Составы коррупционных преступлений: имплементация международных норм в российское уголовное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 07:20, статья

Описание работы

Коррупция - одно из серьезнейших преступлений транснационального характера. Коррупция представляет угрозу национальной безопасности всех государств, это обусловливает необходимость развития международного сотрудничества для выработки эффективных антикоррупционных мер.

Работа содержит 1 файл

конференция (текст с полной работой).doc

— 150.50 Кб (Скачать)

Журнал "Право  и безопасность"  

Номер - 3-4 (20-21), Декабрь 2006  

Составы коррупционных преступлений: имплементация международных  норм в российское уголовное право  

Бочков C.O., главный редактор журнала «Право и  безопасность»  

Коррупция - одно из серьезнейших преступлений транснационального характера. Коррупция представляет угрозу национальной безопасности всех государств, это обусловливает необходимость развития международного сотрудничества для выработки эффективных антикоррупционных мер.  

В 2006 г. законодательство России пополнилась законами от 08.03.06 № 40-ФЗ и от 25.07.06 № 125-ФЗ, которыми ратифицированы ранее подписанные Россией международные договоры: Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции от 31.10.03 и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.99.  

Ратификация данных конвенций способствует совершенствованию  правовой основы противодействия коррупции  в Российской Федерации, а также  международному сотрудничеству в этой области и является важным шагом на пути дальнейшей интеграции России в общеевропейское и мировое правовое пространство.  

В правовом плане  эти шаги имеют последствия не только в части международных  обязательств России, но и в отношении  внутреннего российского законодательства, поскольку именно в нем должны быть закреплены основные положения Конвенций. В частности, в Уголовный кодекс РФ (УК РФ) на основании федерального закона от 27.07.06 № 153-ФЗ введена глава "Конфискация имущества".  

Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это означает, что положения вступивших в силу конвенций могут непосредственно учитываться в правоприменительной практике, в том числе судебной.  

Также присоединение  России к конвенциям может быть учтено при рассмотрении дел в Европейском  суде по правам человека в Страсбурге, в международных судах, при рассмотрении дел в иностранной юрисдикции.  

Детальное содержание указанных конвенций до настоящего времени не известно ни российским гражданам, ни представителям власти. При этом конвенции описывают  правовые нормы, многие из которых являются новациями для российского законодательства.  

Согласно п. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные  правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Необходима официальная публикация текстов ратифицированных конвенций. Также необходимы шаги по проведению сравнительного анализа положений конвенций с нормами нашего законодательства, подготовка разъясняющих документов.  

Важной чертой Конвенций является расширение круга правонарушений, относимых к коррупционным, по которым наша страна, с одной стороны, приняла обязательства по их криминализации в национальном законодательстве, а с другой стороны, получила правовые инструменты международного сотрудничества в части обмена информацией, совместного проведения расследований, ареста, конфискации и возврата активов, выдачи преступников (для этого теперь не требуется заключение отдельных двусторонних договоров).  

В данной статье рассмотрены вопросы криминализации коррупционных деяний и отнесения различных преступлений к коррупционным (что влечет за собой, кроме прочего, применение санкций и механизмов международного сотрудничества, предусмотренных Конвенциями).  

*** 

Совещание по вопросам борьбы с преступлениями в экономической сфере (15.09.06, Сочи)  

В.Путин, Президент  России  

Здравствуйте, уважаемые  коллеги.  

Поводом для  нашей сегодняшней встречи в  таком составе послужил трагический  случай - убийство первого заместителя  председателя Центрального Банка. Думаю, вы со мной согласитесь, - это, на мой взгляд, проявление обострения ситуации в борьбе с преступностью в сфере экономики.  

Андрей Андреевич [Козлов] работал на одном из самых  острых участков, он работал с так  называемыми проблемными банками. Между тем использование банковских институтов для криминальных целей, к сожалению, продолжается, и мы с вами являемся свидетелями обналичивания миллиардов рублей ежемесячно в стране. Мы являемся свидетелями вывода огромных финансовых ресурсов за границу. Эти средства, которые, повторю, в огромных количествах обналичиваются каждый день через банковскую систему страны, используются не только на оплату услуг соответствующих работников в определенных сферах, в конвертах, - эти средства используются также на оплату услуг чиновников, предоставляющих эти услуги представителям бизнеса в обход закона и интересов общества, то есть фактически идут на огромные взятки. Эти средства используются на криминальные цели в широком смысле этого слова, на террористическую деятельность, эти средства используются наркомафией.  

Для того чтобы  работа была не только продолжена, но и  велась более эффективно, считаю необходимым  при соблюдении существующего банковского  законодательства и безусловном  соблюдении интересов участников экономической деятельности России уточнить нормативно-правовую базу по работе банковских учреждений со своими клиентами, которые по ряду объективных критериев - а их нужно разработать - вызывают подозрение в их нечистоплотности.  

Для повышения  эффективности борьбы с преступлениями в сфере экономики считаю необходимым в самые короткие сроки - буквально сейчас мы это с вами обсудим и примем соответствующие решения - создать оперативно функционирующую межведомственную рабочую группу, включающую в себя представителя прокуратуры, налоговой службы, финансовой разведки, ФСБ и МВД России при участии Центрального Банка Российской Федерации. Уровень представительства должен быть обеспечен не ниже заместителя руководителя соответствующего ведомства при координирующей роли Генеральной прокуратуры.  

(В совещании  приняли участие Генпрокурор  Ю.Чайка, Министр внутренних дел  Р.Нургалиев, Председатель Центробанка  С.Игнатьев и руководитель службы  экономической безопасности ФСБ  А.Бортников.)  

*** 

Антикоррупционные конвенции  

Существует многолетняя  история многосторонних международных  правовых договоров, касающихся данной сферы, в которых участвует наша страна.  

20.04.59 принята  Европейская конвенция о взаимной  помощи по уголовным делам  (ратифицирована Россией федеральным  законом от 25.10.99 № 193-ФЗ).  

08.11.90 принята  Конвенция Совета Европы об  отмывании, выявлении, изъятии  и конфискации доходов от преступной  деятельности (ратифицирована Россией  федеральным законом от 28.05.01 №  62-ФЗ), в которой рассматривались  как уголовно-правовые, так и гражданско-правовые аспекты международного сотрудничества.  

22.01.93 в Минске  принята Конвенция о правовой  помощи и правовых отношениях  по гражданским, семейным и  уголовным делам (ратифицирована  Россией федеральным законом  от 04.08.94 № 16-ФЗ). На настоящий момент вступила в силу для Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины.  
 

Многие важные для борьбы с коррупцией положения  содержатся во вступившей в силу 29.09.03 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, которая ратифицирована Россией федеральным законом от 26.04.04 № 26-ФЗ.  

31.10.03 принята Конвенция  ООН против коррупции.  Эта Конвенция  ратифицирована Россией  федеральным законом от 08.03.06 № 40-ФЗ.  

Для темы данной статьи наибольшее значение имеют 3 из указанных  международных договоров:  

1. Конвенция Совета  Европы об уголовной  ответственности  за коррупцию от 27.01.99 (ратифицирована  Россией).  

По состоянию  на март 2006 г. участниками Конвенции являлись 32 государства, подписали, но еще не ратифицировали Конвенцию еще 15 государств. Конвенция вступила в силу.  

В Конвенции  подчеркнута необходимость проводить  в первоочередном порядке общую  уголовную политику, направленную на защиту общества от коррупции, включая принятие соответствующего законодательства и превентивных мер.  

Отмечено, что  коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает  эффективное государственное управление, нарушает принципы равенства и социальной справедливости, ведет к искажению условий конкуренции, затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества.  

Конвенция является базовым документом и призвана сформировать общую уголовно-правовую антикоррупционную политику на международном уровне. Устанавливает обязанность государств закрепить в своем уголовном законодательстве составы таких преступлений, как подкуп государственных должностных лиц, подкуп в частном секторе, злоупотребление влиянием в корыстных целях, отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией, и др., а также установить санкции за их совершение.  

Далее эту конвенцию  мы будем сокращенно обозначать: Конвенция  СЕ УОК 1999.  

2. Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 04.11.99 (в настоящее время готовится подписание Россией данной конвенции).  

В Конвенции  подчеркнуто, что коррупция затрудняет экономическое развитие и угрожает надлежащему и справедливому функционированию рыночной экономики. Отмечены вредные финансовые последствия коррупции для частных лиц, компаний и Государств, а также для международных институтов. Указана важность вклада гражданского права в борьбу с коррупцией, в частности в сфере обеспечения возможности лицам, понесшим ущерб, получить справедливую компенсацию.  

Конвенция устанавливает  общие правила гражданско-правового  и гражданско-процессуального характера  в сфере борьбы с коррупцией. Это  первый международный договор о  коррупции такого рода.  

Каждая Сторона  Конвенции должна предусмотреть  в своем национальном законодательстве нормы, закрепляющие право лиц, понесших ущерб в результате коррупции, подать иск в целях получения полного  возмещения ущерба. Такое возмещение может охватывать причиненный реальный ущерб, упущенную финансовую выгоду и компенсацию морального вреда.  

Для того чтобы  ущерб подлежал возмещению, достаточно наличие 3 условий:

ответчик совершил или санкционировал акт коррупции  или не предпринял разумные шаги для  предотвращения акта коррупции;

истцу причинен ущерб;

существует причинно-следственная связь между актом коррупции  и нанесенным ущербом. 

Конвенцией также  предусмотрена ответственность  государств. Каждая сторона предусматривает  в своем национальном законодательстве надлежащие процедуры, позволяющие лицам, понесшим ущерб в результате акта коррупции, совершенного публичными должностными лицами в ходе осуществления ими своих функций, требовать возмещения ущерба от государства или в случае, если сторона не является государством, от соответствующих властей данной стороны (ЕС как организация является стороной данной Конвенции).  

Конвенция предусматривает  требования относительно юридической  силы сделок. Каждая сторона предусматривает  в своем национальном законодательстве, что любая сделка или положение сделки, предусматривающие совершение акта коррупции, являются недействительными и не имеющими юридической силы. Каждая сторона предусматривает в своем национальном законодательстве возможность для всех сторон сделки, чье согласие было нарушено актом коррупции, обратиться в суд в целях признания сделки недействительной, независимо от права требовать возмещения ущерба.  

Конвенция содержит и другие аспекты, в том числе  сроки исковой давности по требованиям  о возмещении ущерба, причиненного коррупционными действиями. Этот срок должен составлять не менее 3 лет со дня, когда лицу, которому причинен ущерб, стало известно или должно было стать известно о возникновении ущерба или о совершенном акте коррупции; однако иск не может быть предъявлен по истечении 10 лет с момента совершения данного акта.  

Нормами Конвенции  оговаривается защита работников, которые  сообщили компетентным лицам или  властям о своих обоснованных подозрениях о наличии коррупции.  

Отметим, что  Белоруссия ратифицировала эту Конвенцию 26.12.05, а в договоре "О создании Союзного государства" от 08.12.99 в ст. 18 к совместному ведению Союзного государства и государств-участников отнесена борьба с коррупцией и другими видами преступлений.  

Информация о работе Составы коррупционных преступлений: имплементация международных норм в российское уголовное право