Составы коррупционных преступлений: имплементация международных норм в российское уголовное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 07:20, статья

Описание работы

Коррупция - одно из серьезнейших преступлений транснационального характера. Коррупция представляет угрозу национальной безопасности всех государств, это обусловливает необходимость развития международного сотрудничества для выработки эффективных антикоррупционных мер.

Работа содержит 1 файл

конференция (текст с полной работой).doc

— 150.50 Кб (Скачать)

Далее эту конвенцию  мы будем сокращенно обозначать: Конвенция СЕ ГПОК 1999.  

3. Конвенция ООН  против коррупции  от 31.10.03 (ратифицирована  Россией).  

Конвенция вступила в силу 14.12.05. Российская Федерация  стала 52-м участником этого международного договора, подписало же его 140 стран. Список стран, присоединившихся к Конвенции, содержится на сайте http://www.unodc.org/unodc/en/crime_signatures_corruption.html.  

В Конвенции  выражена озабоченность серьезностью порождаемых коррупцией проблем  и угроз для стабильности и  безопасности общества, что подрывает демократические институты и ценности, наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку.  

Отмечены связи  между коррупцией и другими формами  преступности, в частности организованной преступностью и экономической  преступностью, включая отмывание денежных средств. Отдельно отмечены случаи коррупции, связанные с большими объемами активов, которые могут составлять значительную долю ресурсов государств, и ставящие под угрозу политическую стабильность и устойчивое развитие этих государств.  

Выражена убежденность, что коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое  затрагивает общество и экономику  всех стран, что обусловливает исключительно  важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней.  

Отмечено, что  незаконное приобретение личного состояния  может нанести серьезный ущерб  демократическим институтам, национальной экономике и правопорядку.  

Указано, что  предупреждение и искоренение коррупции - это обязанность всех государств и что для обеспечения эффективности усилий в данной области они должны сотрудничать друг с другом при поддержке и участии негосударственного сектора.  

В Конвенции  сформулированы принципы надлежащего  управления публичными делами и публичным имуществом, справедливости, ответственности и равенства перед законом и необходимость обеспечения честности и неподкупности, а также содействия формированию культуры, отвергающей коррупцию.  

Конвенция является универсальным и юридически обязательным документом, направленным на формирование общего антикоррупционного политико-правового пространства, свободного от нестыковок национальных юрисдикций, громоздких процедур правовой помощи, несовершенства механизма выдачи преступников.  

Важным и новым  в Конвенции и международном  праве является закрепленное в ней  общее правило о том, что конфискованные активы незаконного происхождения  должны возвращаться в страну происхождения, что может стать достаточно эффективным  средством предупреждения коррупции.  

В основу Конвенции  положен комплексный подход, отражающий сложную социально-правовую природу  коррупции, разнообразие мер и многоуровневый характер борьбы с этим злом.  

Конвенция детально регламентирует взаимную правовую помощь, выдачу лиц, совершивших коррупционные преступления, а также сотрудничество правоохранительных органов, включая обмен информацией и опытом, совместное проведение расследований, подготовку и повышение квалификации кадров, взаимодействие в материально-техническом обеспечении правоохранительной деятельности.  

Далее эту конвенцию  мы будем сокращенно обозначать: Конвенция  ООН 2003.  

*** 

"Коррупция  деморализует общество, разлагает  власть и государственный аппарат.  Корни коррупции находятся в  самих изъянах устройства экономической и административной жизни государства, подпитываются некачественным законодательством и распространяются при отсутствии эффективного контроля за деятельностью должностных лиц, органов государственной и муниципальной власти.  

В связи с  этим хотел бы обозначить главные приоритеты.  

Во-первых, необходимо наладить постоянную и системную  аниткоррупционную экспертизу законодательства.  

Второе. Предстоит  подключиться к работе по анализу  деятельности федеральных, региональных и местных органов власти. Исполнение любых административных процедур должно быть максимально прозрачным.  

Третье направление  нашей деятельности - это оздоровление государственного и муниципального аппарата, жесткая регламентация  прав и обязанностей чиновников. И  связанная с этим задача - создание работающего механизма разрешения конфликтов интересов на государственной и муниципальной службе. Надо поставить чиновника в строгие процедурные рамки, а результаты его деятельности открыть для гражданского общества, для людей, по сути, для налогоплательщиков, оплачивающих из своего кармана услуги государственного аппарата.  

Не нужно стесняться повышать материальное благосостояние, повышать заработную плату чиновников, но их деятельность должна быть прозрачной, открытой и абсолютно понятной обществу."  

Из выступления  Президента РФ на заседании Совета при Президенте по борьбе с коррупцией 12.01.04  

*** 

Базовая терминология  

Конвенции дают иное толкование отдельных терминов по сравнению с российским законодательством.  

Согласно Конвенции  СЕ УОК 1999 государственное должностное лицо - лицо, определяемое как "государственный служащий", "должностное лицо", "мэр", "министр" или "судья" в национальном праве государства, в котором данное лицо выполняет эту функцию, как она определяется в уголовном праве. Термин "судья" включает прокуроров и лиц, занимающих должности в судебных органах;  

Согласно  Конвенции ООН 2003 публичное должностное  лицо - это:  

1) любое назначаемое  или избираемое лицо, занимающее  какую-либо должность в законодательном,  исполнительном, административном или судебном органе государства-участника на постоянной или временной основе, за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности этого лица;  

2) любое другое  лицо, выполняющее какую-либо публичную  функцию, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, или предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве государства-участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этого государства-участника;  

3) любое другое  лицо, определяемое в качестве "публичного  должностного лица" во внутреннем  законодательстве государства-участника.  

В соответствии с Конвенцией ООН 2003 публичным должностным  лицом может считаться не только служащий государства, но и другое лицо, исполняющее публичные функции или предоставляющее публичные услуги в публичном ведомстве или предприятии (ст. 2). Ратификация Конвенции Россией требует изменения российского уголовного законодательства.  

Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.00 № 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД РФ и ФСБ РФ, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями).  

Согласно Конвенции ООН 2003:

иностранное публичное  должностное лицо - любое назначаемое  или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое  лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия;

должностное лицо публичной международной организации - занимающее должность международного гражданского служащего или любое  лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени;

юридическое лицо - любое образование, имеющее таковой  статус в силу действующего национального  права, за исключением государств или  других государственных органов, действующих  в осуществление государственных полномочий, а также международных организаций;  

имущество - любые  активы, будь то материальные или нематериальные, движимые или недвижимые, выраженные в вещах или в правах, а также  юридические документы или акты, подтверждающие право собственности на такие активы или интерес в них;

доходы от преступления - любое имущество, приобретенное  или полученное, прямо или косвенно, в результате совершения какого-либо преступления. 

*** 

"На государственной  службе нужны профессионалы, для  которых единственным критерием деятельности является закон. Иначе государство открывает дорогу коррупции. И может наступить момент, когда оно просто переродится, перестанет быть демократическим.  

Мотором нашей  политики должны стать инициативные и ответственные федеральные  органы исполнительной власти. В основе их полномочий - конституционный долг обеспечить прочность исполнительной вертикали, общегосударственный мандат доверия, полученный в результате демократических выборов Президента, единая стратегия внутренней и внешней политики."  

Из Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 08.07.00  

*** 

Общие положения о подкупе  

Используемый  в Конвенциях термин "активный подкуп" соответствует в российском уголовном  законодательстве термину "дача взятки", термин "пассивный подкуп" - терминам "получение взятки", "вымогательство взятки". Оба термина "активный подкуп" и "пассивный подкуп" соотносятся с формулировками российского законодательства "коммерческий подкуп" и "нарушение порядка финансирования избирательной компании…".  

Конвенции в  сравнении с уголовным законодательством  РФ в сфере ответственности за служебные преступления, во-первых, расширяют круг субъектов коррупционных  преступлений, во-вторых, более широко формулируют понятие взятки (коммерческого  подкупа).  

Конвенцией ООН 2003 (ст. 15, 16, 18, 21) предлагается "усеченный" состав коррупционного преступления: преступление считается совершенным при наличии предложения или обещания дать взятку и вымогательстве взятки.  

Криминализировать не только дачу взятки, но и обещание или предложение ее при активном подкупе, а также вымогательство ее предлагается также Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности.  

По российскому  законодательству подобные действия не являются оконченным составом преступления (ст. 204, 290-291 УК РФ).  

Предметом взятки в соответствии со ст. 15, 16, 18 и 21 Конвенции  ООН 2003 предлагается считать любое, а не только материальное преимущество. Получение должностным лицом  любого недолжного вознаграждения рассматривается  как уголовно наказуемый акт коррупции и в соответствии с Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности.  

По УК РФ (ст. 290-291) взятка может иметь только имущественный  характер. Аналогичный подход принят в УК РФ в отношении коммерческого  подкупа (ст. 204) и нарушения порядка финансирования избирательной компании (ст. 141.1).  

Согласно прим. 2 к ст. 201 УК РФ устанавливается следующее  правило в отношении ст. 201 (злоупотребление  полномочиями), ст. 202 (злоупотребление  полномочиями частными нотариусами и аудиторами), ст. 203 (превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб), ст. 204 (коммерческий подкуп), ст. 196 (преднамеренное банкротство): "Если деяние причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия".  

Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.00 № 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" при рассмотрении дел о коммерческом подкупе судам следует иметь в виду, что обвинительный приговор в отношении лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, за незаконное получение денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно за незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением может быть вынесен при наличии к тому оснований, если деянием причинен вред интересам других организаций, интересам граждан, общества или государства либо если вред причинен исключительно коммерческой или иной организации, где работает такое лицо, когда уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия.  

Информация о работе Составы коррупционных преступлений: имплементация международных норм в российское уголовное право