хищение
имущества публичным
лицом
Конвенция ООН 2003
относит к коррупционным
Конвенция ООН 2003
(ст. 17) требует признать в качестве
уголовно наказуемых деяний, когда они
совершаются умышленно, хищение, неправомерное
присвоение или иное нецелевое использование
публичным должностным лицом в целях извлечения
выгоды для себя самого или другого физического
или юридического лица какого-либо имущества,
публичных или частных средств, или ценных
бумаг, или любого другого ценного предмета,
находящихся в ведении этого публичного
должностного лица в силу его служебного
положения.
Уголовный
кодекс РФ имеет следующие
соотносимые составы:
Статья 159.
Мошенничество.
1. Мошенничество,
то есть хищение чужого имущества или
приобретение права на чужое имущество
путем обмана или злоупотребления доверием…
3. Мошенничество,
совершенное лицом с
Статья 160.
Присвоение или растрата.
1. Присвоение или
растрата, то есть хищение чужого имущества,
вверенного виновному…
3. Те же деяния,
совершенные лицом с
Незаконное
обогащение
Конвенция ООН 2003
предлагает рассмотреть возможность
уголовной ответственности за превышение
активов должностного лица над его законными
доходами. Реализация таких норм требует
серьезных новаций в российской правовой
системе. Примеры такой практики уже имеются
в юридических системах ряда стран.
Конвенция ООН 2003
(ст. 20) предлагает рассмотреть возможность
при условии соблюдения своей конституции
и основополагающих принципов своей правовой
системы признать в качестве уголовно
наказуемого деяния, когда оно совершается
умышленно, незаконное обогащение, т.е.
значительное увеличение активов публичного
должностного лица, превышающее его законные
доходы, которое оно не может разумным
образом обосновать.
Хищение
имущества в частном
секторе
Согласно Конвенции ООН 2003 (ст. 22) надо рассмотреть возможность признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно в ходе экономической, финансовой или коммерческой деятельности:
хищение лицом,
которое руководит работой
Уголовный
кодекс РФ имеет следующие
соотносимые составы:
Статья 159.
Мошенничество.
1. Мошенничество,
то есть хищение чужого имущества или
приобретение права на чужое имущество
путем обмана или злоупотребления доверием…
Статья 160.
Присвоение или растрата.
1. Присвоение
или растрата, то есть хищение
чужого имущества, вверенного
виновному…
Статья 201.
Злоупотребление полномочиями.
1. Использование
лицом, выполняющим
Участие
и покушение
Конвенция СЕ УОК
1999 (ст. 15 - Соучастие) требует квалифицировать
в качестве уголовных преступлений пособничество
или подстрекательство к совершению любого
уголовного преступления, квалифицированного
в качестве такового в соответствии с
настоящей Конвенцией.
Конвенция ООН 2003
(ст. 27) требует признать в качестве уголовно
наказуемого деяния участие в любом качестве,
например, в качестве сообщника, пособника
или подстрекателя, в совершении какого-либо
преступления, признанного таковым в соответствии
с настоящей Конвенцией.
Конвенция ООН 2003 (ст. 27) предлагает рассмотреть возможность признать в качестве уголовно наказуемого деяния:
любое покушение
на совершение какого-либо преступления,
признанного таковым в
приготовление
к совершению какого-либо преступления,
признанного таковым в соответствии с
настоящей Конвенцией.
Уголовный
кодекс РФ:
Статья 30.
Приготовление к
преступлению и покушение
на преступление.
1. Приготовлением
к преступлению признаются
2. Уголовная
ответственность наступает за
приготовление только к
3. Покушением
на преступление признаются
Статья 33.
Виды соучастников преступления.
1. Соучастниками
преступления наряду с
Сокрытие
Конвенция ООН 2003
(ст. 24) предлагает рассмотреть возможность
без ущерба для положений ст. 23
(отмывание доходов от преступлений)
признать в качестве уголовно наказуемых
деяний, когда они совершаются
умышленно после совершения любого
из преступлений, признанных таковыми
в соответствии с Конвенцией, без участия
в совершении таких преступлений: сокрытие
или непрерывное удержание имущества,
если соответствующему лицу известно,
что такое имущество получено в результате
любого из преступлений, признанных таковыми
в соответствии с Конвенцией.
Создание правовой
базы для борьбы с коррупцией
Важность борьбы
с коррупцией признана и подчеркивается
на высшем государственном уровне,
что делает особенно важным создание
правовой базы такой борьбы.
В Концепции
национальной безопасности РФ (утвержденной
Указом Президента РФ от 17.12.97 № 1300) отмечается,
что борьба с организованной преступностью
и коррупцией имеет не только правовой,
но и политический характер.
В Концепции
административной реформ в РФ в 2006-2008 гг.
(одобренной Распоряжением Правительства
РФ от 25.10.05 № 1789-р) указано, что разработка
и внедрение правовых, организационных
и иных механизмов противодействия коррупции,
повышение прозрачности деятельности
органов исполнительной власти являются
необходимыми элементами реализации административной
реформы в России. Там же поставлена задача
подготовки пакета антикоррупционных
нормативных правовых актов, включающего
в себя и акты о внесении изменений в уголовное
законодательство, о ратификации международных
антикоррупционных конвенций.
В данной работе
рассмотрен лишь один аспект, - какие
категории преступлений конвенции
относят к категории
Для выполнения
принятых Россией на себя обязательств
в рамках указанных конвенций предстоит
большая работа по научному и практическому
анализу различных аспектов конвенций,
изменению законодательства и правоприменительной
практики.
Литература
1. Международно-правовые
основы борьбы с коррупцией и отмыванием
преступных доходов: Сборник документов
/ Составитель В.С.Овчинский, М.: ИНФРА-М,
2004.
2. Бочков С.О.
Борьба с коррупцией: гражданско-правовые
аспекты // Недвижимость и инвестиции.
Правовое регулирование. 2006. № 3-4.