Система мер предупреждения налоговых преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 23:15, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей дипломной работы является криминологическая и уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений, а также система мер их предупреждения и раскрытия.

Для достижения этой цели предполагается решить следующие основные задачи:

- рассмотреть проблемные вопросы квалификации налоговых преступлений;

- уточнить значение уголовно-правовой, криминалистической и криминологической характеристики налоговых преступлений для определения круга обстоятельств, подлежащих установлению в ходе предварительного следствия по уголовным делам данной категории;

- определить структурные элементы криминалистической характеристики налоговых преступлений, обладающие наибольшей следовой информативностью при расследовании уголовных дел рассматриваемой категории;

- на основе правовых норм российского законодательства и анализа имеющихся научных исследований выработать конкретные рекомендации, касающиеся мер предупреждения налоговых преступлений.

Содержание

Введение
1.1. Общая характеристика налоговых преступлений, их признаки и состав
1.2. Причины, условия и способы совершения налоговых преступлений
1.3. Криминологическая характеристика лиц, совершивших налоговые преступления
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений
2.1. Объективные признаки налоговых преступлений
2.2. Субъективные признаки налоговых преступлений
2.3. Квалифицированные виды налоговых преступлений
2.4. Основные элементы состава преступлений в сфере налогообложения
2.5. Следы преступной деятельности
Глава 3. Система мер предупреждения налоговых преступлений
3.1. Уголовная ответственность за налоговые преступления
3.2. Меры предупреждения налоговых преступлений
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

дипломная.docx

— 103.80 Кб (Скачать)

По части 1 статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации  уголовная ответственность наступает  за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем  непредставления налоговой декларации или иных документов, представление  которых в соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую  декларацию или такие документы  заведомо ложных сведений, совершенное  в крупном размере.

По части 2 статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации  уголовная ответственность наступает  за то же деяние (см.ч.1 ст. 199 УК РФ), совершенное группой лиц по предварительному сговору и в особо крупном размере.

Крупным размером в  настоящей статье, а также в  статье 199.1 настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч  рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов  подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион  пятьсот тысяч рублей, а особо  крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Под организацией согласно ст. 11 Налогового кодекса РФ понимаются юридические лица, образованные в  соответствии с законодательством  РФ, а также иностранные юридические  лица компании и другие корпоративные  образования, обладающие гражданской  правоспособностью, созданные в  соответствии с законодательством  иностранных государств, между народные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Перечень данных о  доходах, подлежащих включению в  бухгалтерские документы для  исчисления налогооблагаемой базы, устанавливается  нормативно-правовыми актами. К ним  относятся прибыль, дивиденды, проценты по акциям, облигациям и иным, выпущенным в Российской Федерации ценным бумагам, за исключениями, установленными в  законе, доходы от долевого участия  в других предприятиях и прочие доходы, прямо предусмотренные нормативно-правовыми  актами. Характер отражения этих данных в бухгалтерских документах также  регламентирован нормативно-правовыми  актами.

Заведомо искаженными  признаются специально измененные и  ставшие фактически неверными данные относительно величины доходов, расходов и льгот, учитываемых при начислении налогов, а также данные, неверно  отражающие фактическое состояние, ввиду игнорирования существенно важных сведений.

Заведомо искаженные данные признаются включенными в  бухгалтерские документы, если последние  подготовлены к представлению в  налоговые органы и оформлены  в надлежащем порядке.

Преступление совершается  с прямым умыслом: лицо осознает, что  оно совершает общественно-опасные  действия в целях уклонения от уплаты налогов или страховых  взносов с организаций и желает наступления последствий в виде неуплаты налогов или страховых  взносов в государственные внебюджетные фонды.

Преступление является оконченным в момент совершения действий, образующих уклонение от уплаты налогов, т.е. включения в бухгалтерские  документы, представляемые в налоговые  органы заведомо искаженных данных либо иным способом сокрытия истинных сведений о подлежащих налогообложению объектах.

Субъектами преступления могут быть руководитель организации-налогоплательщика  и главный (старший) бухгалтер, лица, фактически выполняющие обязанности  руководителя и главного (старшего) бухгалтера, а также иные служащие организации-налогоплательщика, включившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или  расходах, либо скрывшие другие объекты  налогообложения. Налоговый кодекс предусматривает таких участников налоговых отношений как налоговые  агенты, на которых возложены обязанности  по исчислению, удержанию у налогоплательщика  и перечислению в соответствующий  бюджет (фонд) налогов. Исходя из этого, представляется, что в числе субъектов  преступлений предусмотренных ст. 199 УК РФ можно указать и налоговых  агентов.

Совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст.199 УК РФ, наказывается штрафом в размере от ста тысяч  до трехсот тысяч рублей или в  размере заработной платы или  иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом  на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Совершение преступления, предусмотренного ч.2 ст. 199 УК РФ, наказывается штрафом в размере от двухсот  тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы  или иного дохода осужденного  за период от одного года до трех лет  либо лишением свободы на срок до шести  лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Следует отметить, что  изменения, внесенные в статьи 198 и 199 УК РФ в последнее время, коснулись  санкций данных статей в сторону  их ужесточения. По всей видимости, это  связано с все более увеличивающимся  количеством таких преступлений и значимости для государства  их искоренения.

2.3 Квалифицированные  виды налоговых  преступлений

Уголовный Кодекс РФ содержит только две статьи, предусматривающие  ответственность  за нарушение налогового законодательства - это ст. 198 (Уклонение  физического лица от уплаты налога или  страхового взноса в  государственные  внебюджетные фонды) и ст. 199 (Уклонение  от уплаты налогов  или страховых  взносов в государственные  внебюджетные фонды  с организации) Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. / Под редакцией Ю.И.Скуратова и В.М.Лебедева. - М.: Юрайт, 2005. С. 215..

Ст. 198 УК РФ, предусматривающая  ответственность  за уклонение гражданина от уплаты налога, а  равно от уплаты страхового взноса в государственные  внебюджетные фонды, содержит 2 части. Часть 1 влечет ответственность  за уклонение гражданина от уплаты налога, а  равно страхового взноса, совершенное  в крупном размере, т. е. если сумма неуплаченного  налога или страхового взноса превышает  двести минимальных  размеров оплаты труда. Часть 2 предусматривает ответственность за особо крупный размер суммы неуплаченного налога или взноса (когда она превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда) или за совершение деяния, предусмотренного ч. 1, лицом, ранее судимым за это преступление.

Судя  по санкциям обеих  частей, наказание  усилено, так как  в отличие от УК РСФСР предусматривает  лишение свободы.

Статья 199 УК РФ предусматривает  ответственность  за уклонение от уплаты налогов или страховых  взносов в государственные  внебюджетные фонды  с организации.

Санкция ч. 2 ст. 199 УК РФ значительно  строже, поскольку  в отличие от санкции  ч. 1 ст. 162-2 УК РСФСР в том числе предусматривает лишение свободы до трех лет, а также лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет и содержит такого вида наказания, как штраф. Часть 2 предусматривает квалифицирующие признаки, аналогичные содержащимся в ч. 2 ст. 198 УК РФ. Кроме того, крупный размер неуплаченного налога значительно возрос и составляет сумму, превышающую одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, а особо крупный размер - пять тысяч (5 тысяч).

Круг  налоговых правонарушений, предусмотренных  в Налоговом кодексе  достаточно широк, Это  и нарушение срока  постановки на учет в налоговом органе (ст. 116), и уклонение от постановки на такой  учет (ст. 117), и нарушение  срока представления  налоговой декларации или иных документов (ст. 119) и ряд других (всего 14 статей). В некоторых  статьях предусмотрена  ответственность  за несколько налоговых  правонарушений.

2.4 Основные элементы  состава преступлений  в сфере налогообложения

Налоговое преступление - это совершенное в налоговой  сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим  уголовным законодательством территории, к юрисдикции которого оно отнесено.

Разложив данное определение  на его логические составляющие, мы видим, что налоговое преступление как таковое в себе содержит все  необходимые признаки налогового правонарушения. Следовательно, понятие о налоговом  преступлении теряет смысл при отсутствии события налогового правонарушения, его признаков. Значит, содержанием  объективной стороны налогового преступления будет являться то или  иное налоговое правонарушение.

Налоговый Кодекс РФ предусматривает следующие виды налоговых правонарушений, ответственность  за которые закреплена в следующих  статьях: ст. 116 "Нарушение срока  постановки на учет в налоговом органе"; ст. 117 "Уклонение от постановки на учет в налоговом органе"; ст. 118 "Нарушение срока представления  сведений об открытии и закрытии счета  в банке"; ст. 119 "Непредставление  налоговой декларации"; ст. 120 "Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения"; ст. 122 "Неуплата или неполная уплата сумм налога"; ст. 123 "Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов"; ст. 124 "Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение"; ст. 126 "Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля"; ст. 129.1 "Неправомерное несообщение сведений налоговому органу" Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. / Под редакцией А.В. Брызгалина. - М.: Юристъ, 2004. С. 196..

Таким образом, при  наличии определенного условия  все вышеперечисленные статьи Налогового кодекса, а также статьи, касающиеся ответственности банков и их должностных  лиц, могут составлять объективную  сторону преступлений, ответственность  за которые предусмотрена ст. 198 и 199 УК РФ. Таковым условием, при достижении которого налоговое правонарушение становится именно преступным деянием, является наступление наиболее общественно  опасных последствий, одного из важнейших  признаков преступления, отличающих его от иного вида деяний. Этот вопрос так или иначе поднимался в предыдущей части нашего исследования. В настоящее время мы считаем необходимым рассмотреть вопрос именно объективной стороны налогового преступления, содержанием которой и выступает налоговое правонарушение.

В действующем Уголовном  кодексе существуют только две статьи, предусматривающие ответственность  за налоговые преступления, - ст. 198 и 199.

Статья 198 УК РФ устанавливает  уголовную ответственность за уклонение  гражданина от выполнения своей конституционно-правовой обязанности - уплаты налогов. Объективная  сторона данного преступления может  быть описана как непредставление  субъектом декларации о доходах  в случаях, когда это является обязательным, или включение в  представленную декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, приведшее к наступлению опасных  последствий в крупных размерах. При этом следует помнить, что  каждая из форм объективной стороны  деяния, ответственность за которое  предусмотрена данной статьей, является, по сути, самостоятельным составом преступления. Короче говоря, объективная  сторона обоих составов преступления, предусмотренных ст. 198 УК РФ, представляет собой по своей сути сокрытие объектов налогообложения, "поскольку внесение искаженных данных о доходах и  расходах в декларацию либо бухгалтерские  документы влечет за собой формирование недостоверных финансовых результатов  и, следовательно, сокрытие объектов налогообложения" <19>.

Следует заметить, что  преступления, заключающиеся в противодействии  или неисполнении требований налоговой  службы в целях сокрытия доходов (прибыли) или неуплаты налогов, составляют 21,8%, уклонение от подачи декларации о доходах - 3,7%, иные - менее 1%.

Рассмотрим некоторые  основные понятия, упомянутые при описании объективной стороны деяния, характеризуемые  ст. 199 УК РФ. Данная правовая норма предусматривает  ответственность за уклонение от уплаты налогов с организаций. Первая часть данной правовой нормы характеризует  объективную сторону такого состава  преступления, как уклонение от уплаты налогов с организаций путем  включения в бухгалтерские документы  заведомо искаженных данных о доходах  или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенное  в крупном размере. Вторая часть  данной статьи характеризует объективную  сторону данного деяния при условии  его неоднократного совершения. Следует  заметить, что основное налоговое  бремя в России несут предприятия  и организации. Таким образом, ничего удивительного нет в том, что  наибольшее распространение среди  налоговых преступлений получили деяния, ответственность за которые предусмотрена  ст. 199 УК РФ. По данным К. Саркисова, "из общего числа числившихся на учете  юридических лиц лишь 436 тыс. (16,6%) вносят платежи регулярно, 1 млн. 307 тыс. (49,8%) имеют задолженность перед  бюджетом и около 787 тыс. (29,9%) не представляют бухгалтерскую отчетность, не платят налоги или находятся в налоговом  розыске" Саркисов К.К. Налоговые  преступления. - М.: ЮНИТИ, 2004. С. 132..

Информация о работе Система мер предупреждения налоговых преступлений