Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 23:15, дипломная работа
Целью настоящей дипломной работы является криминологическая и уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений, а также система мер их предупреждения и раскрытия.
Для достижения этой цели предполагается решить следующие основные задачи:
- рассмотреть проблемные вопросы квалификации налоговых преступлений;
- уточнить значение уголовно-правовой, криминалистической и криминологической характеристики налоговых преступлений для определения круга обстоятельств, подлежащих установлению в ходе предварительного следствия по уголовным делам данной категории;
- определить структурные элементы криминалистической характеристики налоговых преступлений, обладающие наибольшей следовой информативностью при расследовании уголовных дел рассматриваемой категории;
- на основе правовых норм российского законодательства и анализа имеющихся научных исследований выработать конкретные рекомендации, касающиеся мер предупреждения налоговых преступлений.
Введение
1.1. Общая характеристика налоговых преступлений, их признаки и состав
1.2. Причины, условия и способы совершения налоговых преступлений
1.3. Криминологическая характеристика лиц, совершивших налоговые преступления
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений
2.1. Объективные признаки налоговых преступлений
2.2. Субъективные признаки налоговых преступлений
2.3. Квалифицированные виды налоговых преступлений
2.4. Основные элементы состава преступлений в сфере налогообложения
2.5. Следы преступной деятельности
Глава 3. Система мер предупреждения налоговых преступлений
3.1. Уголовная ответственность за налоговые преступления
3.2. Меры предупреждения налоговых преступлений
Заключение
Список использованной литературы
При проверке цехов
текстильно-галантерейной
Прибегают к списанию средств на оплату труда несуществующим работникам. Здесь, как правило, встречаются две ситуации. Во-первых, могут просто увеличить штат работающих, увеличивая число должностей, "принимая" на них своих родственников и друзей. Это настолько распространенная практика, что фактически ни одно частное предприятие не платит налога с превышения ФОТ. Второй путь, когда используют временные работы. Здесь при начислении средств на оплату труда могут быть указаны даже вымышленные лица, т.к. они выполняют свою работу, получают деньги и больше их никакие отношения с предприятием не связывают. Конкретной иллюстрацией может послужить следующая ситуация. К авансовому отчету были приложены расписки лиц в получении денег за погрузку и разгрузку 1120 т угля, поступившего в школу с 20 по 24 августа. По отчету за август проверили, поступал ли уголь в школу и в каком количестве. Действительно складе было установлено, что уголь грузили при помощи механизмов и перевозили на самосвалах. Значит, надобности в найме людей для погрузочно-разгрузочных работ не было. По адресам и фамилиям, указанным в расписках на получение денег, запросили адресное бюро, которое сообщило, что эти лица в городе вообще не проживают. Аналогичные факты выявились и по другим авансовым отчетам.
Вследствие отсутствия
практики вечного хранения бухгалтерских
документов иногда при помощи одного
и того же документа оправдывают
несколько расходов. Для снижения
риска, как правило, изымают и
снова приобщают к делам
На практике нередко
встречаются случаи, когда сочетают
использование положений
В ходе работы по выявлению
признаков налоговых
а) ревизии и проверки отчетности;
б) аудиторские проверки по заданиям налоговой инспекции или налоговой полиции;
в) запросы и проверки налоговой инспекции;
г) осмотры помещений и документов сотрудниками налоговой полиции;
д) получение образцов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции путем контрольных закупок;
е) получение объяснений
от должностных и материально-
Другое развитие ситуации предполагает получение первичной информации нелегальным образом. Здесь предполагается:
а) наблюдение за технологическими процессами, передвижением и сбытом товарно-материальных ценностей, документооборотом;
б) осмотр помещений, транспорта и документов;
в) беседы с возможными свидетелями, специалистами-консультантами;
г) запросы в криминалистические учеты и банки данных;
д) получение образцов и копий в целях их исследования в соответствующих лабораториях.
В ходе как гласных так и негласных действий должны решаться следующие задачи:
1) предварительное изучение лиц, представляющих оперативный интерес (статус, преступные связи, пристрастия);
2) ознакомление с
местами хранения документов (включая
и черновые записи), неучтенных
товарно-материальных
3) изучение порядка работы предприятия (фирмы);
4) планирование и
реализация тактической
5) выбору и использованию
технических средств фиксации
информации, т.е. должны решаться
общие задачи
Исходную информацию, собранную в ходе проверочных действий при расследовании налоговых преступлений оценивают по нескольким критериям:
а) насколько исходная
информация относима к задачам расследования,
т.е. имеются ли в наличии ее связи
по содержанию с предметом доказывания
при расследовании налоговых
преступлений или же со вспомогательными
фактами, служащими для его
б) насколько информация объективна по содержанию;
в) в какой степени она допустима в качестве доказательной информации; т.е. пригодна с точки зрения законности ее источников, методов и приемов получения сведений;
г) достаточно ли ее для принятия каких-либо процессуальных или иных решений;
д) какие перспективы для расследования открываются, если будет принято то или иное решение;
е) какие методические и тактические решения могут быть приняты в зависимости от сложившейся следственной ситуации.
Смысл всей оценки исходной информации сводится к поиску обоснований для принятия решения о дальнейшем течении расследования: либо в связи с отсутствием каких-либо признаков налогового преступления, прекратить проверочные действия; либо продол жить предварительную проверку информации в целях устранения пробелов в ней, но без возбуждения уголовного дела; либо возбудить уголовное дело.
При возбуждении уголовного дела по налоговым преступлениям должны быть учтены два критерия достаточности оснований для принятия решения:
1) наличие в материалах данных об одном или нескольких признаков сокрытия объектов налогообложения (полная совокупность признаков устанавливается только в результате расследования);
2) размер сокрытия: крупный или особо крупный.
Под документальной проверкой
налогового законодательства следует
понимать проверку правильности исчисления
полноты и своевременности
Ревизия представляет собой проверку хозяйственной деятельности предприятий и организаций за определенный период времени. Она может быть полной и охватывать все стороны проверяемой деятельности или частичной, нацеленной на проверку отдельных видов финансовых и хозяйственных операций.
Ревизия может начинаться
с проверки первичных бухгалтерских
документов. Такая проверка в свою
очередь состоит из двух этапов.
Сначала с помощью внешнего осмотра
реквизитов документа, изучения содержания
отраженной в нем операции с точки
зрения законности и хозяйственной
целесообразности, а также путем
проверки арифметических подсчетов, выделяют
сомнительные первичные документы,
в том числе документы, предположительно
отражающие полностью или частично
вымышленные хозяйственные
При такой последовательности
работы определение обоснованности
учетных записей имеющейся
Для документальной проверки соблюдения налогового законодательства более характерна обратная последовательность контрольных операций: сначала показатели отчетности сверяются с данными синтетического бухгалтерского учета (для физических лиц - с записями в книге доходов и расходов), затем контролер устанавливает, все ли учетные записи подтверждаются наличием первичных бухгалтерских документов и, наконец, в завершение работы проводит детальную проверку содержания самих бухгалтерских документов, на основе которых строились данные учета и финансовая отчетность предприятия. Переоценка этого различия может привести к необоснованному сужению методических возможностей документальной проверки соблюдения налогового законодательства, к ограничению ее методики сличением учетных записей с первичными бухгалтерскими документами. Естественно, что при таком понимании документальной проверки все налоговые преступления, совершаемые путем подлога в первичных бухгалтерских документах, останутся вне поля зрения налоговых органов, что резко снизило бы эффективность их работы. Нельзя считать, что ревизия, аудиторская и документальная проверки ограничиваются установлением документального подтверждения учета и отчетности, что в их задачи не входит выявление ложных сведений о содержании хозяйственных операций, внесенных в первичные документы. Следовательно, задача выявления таких фактов относится к исключительной компетенции экономической экспертизы.
Раньше органы налоговой полиции не обладали полномочием проведения проверок налогоплательщиков. В настоящее время согласно п.5 ст.36 Налогового Кодекса РФ, органы налоговой полиции при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, вправе производить проверки, по результатам которых составляются акты о проверке налогоплательщика, на основании которых принимается одно из следующих решений:
1) в случае обнаружения налоговых правонарушений, содержащих признаки состава преступления - о возбуждении уголовного дела;
2) в случае обнаружения
налогового правонарушения, не содержащего
признаков состава преступления
- об отказе в возбуждении
3) в случае отсутствия налогового правонарушения - об отказе в возбуждении дела.
При расследовании уголовного дела возможно проведение дополнительных проверок, если будет установлено, что некоторые эпизоды преступной деятельности не нашли отражения в первичной проверке. Обычно повторная проверка проводится тем же специалистом, что и первичная проверка.
Инициатором проведения
дополнительной проверки выступает
следователь, но такую проверку можно
проводить и по инициативе обвиняемого,
особенно в тех ситуациях, когда
последним представлены ранее неисследованные
документы, а также выдвигаются
обоснованные возражения по существу
выводов, содержащихся в акте первичной
проверки. Однако в таких ситуациях
следователь может принять
С формированием рыночных отношений в российском обществе одним из распространенных преступлений стало уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, борьба с которым представляет сложности. В процессе привлечения к уголовной ответственности лиц, не уплачивающих предусмотренные законом налоги и (или) сборы, часто возникают проблемы, связанные с отграничением преступных действий от действий, исключающих преступность деяния.
Конституционный Суд
РФ в Постановлении от 27 мая 2003 г.
N 9-П "По делу о проверке конституционности
положения статьи 199 Уголовного кодекса
Российской Федерации в связи
с жалобами граждан П.Н. Белецкого,
Г.А. Никовой, Р.В. Рукавишникова, В.Л. Соколовского
и Н.И. Таланова" указал, что, исходя
из п. 5 ч. 1 ст. 73 УПК РФ и ст. 111 НК РФ, подлежат
установлению обстоятельства, наличие
которых исключает привлечение лица к
уголовной ответственности за уклонение
от уплаты налогов. К таким обстоятельствам
он отнес стихийное бедствие или другие
чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства,
выполнение налогоплательщиком письменных
разъяснений по вопросам применения законодательства
о налогах, данных налоговым органом или
другим уполномоченным государственным
органом или их должностными лицами в
пределах их компетенции Лекс-аудит. О
квалификации налоговых преступлений
и правонарушений // http://www.chtivo.info/index.
Информация о работе Система мер предупреждения налоговых преступлений