Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 07:20, статья
Коррупция - одно из серьезнейших преступлений транснационального характера. Коррупция представляет угрозу национальной безопасности всех государств, это обусловливает необходимость развития международного сотрудничества для выработки эффективных антикоррупционных мер.
Ратификация конвенций
требует корректировки
Подкуп
национальных должностных
лиц
Конвенция СЕ УОК 1999 требует квалифицировать в качестве уголовных преступлений в национальном законодательстве:
обещание, предложение или предоставление каким-либо лицом, прямо или косвенно, какого-либо неправомерного преимущества любому из ее государственных должностных лиц для самого этого лица или любого иного лица, с тем чтобы оно совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций, когда это сделано преднамеренно (ст. 2 - Активный подкуп);
испрашивание или получение кем-либо из ее государственных должностных лиц, прямо или косвенно, какого-либо неправомерного преимущества для самого этого лица или любого иного лица, или же принятие предложения или обещания такого преимущества, с тем чтобы это должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций, когда это сделано преднамеренно (ст. 3 - Пассивный подкуп);
поведение, упомянутое
в ст. 2 и 3, когда это касается любого лица,
являющегося членом какого-либо национального
государственного собрания, осуществляющего
законодательные или административные
полномочия (ст. 4 - Подкуп членов национальных
государственных собраний).
Конвенция ООН 2003 (ст. 15) требует признать в качестве уголовно наказуемых следующие деяния, когда они совершаются умышленно:
обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;
вымогательство
или принятие публичным должностным
лицом, лично или через посредников, какого-либо
неправомерного преимущества для самого
должностного лица или иного физического
или юридического лица, с тем чтобы это
должностное лицо совершило какое-либо
действие или бездействие при выполнении
своих должностных обязанностей.
Для целей Конвенции
СЕ ГПОК 1999 (ст. 2) "коррупция" означает
просьбу, предложение, дачу или принятие,
прямо или косвенно, взятки или
любого другого ненадлежащего
Уголовный
кодекс РФ предусматривает
следующие соотносимые
составы преступлений:
Статья 290.
Получение взятки.
1. Получение
должностным лицом лично или через посредника
взятки в виде денег, ценных бумаг, иного
имущества или выгод имущественного характера
за действия (бездействие) в пользу взяткодателя
или представляемых им лиц, если такие
действия (бездействие) входят в служебные
полномочия должностного лица либо оно
в силу должностного положения может способствовать
таким действиям (бездействию), а равно
за общее покровительство или попустительство
по службе…
2. Получение
должностным лицом взятки за
незаконные действия (бездействие)…
3. Деяния, предусмотренные
ч. 1 или 2 настоящей статьи, совершенные
лицом, занимающим
Статья 291.
Дача взятки.
1. Дача взятки
должностному лицу лично или
через посредника…
2. Дача взятки
должностному лицу за
Примечание. Лицо,
давшее взятку, освобождается от уголовной
ответственности, если имело место вымогательство
взятки со стороны должностного лица или
если лицо добровольно сообщило органу,
имеющему право возбудить уголовное дело,
о даче взятки.
Статья 141.1.
Нарушение порядка
финансирования избирательной
кампании…
Согласно п. 9, 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.00 № 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе":
п. 9. По смыслу закона предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку… Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки.
п. 15. Вымогательство
означает требование должностного лица
или лица, выполняющего управленческие
функции в коммерческой или иной организации,
дать взятку либо передать незаконное
вознаграждение в виде денег, ценных бумаг,
иного имущества при коммерческом подкупе
под угрозой совершения действий, которые
могут причинить ущерб законным интересам
гражданина либо поставить последнего
в такие условия, при которых он вынужден
дать взятку либо совершить коммерческий
подкуп с целью предотвращения вредных
последствий для его правоохраняемых
интересов.
Подкуп иностранных
публичных должностных лиц и должностных
лиц публичных международных организаций
В соответствии
со ст. 8 и примечаниями к ст. 201 и 285
УК РФ иностранное публичное
Криминализация
активного подкупа иностранных
публичных должностных лиц
При этом коммерческая
выгода может получаться на территории
других стран.
Подкуп иностранных
публичных должностных лиц
В Декларации ООН
против коррупции и подкупа в
международных коммерческих отношениях
подкуп иностранцев криминализуется,
если он совершается в рамках коммерческих
международных отношений.
Конвенция СЕ УОК 1999 требует квалифицировать в качестве уголовных преступлений поведение, упомянутое в ст. 2 и 3:
когда это касается государственного должностного лица какого-либо другого государства (ст. 5);
когда это касается
любого лица, являющегося членом какого-либо
государственного собрания, осуществляющего
законодательные или
когда по смыслу
положений о личном составе это
касается какого-либо должностного лица
или иного нанятого по контракту
сотрудника какой-либо международной
или наднациональной
когда это касается каких-либо лиц, занимающих должности в судебных органах, или должностных лиц любого международного суда, юрисдикция которого признана этой стороной (ст. 11);
поведение, упомянутое
в ст. 4, когда это касается каких-либо
членов парламентских собраний международных
или наднациональных
Конвенция ООН 2003 (ст. 16) требует признать в качестве уголовно наказуемых деяний, когда они совершаются умышленно:
обещание, предложение или предоставление иностранному публичному должностному лицу или должностному лицу публичной международной организации, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей для получения или сохранения коммерческого или иного неправомерного преимущества в связи с ведением международных дел. Конвенция ООН 2003 (ст. 16) предлагает рассмотреть возможность признать в качестве уголовно наказуемых деяний, когда они совершаются умышленно:
вымогательство
или принятие иностранным публичным
должностным лицом или
Подкуп
в частном секторе
Конвенция СЕ УОК 1999 требует квалифицировать в качестве уголовных преступлений:
обещание, предложение
или предоставление, прямо или
косвенно, в ходе осуществления коммерческой
деятельности какого-либо неправомерного
преимущества каким-либо лицам, которые
руководят предприятиями
испрашивание
или получение, прямо или косвенно,
в ходе осуществления коммерческой деятельности
какими-либо лицами, которые руководят
предприятиями частного сектора или работают
в них в том или ином качестве, какого-либо
неправомерного преимущества или обещания
этого преимущества для самих себя или
любых других лиц, или принятие предложения
или обещания такого преимущества за совершение
или несовершение каких-либо действий
в нарушение своих обязанностей (ст. 8).
Конвенция ООН 2003 (ст. 21) предлагает рассмотреть возможность признать в качестве уголовно наказуемых следующие деяния, когда они совершаются умышленно в ходе экономической, финансовой или коммерческой деятельности:
обещание, предложение или предоставление, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества любому лицу, которое руководит работой организации частного сектора или работает в любом качестве в такой организации, для самого такого лица или другого лица, с тем, чтобы это лицо совершило, в нарушение своих обязанностей, какое-либо действие или бездействие;
вымогательство
или принятие, лично или через посредников,
какого-либо неправомерного преимущества
любым лицом, которое руководит работой
организации частного сектора или работает
в любом качестве в такой организации,
для самого такого лица или другого лица,
с тем, чтобы это лицо совершило, в нарушение
своих обязанностей, какое-либо действие
или бездействие.
Уголовный
кодекс РФ (ст. 204 - Коммерческий
подкуп):
1. Незаконная
передача лицу, выполняющему управленческие
функции в коммерческой или
иной организации, денег, ценных
бумаг, иного имущества, а равно незаконное
оказание ему услуг имущественного характера
за совершение действий (бездействия)
в интересах дающего в связи с занимаемым
этим лицом служебным положением…
3. Незаконное
получение лицом, выполняющим
управленческие функции в коммерческой
или иной организации, денег, ценных бумаг,
иного имущества, а равно незаконное пользование
услугами имущественного характера за
совершение действий (бездействия) в интересах
дающего в связи с занимаемым этим лицом
служебным положением.
Согласно прим.
1 к ст. 201 УК РФ выполняющим управленческие
функции в коммерческой или иной
организации признается лицо, постоянно,
временно либо по специальному полномочию
выполняющее организационно-
Согласно п. 6
Постановления Пленума Верховного Суда
РФ от 10.02.00 № 6 "О судебной практике
по делам о взяточничестве и коммерческом
подкупе" поверенные, представляющие
в соответствии с договором интересы государства
в органах управления акционерных обществ
(хозяйственных товариществ), часть акций
(доли, вклады) которых закреплена (находится)
в федеральной собственности, не могут
быть признаны должностными лицами и в
случае незаконного получения ими ценностей
либо пользования услугами за совершение
действия (бездействия) в интересах дающего
в связи с занимаемым служебным положением
подлежат ответственности по ст. 204 УК
РФ.