Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 07:20, статья
Коррупция - одно из серьезнейших преступлений транснационального характера. Коррупция представляет угрозу национальной безопасности всех государств, это обусловливает необходимость развития международного сотрудничества для выработки эффективных антикоррупционных мер.
Использование
служебного положения в корыстных
целях
Конвенция ООН 2003
(ст. 19) предлагает рассмотреть возможность
признать в качестве уголовно наказуемого
деяния, когда оно совершается умышленно:
злоупотребление служебными полномочиями
или служебным положением, т.е. совершение
какого-либо действия или бездействия,
в нарушение законодательства, публичным
должностным лицом при выполнении своих
функций с целью получения какого-либо
неправомерного преимущества для себя
самого или иного физического или юридического
лица.
Уголовный
кодекс РФ имеет следующие
соотносимые составы:
Статья 202.
Злоупотребление
полномочиями частными
нотариусами и
аудиторами.
1. Использование
частным нотариусом или
Статья 285.
Злоупотребление
должностными полномочиями.
1. Использование
должностным лицом своих
2. То же деяние,
совершенное лицом, занимающим государственную
должность Российской Федерации или государственную
должность субъекта Российской Федерации,
а равно главой органа местного самоуправления…
Примечания.
1. Должностными
лицами в статьях настоящей
главы признаются лица, постоянно,
временно или по специальному полномочию
осуществляющие функции представителя
власти либо выполняющие организационно-
4. Государственные
служащие и служащие органов
местного самоуправления, не относящиеся
к числу должностных лиц, несут
уголовную ответственность по статьям
настоящей главы в случаях, специально
предусмотренных соответствующими статьями.
Статья 289.
Незаконное участие
в предпринимательской
деятельности.
Учреждение должностным
лицом организации, осуществляющей
предпринимательскую деятельность, либо
участие в управлении такой организацией
лично или через доверенное лицо вопреки
запрету, установленному законом, если
эти деяния связаны с предоставлением
такой организации льгот и преимуществ
или с покровительством в иной форме…
Согласно п. 20,
21 Постановления Пленума
20. Получение
должностным лицом либо лицом,
выполняющим управленческие
Владелец ценностей
в таких случаях несет
21. Если лицо
получает от кого-либо деньги
или иные ценности якобы для
передачи должностному лицу
Злоупотребление
влиянием в корыстных целях
В связи с
ратификацией необходимо принятие законодательных
мер, направленных на противодействие
злоупотреблениям влиянием в корыстных
целях. Их реализация потребует введения
в действующее уголовное законодательство
самостоятельного состава, предусматривающего
ответственность за подобные деяния.
Конвенция СЕ УОК
1999 требует квалифицировать в
качестве уголовных преступлений: обещание,
предложение или
Конвенция ООН 2003 (ст. 18) предлагает рассмотреть возможность признать в качестве уголовно наказуемых следующие деяния, когда они совершаются умышленно:
обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу или любому другому лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества, с тем чтобы это публичное должностное лицо или такое другое лицо злоупотребило своим действительным или предполагаемым влиянием с целью получения от администрации или публичного органа государства-участника какого-либо неправомерного преимущества для первоначального инициатора таких действий или любого другого лица;
вымогательство
или принятие публичным должностным
лицом или любым другим лицом,
лично или через посредников, какого-либо
неправомерного преимущества для себя
самого или для другого лица, с тем чтобы
это публичное должностное лицо или такое
другое лицо злоупотребило своим действительным
или предполагаемым влиянием с целью получения
от администрации или публичного органа
государства-участника какого-либо неправомерного
преимущества.
Согласно п. 4
Постановления Пленума
Под должностным
положением, способствующим совершению
определенных действий в пользу взяткодателя
со стороны указанных должностных лиц,
следует, в частности, понимать значимость
и авторитет занимаемой должности, нахождение
в подчинении иных должностных лиц, в отношении
которых осуществляется руководство со
стороны взяткополучателя.
Отмывание
доходов от коррупционных
преступлений
В отношении
данного вида преступлений Конвенции
дают более широкое толкование по
сравнению с российским законодательством.
Требуется внесение изменений в
действующее уголовное законодательство,
в том числе для криминализации отмывания
доходов также от тех преступлений, которые
совершены в иностранной юрисдикции.
Конвенция СЕ УОК
1999 требует квалифицировать (ст. 13 -
Отмывание доходов от преступлений,
связанных с коррупцией) в качестве
уголовных преступлений: поведение, упомянутое
в п. 1 и 2 ст. 6 Конвенции Совета Европы об
отмывании, выявлении, изъятии и конфискации
доходов от преступной деятельности (СЕД
№ 141), при упомянутых в ней обстоятельствах,
когда основное правонарушение состоит
в совершении любого из уголовных преступлений,
квалифицированных в качестве таковых
в соответствии со ст. 2-12 Конвенции СЕ
УОК 1999 г.
Конвенция
ООН 2003 (ст. 23) требует:
1. Признать в
качестве уголовно наказуемых
следующие деяния, когда они совершаются
умышленно:
а) i) конверсию
или перевод имущества, если известно,
что такое имущество
ii) сокрытие или
утаивание подлинного
b) при условии
соблюдения основных принципов
своей правовой системы:
i) приобретение,
владение или использование
ii) участие, причастность
или вступление в сговор с
целью совершения любого из
преступлений, признанных таковыми
в соответствии с настоящей
статьей, покушение на его
2. Для целей
осуществления или применения
п. 1 настоящей статьи:
а) каждое государство-участник
стремится применять п. 1 настоящей
статьи к самому широкому кругу основных
правонарушений;
b) каждое государство-участник
включает в число основных
правонарушений, как минимум, всеобъемлющий
круг преступлений, признанных таковыми
в соответствии с настоящей
Конвенцией;
с) для целей
подп. (b) основные правонарушения включают
преступления, совершенные как в пределах,
так и за пределами юрисдикции соответствующего
государства-участника. Однако преступления,
совершенные за пределами юрисдикции
какого-либо государства-участника, представляют
собой основные правонарушения только
при условии, что соответствующее деяние
является уголовно наказуемым согласно
внутреннему законодательству государства,
в котором оно совершено, и было бы уголовно
наказуемым согласно внутреннему законодательству
государства-участника, в котором осуществляется
или применяется настоящая статья, если
бы оно было совершено в нем;
Уголовный
кодекс РФ:
Статья 174.
Легализация (отмывание)
денежных средств
или иного имущества,
приобретенных другими
лицами преступным путем.
1. Совершение
финансовых операций и других сделок с
денежными средствами или иным имуществом,
заведомо приобретенными другими лицами
преступным путем (за исключением преступлений,
предусмотренных ст. 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2
настоящего Кодекса), в целях придания
правомерного вида владению, пользованию
и распоряжению указанными денежными
средствами или иным имуществом…
Статья 174.1.
Легализация (отмывание)
денежных средств
или иного имущества,
приобретенных лицом
в результате совершения
им преступления.
1. Совершение финансовых
операций и других сделок с денежными
средствами или иным имуществом, приобретенными
лицом в результате совершения им преступления
(за исключением преступлений, предусмотренных
ст. 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 настоящего Кодекса),
либо использование указанных средств
или иного имущества для осуществления
предпринимательской или иной экономической
деятельности…
Статья 175.
Приобретение или
сбыт имущества, заведомо
добытого преступным
путем.
1. Заранее не
обещанные приобретение или
Постановление
Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.04
№ 23 "О судебной практике по делам
о незаконном предпринимательстве
и легализации (отмывании) денежных
средств или иного имущества,
приобретенных преступным путем"
уточняет: